Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 11:52, курс лекций
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами.
К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:
· решение руководителя налогового органа о проведении проверки (к акту, вручаемому плательщику, прилагается копия);
· копия требования плательщику о предоставлении необходимых для проверки документов;
· уточненные расчеты по видам налогов, составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим и руководителем организации;
· акты инвентаризации имущества организации; материалы встречных проверок; заключение эксперта; протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений и др.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, то он вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по отдельным положениям. При этом налогоплательщик прикладывает к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передает налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Затем в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителя. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше спосо бами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Опыт работы налоговых органов показывает, что сотни выездных и тысячи камеральных проверок заканчиваются установлением того факта, что предприятие исправно платит налоги, и никакие санкции к нему не применяются. Причем прослеживается негативная тенденция, проявляющаяся в снижении количества выездных проверок налогоплательщиков и уровня охвата ими налогоплательщиков от общего количества налогоплательщиков, поставленных на учет (так, в среднем по России – на 73,3 тыс. единиц). Несмотря на это, объем дополнительно начисленных налогов ежегодно увеличивается.
Следует отметить, что важно не просто добиться увеличения поступлений в бюджет, но и качественно изменить ситуацию. Это означает, что контролирующие органы должны не просто проверять всех на предмет полноты и правильности уплаты налогов, но необходимо избирательно подходить к налогоплательщикам и обращать внимание на сделки, которые в принципе привлекают внимание грамотного инспектора. Можно назвать несколько таких технических ошибок:
– нетипичные сделки, особенно произошедшие в конце отчетного периода (например, оплата услуг разового характера на большую сумму);
– сделки, сущность которых противоречит их форме (например, оформление купли-продажи договором простого товарищества);
– сделки, осуществленные нетипичным для данного предприятия способом (например, оплата наличными, тогда как обычно использовался безналичный расчет);
– неоправданно высокая доля сделок с некоторыми контрагентами явно в ущерб другим;
– убыточные сделки;
– сделки с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
– оплата информационных или маркетинговых услуг на значительную для данного предприятия сумму при отсутствии явно выраженного результата;
– сделки, в которых цена заметно превышает (занижает) рыночную.
8.3. Налоговые
правонарушения и штрафные
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика и налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою виновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обязательств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (3 года).
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
При наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
За каждое налоговое правонарушение Налоговым кодексом РФ предусмотрены соответствующие санкции. Налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий – штрафов (штрафных налоговых санкций).
При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению, а отягощающего обстоятельства – увеличению, в 2 раза, по сравнению с их размерами, установленными Налоговым кодексом РФ.
В случаях совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой, то есть методом сложения санкций. Такая практика создает условия для субъективистского подхода должностных лиц и работников налоговых органов к различным налогоплательщикам в зависимости от личных симпатий и иных взаимоотношений (включая незаконные). Неслучайно, во многих зарубежных странах налоговые санкции взыскиваются методом поглощения большей мерой меньших санкций. Вероятно, имеет смысл пересмотреть порядок взыскания штрафов в пользу метода поглощения при условии повышения размеров налоговых санкций.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафных санкций не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Налоговый кодекс существенно расширил перечень видов налоговых правонарушений, за которые предусмотрены штрафные санкции, и уменьшил меры ответственности плательщиков, по сравнению с ранее действующим законодательством. Схематично штрафные санкции по видам налоговых правонарушений в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также уголовная и административная ответственности представлены в приложении.
Основным документом, регулирующим налоговые правонарушения и порядок применения штрафных налоговых санкций, является Налоговый кодекс РФ. Он предусматривает следующие виды налоговых правонарушений и штрафных налоговых санкций:
1. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафов размере 5 тыс. рублей. Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ заявление о постановке на учет налогоплательщик обязан подать в течение 10 дней после государственной регистрации. Кроме того, организация обязана поставить на учет по месту нахождения подлежащее налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства в течение 30 дней со дня регистрации данного имущества. В течение месяца должно быть поставлено на учет и обособленное подразделение по месту его нахождения.
Нарушение налогоплательщиком установленных сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.
2. Ведение же деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей. Тоже самое, в течение более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.