Контрольная работа
№1
Вариант №1
- Экономическая сущность налога и сбора, их отличия.
Налог - одно из основных понятий финансов,
его следует рассматривать одновременно
как экономическое, социальное и политическое
явление. Налоги возникают на достаточно
высоком уровне развития общества существует
множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт
1 даёт следующее определение налога:
«Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платёж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлеж3ащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность
налога заключается в том, что они представляют
собой присвоение, централизацию и перераспределение
через бюджеты части произведённого национального
продукта.
Под налогообложением
принято понимать взимание налога. В экономической
теории понятие налога и сбора часто принимают
как синонимы, однако, строго говоря, налог
существенно отличается от сбора.
Налоговый Кодекс
РФ разделяет понятие налога и сбора: статья
8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт
следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставлении
определённых прав или выдачу разрешений
(лицензий)».
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).
Сущность
сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные
отношения плательщика с государством.
Сбор уплачивается в связи с публично-правовой
услугой, но не за саму услугу. Уплатив
сбор, последний вправе требовать от государства
совершения в свою пользу юридически значимых
действий, обжаловать отказ от их совершения,
в том числе и в судебном порядке.
При уплате сборов большое
значение имеет свободное усмотрение
плательщика, его мотивация, стремление
вступить в публично-правовые отношения
с государством.
Налог именуется платежом,
а сбор - взносом. Сбор может быть
внесен различными способами.
Цель налогообложения - покрытие совокупных расходов публичной
власти. Цель сбора - компенсировать дополнительные
издержки государства на оказание плательщику
индивидуально-конкретных услуг публично-правового
характера.
Главное отличие налога от сбора
состоит в том, что налог является
абстрактным платежом и обычно не
имеет целевого ориентирования, при
уплате же сбора всегда присутствует
специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора:
- И налог и сбор обязательны
- И налог и сбор принудительны
- И налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие
отличительные признаки налогов
от других финансовых категорий:
- Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
- Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
- Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
- Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
- Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Перечислить и охарактеризовать местные налоги.
В настоящее время на территории
РФ введены следующие местные
налоги и сборы:
- Земельный налог;
- Налог на имущество физических лиц.
1. Земельный налог:
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса РФ использование земли
в РФ является платным. Формами платы
за использование земли являются
земельный налог, арендная плата
и нормативная цена земли.
С 2005 года Налоговый кодекс дополнен
главой 31 «Земельный налог», которая
введена Федеральным законом
от 29.11.2004 № 141-ФЗ.
Новый земельный налог устанавливается
в качестве местного налога, формирующего
доходную базу местных бюджетов. Он
будет вводиться в действие нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных образований,
а также законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Объектом налогообложения
признаются земельные участки, расположенные
в пределах муниципального образования
(городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга), на территории
которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые
из оборота в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
2) земельные участки, ограниченные
в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными
объектами культурного наследия
народов Российской Федерации,
объектами, включенными в Список всемирного
наследия, историко-культурными заповедниками,
объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные
в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных
нужд;
4) земельные участки, ограниченные
в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
в пределах лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные
в обороте в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
занятые находящимися в государственной
собственности водными объектами
в составе водного фонда, за
исключением земельных участков,
занятых обособленными водными
объектами.
Плательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
(только организации) или праве пожизненного
наследуемого владения (только физические
лица) (ст. 388 НК РФ).
В собственность граждан
и юридических лиц могут быть
предоставлены земельные участки,
находящиеся в государственной
и муниципальной собственности.
В постоянное (бессрочное) пользование
земельные участки предоставляются
государственным и муниципальным
учреждениям, федеральным казенным
предприятиям, а также органам
государственной власти и органам
местного самоуправления, гражданам
земельные участки в постоянное
(бессрочное) пользование не предоставляются.
Вместе с тем право постоянного
(бессрочного) пользования находящимися
в государственной или муниципальной
собственности земельными участками,
возникшее у граждан или юридических
лиц до введения в действие Земельного
кодекса РФ, сохраняется. Также сохраняется
и право пожизненного наследуемого
владения земельными участками, находящимися
в государственной или муниципальной
собственности, приобретенное гражданином
до введения Земельного кодекса РФ. В то
же время предоставление земельных участков
гражданам на праве пожизненного наследуемого
владения после введения в действие Земельного
кодекса РФ не допускается. Граждане, имеющие
земельные участки в пожизненном наследуемом
владении, имеют право приобрести их в
собственность.
В отношении земельных
участков организаций и физических
лиц, находящихся на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных
им по договору аренды, следует отметить,
что указанные лица налогоплательщиками
земельного налога не являются, они
платят арендную плату.
При налогообложении земли
в соответствии с гл. 31 НК РФ из объектов
налогообложения исключаются отдельные
виды земель. Это, прежде всего, земли,
изъятые из оборота. Первостепенная
роль в этих землях отведена земельным
участкам, занятым находящимися именно
в федеральной собственности
государственными природными заповедниками
и национальными парками.
Поэтому необходимо обратить
внимание на то, что государственные
природные заповедники представляют
собой форму сохранения и восстановления
типичных и уникальных природных
комплексов, генофонда растительного
и животного мира. Правовой режим
земель, объявленных заповедниками,
установлен Федеральным законом
«Об особо охраняемых природных
территориях». Заповедники являются природоохранными,
научно-исследовательскими и эколого-просветительскими
некоммерческими учреждениями, создаваемыми
с целью сохранения и изучения естественного
хода природных процессов и явлений, генофонда
живых организмов, отдельных видов и сообществ
растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем. Земли предоставляются
государственным заповедникам на праве
постоянного (бессрочного) пользования.
На заповедники возлагаются следующие
задачи: охрана природных территорий с
целью сохранить биологическое разнообразие
и поддержать в естественном состоянии
охраняемые природные комплексы и объекты;
организация и проведение научных исследований,
включая ведение летописи природы; осуществление
экологического мониторинга; экологическое
просвещение, участие в государственной
экологической экспертизе проектов и
схем размещения хозяйственных и иных
объектов; содействие в подготовке научных
кадров и специалистов в области охраны
окружающей природной среды. Заповедники
учреждаются Правительством РФ при условии
согласия субъекта Российской Федерации
на отнесение его территории к объектам
федеральной собственности. В таком же
порядке расширяются территории заповедников.
Положение о конкретном заповеднике, его
статусе утверждается органом, уполномоченным
на то Правительством РФ.
Что касается национальных
парков, то ими объявляются территории,
природные комплексы и объекты
которых имеют особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность
и предназначены для использования
в природоохранных, просветительских,
научных и культурных целях и
для регулируемого туризма. Национальные
парки являются природоохранными, эколого-просветительскими
и научно-исследовательскими учреждениями
и относятся к объектам федеральной
собственности. Земля предоставляется
национальным паркам на праве постоянного
(бессрочного) пользования. На территориях
парков запрещается любая деятельность,
которая может нанести ущерб
природным комплексам и объектам
растительного и животного мира,
культурно-историческим объектам и
которая противоречит целям и
задачам национальных парков.
Кроме указанных выше, также
к землям, изъятым из оборота и
исключенным из объектов налогообложения
новым земельным налогом, относятся
следующие объекты:
- здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;
- здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
- объекты организаций Федеральной службы безопасности;
- объекты организаций федеральных органов государственной охраны;
- объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
- воинские и гражданские захоронения;
- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Большой круг земель, исключенных
из объектов налогообложения новым
земельным налогом, дополнен земельными
участками, ограниченными в обороте,
также не признаваемыми объектом
налогообложения. К ним относятся:
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки в пределах лесного фонда;
- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
В отличие от Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1
«О плате за землю», согласно которому
налоговой базой по земельному налогу
является облагаемая налогом площадь
земельного участка, в главе 31 НК РФ
налоговая база по земельному налогу
определяется в отношении каждого
земельного участка как его кадастровая
стоимость. Государственный земельный
кадастр охватывает всю территорию
страны и содержит обязательные характеристики
земельных участков: местоположение,
размер и качество.