Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности налоговой льготы их природы налоговой льготы и значения для формирования налоговой политики государства.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- исследована сущность налоговых льгот;
- произведена их классификация по различным классификационным признакам;
- исследован порядок применения налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации;
- изучен зарубежный опыт применения налоговых льгот;
- определены принципы рационального использования налоговых льгот

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность налоговых льгот………………………………5
2. Классификация налоговых льгот………………………………………...10
Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства…………………………………………………….15
4. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах……………..18
5. Основные направления рационального использования налоговых
льгот……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_lgoty_18_05_ispr.docx

— 88.49 Кб (Скачать файл)

Вычеты предусматриваются в большинстве налогов. Специфические вычеты установлены при исчислении НДС и акцизов. Они представляют собой суммы налога, ранее уплаченные при приобретении сырья, материалов и т.д., использованных для создания новой продукции. В данном случае, на наш взгляд, они не являются налоговой льготой, а их основное назначение – обеспечить равномерное распределение налогового бремени на всей цепочке производителей [10, с. 38].

Скидки – это льготы, которые позволяют использовать нулевые или пониженные ставки. Например, механизм уменьшения налоговой ставки используется при исчислении государственной пошлины. Скидки, как правило, устанавливаются для определенных услуг, например, имеющих социальную значимость. Так использование пониженной ставки НДС в размере 10% на детские товары, продукты питания – имеет ярко выраженную социальную направленность.

Выделяется еще одна группа льгот, которая позволяет перенести на более поздний срок уплаты налога. Это предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита.

Отсрочка – это перенос срока уплаты налога на более поздний при наличии соответствующих оснований, предусматривающий последующую единовременную уплату налога.

Рассрочка в отличие от отсрочки предполагает уплату налога не единовременно, а с поэтапным погашением в течение установленного срока.

Инвестиционный налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, которая дает возможность налогоплательщику в течение определенного периода времени уменьшать свои налоговые платежи, а в последующим – уплатить их поэтапно с учетом начисленных процентов. От рассрочки такой кредит отличает более длительный срок предоставления, повышенный процент и другие основания для предоставления [13, с. 93].

Налоговые каникулы – освобождение от уплаты налога на определенный срок, в настоящее время в Налоговом кодексе РФ, такая форма льгот не предусмотрена.

3) По принадлежности к  уровню управления налоговые  льготы подразделяют на федеральные, региональные и местные. Как правило, такая льгота предоставляется  теми уровнями власти, в полномочие  которых  и входит установление  группы налогов. Однако, встречаются  и исключения, так, например, по налогу  на прибыль уменьшать ставку  налога могут субъекты Российской  Федерации собственным законодательством, однако, границы использования такой  ставки будут ограничиваться  территорией соответствующего субъекта. Эта классификаций имеет важное  значение для определении цены льгот, вводимых каждым уровнем власти.

4) По субъекту предоставления: налоговые льготы могут предоставляться  только хозяйствующим субъектам, физическим лицам или всем  без исключения.

Точно оценить потери государства от предоставляемых льгот очень сложно, по некоторым оценкам, они составляют около 10% всех доходов консолидированного бюджета. На основании этого, часть экономистов высказывается за полную отмену льгот и перевод их в выплату денежных компенсаций, т.е. за так называемую монетизацию льгот. Однако, имеющийся в Российской Федерации опыт монетизации социальных льгот до сих пор нельзя оценить однозначно, это повлекло много нареканий и проблем, которые не решены до сих пор.

 

 

 

 

 

  1. Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства

 

Малый бизнес в большинстве экономик государств является ее основой, т.к. он способствует созданию среднего класса, позволяет сгладить социальную напряженность в обществе, более гибко реагирует на изменения рынка. Однако, развитие этого бизнеса без поддержки государства крайне затруднительно. Прямое выделение средств в виде субсидий может способствовать появлению  иждивенческих настроений, в то время как налоговая поддержка, только подталкивает владельцев бизнеса к дальнейшему развитию.

Пониженные ставки налогообложения прибыли малых предприятий используются в Японии, где применяется шкала ставок подоходного налога, дифференцированных в зависимости от размера уставного капитала, в Великобритании и США применяется шкала ставок подоходного налога, которые дифференцируются в зависимости от размера прибыли, подлежащей налогообложению.

В Российской Федерации в период с 1992 по 2001 годы включительно, на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др., а в третий и четвертый год они уплачивали налог в неполном объеме – в размере 25% и 50% от ставки налога на прибыль соответственно.

В ходе проведения широкомасштабной налоговой реформы Правительство РФ отказалось от применения налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства [9, с. 37].

В настоящее время сложилось три параллельно действующих системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства: общеустановленная, упрощенная и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, при этом упрощенная система налогообложения дополнилась патентной системой налогообложения.

Однако ряд экономистов считает, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности не в должной мере учитывают специфику именно малого бизнеса и, как следствие, не стимулируют его развитие.

Для формирования оптимальных условий, которые действительно бы стимулировали предпринимательскую активность широких кругов населения и способствовали развитию малых предприятий, использование налоговых льгот, как инструмента финансового регулирования становится все более актуальным. Проанализируем льготы, предоставляемые субъектами малого предпринимательства в соответствии с действующим региональным законодательством. Малый бизнес, также как и любое другое предприятие, имеет возможность получить льготу по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций и транспортному налогу [12, с. 87].

По налогу прибыль доля льгот представляемых субъектам малого бизнеса составляет лишь 37-40%.

По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%.

Возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.

Таким образом, создаваемая в регионах система предоставления налоговых льгот не оказывает стимулирующего воздействия на развитие малого бизнеса, а предоставляет ее им наравне с крупным и средним бизнесом, что е снижает эффективность такой налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса.

В связи с этим предлагаемая схема налогового регулирования направлена на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, функционирующих в различных сферах деятельности и позволяющая оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики [14, с. 13].

Суть предложения заключается в следующем. Определяется сумма налоговых платежей в региональный бюджет за год и она принимается за базисную. В течение следующего года субъект малого бизнеса уплачивает  все необходимые авансовые платежи в бюджет, а в конце года рассчитываются налоговые обязательства текущего года. Если сумма налоговых обязательств превысит сумму налоговых платежей базисного года, то и для субъекта малого предпринимательства, и для инвестора/кредитора, которые предоставили финансовые ресурсы малому предприятию, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.

При этом необходимо учитывать, что налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его части, или снижения ставки по налогу, устанавливаемые для субъектам малого предпринимательства не должны ослаблять или искажать конкуренцию как в данном секторе экономики, так и по отношению к крупным и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются той экономией бюджетных средств, которую он обеспечивает региону сокращением объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и предоставлением дополнительных рабочих мест различных категориям граждан), уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок), снижением экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства), более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д.

 

4.  Роль и  значение налоговых льгот в  зарубежных странах

 

Налоговые льготы в зарубежный странах в основном направлены на стимулирование инвестиций. Основным типом льгот является увеличение амортизационных отчислений, которые уменьшают облагаемый доход корпорации. Второй по значимости является полное или частичное исключение из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также расходов на формирование инвестиционных резервов, налогообложение которых откладывается. Третий тип льгот предусматривает введение налоговых каникул или уменьшение налоговых ставок для организаций, вносящих вклад в развитие отраслей и регионов, а также для вновь созданных корпораций, субъектов малого бизнеса, холдинговых и оффшорных компаний.  К четвертому типу относится использования системы приписаний и льготного участия.

Статистические данные по зарубежным странам показывают, что относительные показатели по налогам за последние 7 -9  лет изменились в пределах 1-2 пунктов, что характеризует стабильность налоговой политики.

Соотношение налоговых поступлений и ВВП колеблется от 28,9 % в США до 55,3% в Швеции, а в среднем по Европе этот показатель состаляет 39,9 %. Отношение в России оценивается 31,6 %.

Тенденции развития по развитым странам показывают, что произошел сдвиг в сторону роста подоходного налога и взносов в фонды социального страхования [18, с. 54].

В зарубежных странах налоговые вопросы уже давно являются одними из важнейших в финансовом планировании предприятий. В условиях применения высоких налоговых ставок недостаточный или неправильный учет налогового фактора может повлечь весьма неблагоприятные последствия или даже привести к банкротству предприятия. С другой стороны, правильное использование льгот и скидок, предусмотренных налоговым законодательством, может не только обеспечить сохранность полученных финансовых накоплений, но и предоставит финансовые возможности расширения бизнеса, новых инвестиций за счет средств, полученные от экономии на налогах либо за счет возврата налоговых платежей из бюджета.

А Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до уровня пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, несмотря на то, что носит зачастую избирательный характер. Во многих странах применяются значительные налоговые льготы, а иногда прямые субсидии для экспортной деятельности, для вложения инвестиций в новые мощности, в формирование новых рабочих мест, для компаний, которые создаются в менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами получившими название “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.

Компании, осуществляющие международную деятельность могут использовать особые существенные льготы, которые предусмотрены международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; в то время как страны - “налоговые гавани”, как правило,  таких соглашений, не имеют [19, с. 32].

Применяемая система налогообложения в большинстве зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, который формируется в виде системы льгот для слоев населения с низкими доходами.

Российская Федерация характеризуется огромным разрывом между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями, чем в крупных странах, что говорит о том, что в российских условиях безусловно должна быть применена прогрессивная шкала взимания налогов с населения.

 

 

 

 

5. Основные направления  рационального использования налоговых  льгот

 

Исследование опыта зарубежных стран говорит о достаточно широком применении налоговых льгот для самых разных целей. Льготы активно применяются в таких развитых рыночных странах как США, Германия,  Великобритания, Франция. Причем, если социальные льготы носят постоянный характер и они призваны обеспечивать равенство и справедливость, то те льготы, которые стимулируют экономическое развитие и инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства [23, с. 54]

В России практика применения налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первом этапе ее формирования использовалось большое количество налоговых льгот, они не носили целенаправленного характера. Это положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а лишь использовались для снижения налогового бремени. В результате произошло крупномасштабное  сокращение льгот, что негативно в целом повлияло на развитие экономики. В связи с этим можно отметить, что в России не было еще периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, а это делает их изучение наиболее полезным.

Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов налогообложения. А это влечет за собой неэффективное их использование и лишает этот инструмент регулирующего смысла [7, с. 61].

Налоговые льготы, являясь одним из элементов налоговой политики,  преследуют как социальные, так и экономические цели.

Во внешнеэкономической деятельности налоговые льготы чаще всего применяются для стимулирования иностранных инвестиций.

Информация о работе Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства