Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:50, курсовая работа
Описание работы
Целью настоящей работы является изучение льгот по НДС и порядка их использования налогоплательщиками. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - изучить понятие «льгота»; - рассмотреть условия применения льгот по НДС налогоплательщиком; - изучить порядок проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, в которых заявлено право применения льготы по НДС; - проанализировать спорные вопросы, возникающие при применении льгот по НДС, на примере конкретных организаций.
Содержание работы
Введение 3 1. Льгота по НДС и ее место в налоговом законодательстве 5 2. Камеральная налоговая проверка «льготных» деклараций по НДС 9 3. Налоговые агенты организаций, реализующих операции, освобожденные от налогообложения НДС 14 4. Последствия некорректного отражения сведений в декларации по НДС 18 Заключение 21 Библиографический список 22
4. Последствия некорректного
отражения сведений в декларации
по НДС 18
Заключение 21
Библиографический
список 22
Введение
В настоящее время
налог на добавленную стоимость (далее
- НДС) является одним из основных источников
пополнения бюджета Российской Федерации.
Так, по данным Министерства финансов
Российской Федерации, за 2014 год поступления
от НДС в Федеральный бюджет составили
3456,8 млрд. руб. (26,6% в общей сумме доходов
Федерального бюджета), уступая только
поступлениям от таможенных пошлин [1].
Одновременно с этим
НДС является одним из самых сложных для
исчисления из всех налогов, входящих
в налоговую систему Российской Федерации.
За период существования
этого налога механизм его исчисления
и взимания претерпел существенные изменения.
При этом при налоговом администрировании
НДС возникают как методологические проблемы,
так и проблемы налогового контроля, что
влечет за собой возникновение налоговых
споров, по которым арбитражные суды разных
округов выносят противоположные решения,
основанные на различном толковании норм
закона. Один из таких проблемных вопросов
связан с льготами по НДС и особенностью
их применения налогоплательщиками.
Общая сумма НДС, исчисленная
налогоплательщиками к уплате в бюджет
в налоговых декларациях по НДС за 2014 год,
поступившим в Инспекцию ФНС России по
Фрунзенскому району г. Владивостока (далее
– Инспекция), составила более 1888,6 млн.
руб., общая стоимость реализованных товаров
(работ, услуг), операции по реализации
которых не подлежат налогообложения
(освобождены от налогообложения) НДС
- более 14025,3 млн. руб. Данное обстоятельство
обосновывает повышенное интерес налоговых
органов к проведению углубленных проверок
деклараций с заполненным 7 разделом.
Поэтому фактором,
способствующим возникновению разногласий
между налогоплательщиком и налоговым
органом, часто становится реализация
последним своих полномочий при проведении
камеральной налоговой проверки налоговой
декларации по НДС с заполненным 7 разделом.
Целью настоящей работы
является изучение льгот по НДС и порядка
их использования налогоплательщиками.
Для достижения поставленной
цели необходимо выполнить следующие
задачи:
- изучить понятие
«льгота»;
- рассмотреть условия
применения льгот по НДС налогоплательщиком;
- изучить порядок проведения
налоговым органом камеральной налоговой
проверки налоговых деклараций, в которых
заявлено право применения льготы по НДС;
- проанализировать
спорные вопросы, возникающие при
применении льгот по НДС, на примере
конкретных организаций.
1. Льгота по НДС и ее
место в налоговом законодательстве
В соответствии со
ст. 143 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее – Кодекс) плательщиками
НДС являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перемещающие
товары через таможенную границу РФ.
Согласно ст. 21 Кодекса
налогоплательщики имеют право использовать
налоговые льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах.
Ст.56 Кодекса установлено,
что льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками или плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать
налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере.
При осуществлении
некоторых операций, являющихся объектом
налогообложения НДС, организации и предприниматели
не обязаны исчислять и уплачивать налог.
Перечень таких операций является закрытым
и установлен ст. 149 Кодекса.
Условно преференции,
предусмотренные указанной статьей, можно
разделить на 3 группы:
- преференции, предоставляемые
при реализации определенных
видов товаров (работ, услуг);
- преференции, предоставляемые
определенным категориям фирм
и предпринимателей;
- преференции, предоставляемые
при осуществлении определенных
операций.
При невыполнении требований,
установленных настоящей статьей, применение
освобождения от налогообложения считается
неправомерным, налогоплательщику необходимо
исчислить и уплатить НДС в полном объеме.
Примером отказа в
применении освобождения может служить
результат камеральной проверки налоговой
декларации по НДС за 3 квартал 2014 года,
представленной ООО "Чиж". В ходе
проверки налоговой установлено, что налогоплательщиком
неправомерно отражены в раздел 7 операции
по реализации неисключительных прав
на программы для компьютеров, и вынесено
решение о привлечении к ответственности
за совершения налогового правонарушения.
Причиной принятия
такого решения стало то, что при реализации
указанных прав организация заключала
с покупателями договоры продажи.
В соответствии с пп.
26 п. 2 ст. 149 Кодекса не облагается НДС реализация
на территории РФ исключительных прав
на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы, программы для электронных вычислительных
машин, базы данных, топологии интегральных
микросхем, секреты производства (ноу-хау),
а также прав на использование указанных
результатов интеллектуальной деятельности
на основании лицензионного договора.
Условием для применения
освобождения от уплаты НДС при реализации
неисключительных прав на программы для
ЭВМ, является наличие лицензионного договора
[3, 4, 5, 6].
По лицензионному договору
одна сторона - обладатель исключительного
права на результат интеллектуальной
деятельности или на средство индивидуализации
(лицензиар) предоставляет или обязуется
предоставить другой стороне (лицензиату)
право использования такого результата
или такого средства в предусмотренных
договором пределах [7].
Лицензиат может использовать
результат интеллектуальной деятельности
или средство индивидуализации только
в пределах тех прав и теми способами,
которые предусмотрены лицензионным договором.
Право использования результата интеллектуальной
деятельности или средства индивидуализации,
прямо не указанное в лицензионном договоре,
не считается предоставленным лицензиату.
Так как проверяемым
налогоплательщиком право на использование
программы для ЭВМ передавалось на основании
договора купли-продажи, освобождение
от уплаты НДС на такие операции не распространяется.
Льготы по НДС отражены
в ст. 149 Кодекса. При этом не все операции,
перечисленные в этой статье, можно отнести
к понятию «льгота», а только те, которые
предусматривают преимущества для определенных
категорий налогоплательщиков.
Так, например, льготой
признается освобождения от налогообложения
НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими
организациями и (или) учреждениями, врачами,
занимающимися частной медицинской практикой,
так как преимущество, связанное с возможностью
не уплачивать налог предоставляется
только юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю или врачу, осуществляющему
медицинскую деятельность и имеющему
на это соответствующую лицензию [8]. Следует
также отметить и тот факт, что осуществлении
медицинской деятельности без соответствующей
лицензии является правонарушением, ответственность
за которое предусмотрена ч. 2. Ст. 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Также льготой признается
освобождение от налогообложения НДС
образовательных услуг, оказываемых некоммерческими
образовательными организациями. Услуги
в сфере образования, оказываемые коммерческими
предприятиями и индивидуальными предпринимателями,
облагаются НДС в общем порядке.
Пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса,
в соответствии с которым освобождается
от налогообложения НДС реализация (а
также передача) лома и отходов черных
и цветных металлов, не содержит информацию
о категории налогоплательщиков, имеющих
право на такое освобождение. Не смотря
на то, что указанная деятельность подлежит
лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации (кроме реализации
лома, образовавшегося в результате собственного
производства) [8], т.е. право применения
льготы имеют только организации, занимающиеся
торговлей ломом и имеющие соответствующие
лицензию. Суды пришли к мнению, что указанные
операции не являются льготой ввиду отсутствия
в пп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса указания на определенный
круг лиц [10, 11].
Камеральная налоговая
проверка - это проверка соблюдения законодательства
о налогах и сборах на основе налоговой
декларации и документов, которые налогоплательщик
самостоятельно сдал в налоговую инспекцию,
а также документов, которые имеются у
налогового органа.
Количество камеральных
налоговых проверок деклараций по НДС
в 2014 году по сравнению с предыдущим годом
увеличилось на 102% (2013 год - 6866, 2014 год -
13870). И, хотя в 2014 году количество проверок
с нарушениями уменьшилось на 36%(2013 год
- 801, 2014 год - 511), произошло увеличение доначисленных
сумм НДС на 967% тыс. руб. (2013 год - 1680 тыс.
руб., 2014 год - 17 930 тыс. руб.).
В отношении организаций,
представивших декларации по НДС, в которых
заявлено право на применения льгот, в
2014 году проведено 238 проверок, что на 22
проверки больше показателя предыдущего
года.
Из общей стоимости
реализованных товаров (работ, услуг),
освобожденных от налогообложения НДС,
отраженной в декларациях по НДС за 2014
год (14 025 323 млн. руб.), наибольший удельный
вес имеют операции по коду 1010276 «Осуществление
банками банковских операций»(23,4% - 3 275 млн.
руб.), по коду 1010211 «Реализация медицинских
услуг, оказываемых медицинскими организациями,
осуществляющими медицинскую деятельность..»
(8% - 1 112 млн. руб.), по коду 1010245 «Реализация
услуг в сфере образования, оказываемых
некоммерческими образовательными организациями..»
(3,3% - 465 млн. руб.), по коду 1010292 «Осуществление
операций займов в денежной форме и ценными
бумагами..» (6,5% - 914 млн. руб.).
Порядок проведения
камеральной проверки установлен ст. 88 Кодекса.
В отдельных случаях,
в том числе и при заявлении налогоплательщиком
права применения льготы по налогу, при
проведении камеральных проверок требуется
не просто сверка контрольных соотношений,
но и проведение ряда мероприятий налогового
контроля.
Согласно п. 1 ст. 82 Кодекса
мероприятиями налогового контроля
являются предусмотренные Кодексом формы
деятельности налоговых органов по контролю
за соблюдением налогоплательщиками законодательства
о налогах и сборах.
В ходе камеральной
налоговой проверки налоговым органом
могут быть проведены следующие мероприятия
налогового контроля;
- истребование документов
у налогоплательщика, а также
у его контрагентов и иных
лиц, обладающих документами или
информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей;
- направление запросов
в банк;
- получение пояснений;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста,
переводчика;
- осмотр помещений
и территорий.
При проведении камеральных
налоговых проверок налоговые органы
вправе истребовать в установленном порядке
у налогоплательщиков, использующих налоговые
льготы, документы, подтверждающие право
применения таких льгот. При этом возникает
множество спорных вопросов, связанных
как с самим понятием «льгота», так и с
перечнем документов, которые могут быть
истребованы.
Принятое Пленумом
ВАС Постановление от 30.05.2014 № 33 «О некоторых
вопросах, возникающих у арбитражных судов
при рассмотрении дел, связанных с взиманием
НДС» содержит следующие разъяснения:
действие п. 6 ст. 88 Кодекса распространяется
на те из перечисленных в ст. 149 Кодекса
основания освобождения от налогообложения,
которые по своему характеру отвечают
понятию налоговой льготы.
Так, например, пп. 5
п. 2 ст. 149 Кодекса устанавливает налоговую
льготу в отношении столовых образовательных
и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 ст.
149 - в отношении религиозных организаций,
пп. 2 п. 3 ст. 149 - в отношении общественных
организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 ст. 149
Кодекса - в отношении коллегий адвокатов,
адвокатских бюро и адвокатских палат.
Вместе с тем согласно
п. 6 ст. 88 Кодекса у налогоплательщиков
не могут быть истребованы документы по
операциям, не являющимся объектом налогообложения
или освобождаемым от налогообложения
на основании ст. 149 Кодекса, когда такое
освобождение не имеет своей целью предоставление
определенной категории лиц преимуществ
по сравнению с другими лицами, совершающими
такие же операции, а представляет собой
специальные правила налогообложения
соответствующих операций.
Таким образом при
реализации налоговым органом своих полномочий,
выраженных в истребовании документов
в первую очередь стоит убедиться в том,
что операции, нашедшие отражение в налоговой
декларации действительно имеют статус
льготы.
В Инспекцию поступила
декларация по НДС ООО «МорЛоцПорт», в
7 разделе которой организация отразила
операции по коду 1010269 «Реализация работ
(услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию
морских судов и судов внутреннего плавания
в период стоянки в портах (все виды портовых
сборов, услуги судов портового флота),
а также лоцманская проводка».