Местные налоги и сборы: сущность, структура, содержание, проблемы взимания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:54, контрольная работа
Описание работы
Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов. Для этого раскрывается сущность местных налогов и сборов, их структура и содержание, а также непосредственно проблемы взимания местных налогов.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………………. 3 1. Местные налоги и сборы: сущность и структура налогов …………...………. 4 2. Содержание налогов …………………………………………………….………. 9 3. Проблемы взимания местных налогов …………………………………….…. 11 Заключение ………………………………………………………………...……… 15 Список использованной литературы ……………………………………………. 16
1. Местные налоги и сборы: сущность
и структура налогов …………...………. 4
2. Содержание налогов …………………………………………………….……….
9
3. Проблемы взимания местных
налогов …………………………………….…. 11
Заключение ………………………………………………………………...………
15
Список использованной литературы
……………………………………………. 16
ВВЕДЕНИЕ
Российская налоговая система
включает в себя достаточно большое число
налогов и различных других платежей на
различных уровнях: федеральном, региональном
и местном. В последнее время роль местных
налогов и сборов, являющихся составной
частью действующего налогового законодательства,
в формировании местных бюджетов существенно
изменилась. Они гарантируют финансовую
поддержку при проведении таких важных
для региона социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли и других.
Необходимость изъятия в пользу
государства части полученных с таким
большим трудом средств всегда воспринималась
очень болезненно, особенно на современном
этапе.
В последнее время роль местных
налогов и сборов, являющихся составной
частью действующего налогового законодательства,
в формировании местных бюджетов существенно
изменилась. Как это отразилось на работе
налоговых органов РК и на поступлениях
в местные бюджеты?
Целью моей работы является
рассмотрение проблем, связанных с взиманием
местных налогов. Для этого раскрывается
сущность местных налогов и сборов, их
структура и содержание, а также непосредственно
проблемы взимания местных налогов.
1. Местные налоги и сборы: сущность
и структура налогов.
Налог в соответствии со ст.
8 Налогового кодекса — это обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Характерные черты налога как
платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового
кодекса РФ следующие:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств,
принадлежащих организациям и физическим
лицам на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления;
- направленность на финансирование
деятельности государства или муниципальных
образований.
Характерными чертами сбора
как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения
государственными и иными органами в интересах
плательщиков сборов юридически значимых
действий.
Налоговый кодекс РФ называет
следующие сборы, действующие в РФ: таможенные
сборы, сбор за право пользования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами, федеральные лицензионные
сборы, региональные лицензионные сборы
и местные лицензионные сборы.
Сущностью налогов является
использование их, для регулирования поведения
экономических агентов побуждая (снижение
налогов) или препятствуя (повышение налогов)
в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения,
государство имеет возможность получать
в свое распоряжение значительные денежные
средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как
доходы государства, собираемые на регулярной
основе с помощью принадлежащего ему права
принуждения. Также, налоги можно определить
как обязательные, безвозмездные, невозвратные
платежи, взыскиваемые государственными
учреждениями с целью удовлетворения
потребностей государства в финансовых
ресурсах.
Как следует из определения,
под налогами следует понимать не только
те платежи, в названии которых присутствует
слово «налог», например, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый
характер носят также таможенные пошлины,
обязательные отчисления в государственные
внебюджетные фонды, например, в пенсионный
фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности
образуют налоговую систему.
Переход на рыночные основы
хозяйствования потребовал использования
экономических методов руководства общественным
производством, а неэффективность применявшихся
ранее форм мобилизации части чистого
дохода предприятий в бюджет обусловило
коренное изменение системы доходных
поступлений – она стала строиться на
базе налоговых платежей, взаимоотношения
предприятий с бюджетом были переведены
на правовую основу, регулируемую законом.
Налоги – обязательные и безэквивалентные
платежи, уплачиваемые налогоплательщиками
в бюджет соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды на основании федеральных
законов о налогах и актах законодательных
органов субъектов Российской Федерации,
а также по решению органом местного самоуправления
в соответствии с их компетентностью.
Согласно части первой Налогового
кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской
Федерации устанавливаются и взимаются
следующие виды налогов и сборов:
- федеральные налоги и
сборы;
- региональные налоги
и сборы;
- местные налоги и сборы.
Местные налоги и сборы для
формирования доходной части бюджета
местных органов гарантируют финансовую
поддержку при проведении таких важных
для региона социальных решений, как содержание
милиции и пожарной охраны, жилищного
фонда и объектов социально-культурной
сферы, организация рекламной деятельности,
а также свободной торговли и других.
Виды местных налогов и сборов
определены Законом РФ «Об основах налоговой
системы Российской Федерации», последующими
изменениями и дополнениями. Из Закона
вытекают общие установки о плательщиках,
о предельных размерах ставок, об источниках
уплаты. Закон наделил органы власти на
местах правами по введению налогов и
сборов, определению категорий плательщиков,
установлению ставок, порядка исчисления
и сроков уплаты, а также по предоставлению
льгот. Кроме того местным органам власти
Указом президента РФ №2268 начиная со 2
квартала 1994г. было предоставлено право
вводить дополнительные местные налоги
и сборы.
Местные налоги – это налоги
и сборы, поступающие в доход местных бюджетов
и (или), устанавливаемые местными органами
власти и взимаемые на подведомственной
им территории.
Местные налоги взимаются на
всей территории Российской Федерации.
К местным относятся следующие виды налогов:
1. Налог на имущество с физических
лиц – порядок налогообложения по данному
налогу установлен Федеральным законом
РФ № 2003-1 от 09.12.1991г. (с последующими изменениями
и дополнениями) "О налогах на имущество
физических лиц".
В соответствии с законом, плательщиками
налога являются физические лица – собственники
имущества.
Объектами налогообложения
признаются следующие виды имущества:
жилой дом; квартира; комната; дача; гараж;
иное строение, помещение и сооружение;
доля в праве общей собственности на имущество.
Налоговой базой является стоимость
имущества. Налоговый период – календарный
год.
Ставки налога устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления.
Уплата налога на имущество
физических лиц осуществляется по получении
почтового налогового извещения, что обуславливает
такие же трудности, как и в случае с транспортным
налогом. Еще одна проблема, связанная
с данным налогом, заключается в том, что
в связи с высоким уровнем инфляции и постоянным
ростом цены имущества, особенно в крупных
городах, его реальная рыночная стоимость,
как правило, существенно отличается от
документарной.
2. Земельный налог, регулируемый
главой 31 НК РФ – налогоплательщиками
налога являются организации и физические
лица, владеющие земельными участками.
Объектом налогообложения признаются
земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории
которого введен налог. Налоговая база
определяется как кадастровая стоимость
земельных участков. Налоговый период
– календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований.
Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий
земель и (или) разрешенного использования
земельного участка.
3. Курортный сбор вводятся на
территориях, которых находится курортная
местность. Суммы налоговых платежей зачисляются
в районные бюджеты районов и городские
бюджеты городов. В сельской местности
сумма налоговых платежей равными долями
зачисляется в бюджеты сельских населённых
пунктов, посёлков, городов районного
подчинения и в районные бюджеты районов,
краевые, областные бюджеты краёв и областей,
на территории которых находится курортная
местность.
4. Целевые сборы на содержание
милиции, благоустройство, нужды образования
и другие цели – плательщики: физические
лица – ставка до 3% от 12 минимальных месячных
размеров оплаты труда в год; юридические
лица – до 3% от годового фонда зарплаты,
рассчитанного из минимального месячного
размера оплаты труда.
Суммы платежей по налогам и
сборам зачисляются в районные бюджеты
районов, городские бюджеты городов либо
по решению районных и городских органов
государственной власти – в районные
бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков
и сельских населённых пунктов.
2. Содержание налогов.
Налоги являются неотъемлемой
частью общественно-хозяйственной жизни.
От них в значительной части зависит благополучие
граждан, предприятий и государства в
целом. Налоги в виде конкретной системы
являются экономической категорией. Они
исторически связаны с появлением государства
и выполнением целого ряда общегосударственных
функций. Минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона; суд, охрана
порядка и т.п.
Налоги нельзя сводить только
к денежным отношениям. Это, прежде всего
совокупность финансовых отношений, складывающихся
в процессе перераспределения ВВП с целью
создания общегосударственного фонда
для финансирования общественных функций.
Наиболее лаконичным и верным с теоретических
позиций можно считать следующее определение.
«Налоги — императивные денежные отношения,
в процессе которых образуется бюджетный
фонд, без предоставления субъекту налога
какого-либо эквивалента»
В развитие этого определения
можно привести понятие налога, данное
в первой части Налогового кодекса Российской
Федерации. Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им по праву собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств с целью финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований.
Первый существенный признак
налога – императивность. Императивность
предполагает отношения власти и подчинения.
Второй признак – смена собственника.
Любая налоговая система, представленная
отдельными видами налогов, отличается
безвозвратностью. Но при этом для решения
общегосударственных задач налоговая
система должна подчиняться классическим
принципам налогообложения, выработанным
А. Смитом:
«Подданные государства должны
по возможности соответственно своей
способности и силам участвовать в содержании
правительства, т.е. соответственно доходу,
каким они пользуются под покровительством
и защитой государства…
Налог, который обязывается
уплачивать отдельное лицо, должен быть
точно определен, а не произволен.
Каждый налог должен взиматься
в то время и тем способом, когда и как
плательщику должно быть удобнее всего
оплатить его.
Каждый налог должен быть так
задуман и разработан, чтобы он брал и
удерживал из карманов народа возможно
меньше сверх того, что он приносит казначейству
государства».
Все эти принципы приобрели
особую актуальность в настоящее время.
Нарушение их приводит к обременительности
налогов, тормозит инвестиционные процессы,
ведет к серьезному расслоению общества.
Особо важными для налогоплательщиков
являются положения Налогового кодекса
о том, что обязанность по уплате налога
считается исполняемой, если налогоплательщик
подал в установленный для уплаты налога
срок в банк платежное поручение при наличии
достаточных средств на счете. Актуальным
вопросом является распределение налоговых
полномочий федеральных органов власти,
органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления.
3. Проблемы взимания местных налогов.
Исходной базой формирования
доходов бюджетов различных уровней является
распределение налогов и обязательных
платежей и закрепление их конкретных
видов за федеральными, региональными
и местными бюджетами.
В Российской Федерации установлены
два местных налога: земельный налог, регулируемый
главой 31 НК РФ, и налог на имущество физических
лиц, регулируемый отдельным Законом РФ
от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц".
В ближайшие несколько лет планируется
введение налога на недвижимость, на что
указано в Основных направлениях налоговой
политики Российской Федерации на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов. Старый
закон 1991 года будет признан недействующим,
и в НК РФ будет введена новая глава, полностью
посвященная данному налогу.