Содержание
1. Сущность и необходимость налогов.
Функции налогов.
2. Виды налогов и их характеристика.
3. Налоговая система РФ. Принципы
ее построения.
1. Сущность и необходимость налогов.
Функции налогов.
Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными
отношениями, складывающимися у государства
с юридическими и физическими лицами.
Эти денежные отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое общественное назначение
- мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства. Поэтому налог может рассматриваться
в качестве экономической категории с
присущими ей функциями.
Налоги,
как отмечают К. Маркс и Ф.
Энгельс, появились с разделением
общества на классы и возникновением
государства, как "взносы граждан,
необходимые для содержания... публичной
власти... ".1 В истории развития
общества еще ни одно государство
не смогло обойтись без налогов,
поскольку для выполнения своих
функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые
могут быть собраны только
посредством налогов. Исходя из
этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой
расходов государства на исполнение
минимума его функций: управление,
оборона, суд, охрана порядка,
чем больше функций возложено
на государство, тем больше
оно должно собирать налогов.
Таким
образом, налогообложение - это
система распределения доходов
между юридическими или физическими
лицами и государством, а налоги
представляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических
и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги
выражают обязанности юридических
и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании
финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие
сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или
иной формы деятельности. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства
в современных условиях. Главные
принципы налогообложения - это
равномерность и определенность.
Равномерность - это единый подход государства
к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности,
единства правил, а так же равной степени
убытка, который понесет налогоплательщик.
Сущность определенности состоит в том,
что порядок налогообложения устанавливается
заранее законом, так что размер и срок
уплаты налога известен заблаговременно.
Государство так же определяет меры взыскания
за невыполнение данного закона.
Денежные
средства, вносимые в виде налогов
не имеют целевого назначения.
Они поступают в бюджет и
используются на нужды государства.
Государство не предоставляет
налогоплательщику, какой либо
эквивалент за вносимые в бюджет
средства. Безвозмездность налоговых
платежей является одной из
черт составляющих их юридическую
характеристику.
В
условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве
определенного регулятора воздействия
на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях
рынка.
В
переходный к рынку период
налоговая система является одним
из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования
экономики. От того, насколько
правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система
на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования,
равно как и острой критики.
В
налогах заложены большие возможности
по регулированию социально-экономических
процессов в стране со стороны
государства. При умелом использовании
они могут быть сильным регулирующим
механизмом в системе социального
управления.
Так,
налоги могут использоваться
для регулирования производства
- стимулирования развития определенных
отраслей, ограничения развития
или сдерживания каких-либо экономических
процессов и т.п.
С
помощью налогов возможно регулирование
потребления. Например, такой налог,
как акциз, особенно высокие
его размеры, влияет на спрос
и покупательную способность
населения в отношении тех
товаров, на которые распространяется
этот налог.
В
налогах заложены возможности
и регулирования доходов населения.
Они могут быть нацелены на
ограничение доходов высокого
уровня, могут учитывать необходимость
поддержки малоимущих граждан
путем предоставления льгот.
Налоги
могут быть элементом механизма,
регулирующего демографические
процессы, молодежную политику, иные
социальные явления.
Но
налоги это не только экономическая
категория, но и одновременно
финансовая категория. Как финансовая
категория налоги выражают общие
свойства, присущие всем финансовым
отношениям, и свои отличительные
признаки и черты, собственную
форму движения, то есть функции,
которые выделяют их из всей
совокупности финансовых отношений.
Под
налогом понимается обязательный
платеж, поступающий государству
в определенных законодательством
размерах и в установленные
сроки.
Взимается
налог по определенной ставке,
представляющей собой долю облагаемых
налогом средств субъектов экономики.
При этом налог может быть
денежным и натуральным.
По
объектам обложения налоги делятся:
- налог на
доходы (выручку, прибыль, заработную
плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налог на
добавленную стоимость продукции,
работ, услуг;
- налог на
имущество (предприятий и граждан);
- налог на
определенные виды деятельности
и сделки (например, сделки с ценными
бумагами);
- налог за
пользование природными ресурсами.
Налоги
могут устанавливаться на различных
уровнях государственной власти:
федеральном, региональном, местном.
Это означает, что они поступают
в соответствующие бюджеты.
Налоги
могут поступать не только
в госбюджет, но и во внебюджетные
фонды: фонд социального страхования,
фонд занятости, дорожный фонд
и т.д.
Для
понимания сущности налогов не
малое значение имеет знание
и понимание признаков налогов.
К ним относятся:
1. Императивность
- то есть требование со стороны
государства обязательности налогового
платежа. При невыполнении налогового
обязательства, применяются соответствующие
санкции.
2. Смена собственника
- в частности через налоги, доля
частной собственности становится
государственной или муниципальной,
образуя бюджетный фонд.
3. Безвозвратность
и безвозмездность - налоговые
платежи обезличиваются и не
возвращаются к конкретному плательщику.
Налог предстает как безвозмездное
изъятие государством части средств
предприятий, организаций и населения
по заранее установленным нормативам
и срокам. Вот почему налоги
взимаются принудительно, проявляя
тем самым как бы неэкономический
характер.
Налоговая
система базируется на соответствующих
законодательных актах государства,
которые устанавливают конкретные
методы построения и взимания
налогов, то есть определяют
конкретные элементы налогов.
К важнейшим элементам налогов
относятся:
1. Субъект
налога - налогоплательщик, то есть
физическое или юридическое лицо,
которое обязано в соответствии
с законодательством уплатить
налог.
2. Носитель
налога - юридическое или физическое
лицо, уплачивающее налог из собственного
дохода. При этом носитель налога
вносит налог субъекту налога,
а не государству. Классический
пример этому - субъект налога
- производитель или продавец товара, например,
по налогу НДС, а носитель налога - покупатель
товара.
3. Объект
налога - доход или имущество,
измеренные количественно, которые
служат базой для исчисления
налога.
4. Налоговая
база - денежная или физическая
или иная характеристика объекта
налогообложения.
5. Источник
налога - это доход, из которого
выплачивается налог.
6. Единица
обложения - единица, в которой
измеряется величина налога.
7. Ставка
налога - величина налоговых отчислений
с единицы объекта налога. Ставка
определяется либо в виде твёрдой
ставки, либо в виде процента
и называется налоговой квотой.
8. Оклад налога.
9. Налоговый
период - срок, в который должен
быть уплачен налог, и который
оговаривается в законодательстве,
а за его нарушение, не зависимо
от вины налогоплательщика, взимается
пени в зависимости от просроченного
срока.
10. Налоговая
льгота - полное или частичное
освобождение плательщика от
налога.
Способ
взимания налога - тоже достаточно
существенное звено в понимании
существа налогов и налоговой
системы. Дело в том, что
от того каким именно образом
происходит, взимание налогов зависит,
например сумма, которой распоряжается
гражданин.
Необходимость
налогов характеризуется разделением
общества на социальные классы, перечисляющие
в бюджет различные виды налогов и сборов.
Существование льготного налогообложения
необходимо для стимулирования использования
предприятиями достижений науки и техники.
Для повышения конкурентоспособности
предприятий и занятости трудоспособного
населения установлены налоговые льготы
для субъектов малого бизнеса. Они уплачивают
налоги по более низким ставкам (упрощенная
система налогообложения предусматривает
две ставки налогообложения: 6% от доходов
и 15% от прибыли).
Малые
предприятия имеют право первые
два года работы на освобождение
от уплаты налога на прибыль.
Большое значение имеет льготное
налогообложение и для малообеспеченных
слоев населения: налог на доходы
физических лиц предусматривает
стандартные, социальные, профессиональные
и материальные вычеты.
Функции налогообложения
- это проявление его сущности и свойств.
В первую очередь, в налогах непосредственно
реализуется их социальное назначение
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов государства.
На
практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций,
в каждой из которых реализуется
то или иное назначение налогов.
Взаимодействуя между собой, эти
функции образуют систему.
Рассматривая
современную систему налогообложения,
разные авторы выделяют разные
функции налогов. К числу основных
функций налогов относятся:
- фискальная;
- распределительная
(социальная);
- регулирующая;
- контрольная;
- поощрительная.
Рассмотрим
эти функции более подробно, но
будем иметь ввиду, что указанное
ниже разграничение функций налоговой
системы носит условный характер,
так как все они переплетаются
и осуществляются одновременно.
Фискальная функция. Фиск
(от латинского fiscus - корзина) в Древнем
Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный
центр Римской империи, куда стекались
все виды доходов, налогов и сборов, производились
государственные расходы и т.д. (отсюда
происходит обозначение термином "фиск"
государственной казны).
Фискальная
функция является основной функцией
налогообложения. Посредством данной
функции реализуется главное
предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов
государства, а также аккумулирование
в бюджете средств для выполнения
общегосударственных или целевых
государственных программ. Все остальные
функции налогообложения можно
назвать производными от фискальной.
Распределительная функция.
Распределительная (или как её ещё называют
– перераспределительная, социальная)
функция налогов состоит в перераспределении
общественных доходов между различными
категориями населения. Смысл функции
в том, что происходит передача средств
в пользу более слабых и незащищенных
категорий граждан за счет возложения
налогового бремени на более сильные категории
населения. Результатом этого является
изъятие части дохода у одних и передача
ее другим. Примером реализации фискально-распределительной
функции могут служить акцизы, устанавливаемые,
как правило, на отдельные виды товаров,
в первую очередь, на предметы роскоши,
а также механизмы прогрессивного налогообложения.