Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.
Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
- рассмотреть принципы формирования доходов местного бюджета;
- рассмотреть экономическое содержание и функциональное назначение расходов местного бюджета;
- провести анализ исполнения местного бюджета по доходам;
- провести анализ исполнения местного бюджета по расходам;
- выявить основные проблемы исполнения местных бюджетов.

Содержание работы

Введение
1 Характеристика местного бюджета, как одного из уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1.1 Общая характеристика местного бюджета, порядок его составления и утверждения
1.2 Содержание и принципы формирования доходов местного бюджета
1.3 Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета
2 Анализ исполнение местного бюджета (на примере бюджета г. Барнаула)
2.1 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по доходам (за 1997-1999гг.)
2.2 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по расходам (за 1997-1999 гг.)
2.3 Основные проблемы исполнения местных бюджетов
3 Предложения по совершенствованию системы исполнения местного бюджета
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Финансовая помощь от бюджета другого уровня – это вид неналоговых доходов, подлежащих учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Финансовая помощь предоставляется в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Безвозмездные перечисления поступают от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК или иными законодательными актами. Суммы штрафов за налоговые правонарушения подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ соответствующих налогах и сборах, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующий важный вопрос – это распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях выравнивания нижестоящих уровней бюджетов. Для этого следует определить понятие «собственные» и «регулирующие» доходы.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

– налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

– неналоговые  доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

– безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом  местного бюджета и выступает средством горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов.

Регулирующие  доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ. В субъектах РФ для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы (групповые или индивидуальные).

Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно – налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая БК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

Как установлено  БК РФ, в доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Эта норма вызывает справедливую критику, поскольку фактически ущемляются права субъектов РФ и муниципальных образований, так как в любой момент вышестоящими органами власти может быть принято решение о централизации части их доходов. Представляется, что следует законодательно закрепить процедуру согласования такого решения с нижестоящими органами власти,

БК РФ определено, что при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета.

«Оптимальное  распределение» требует единственного  критерия, но такого всеми признанного  критерия пока нет и выработать его весьма сложно. Очевидно, что в России нет двух бюджетов, похожих друг на друга по условиям формирования и исполнения. Поэтому введение принципа разделения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня будет иметь, по нашему мнению, все-таки паллиативный характер, так как будет осуществляться по системе критериев, направленных на решение задач определенного текущего или среднесрочного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Анализ  исполнение местного бюджета  (на примере городского бюджета)

2.1 Анализ исполнения  бюджета г. Барнаула по доходам  (за 2008-2009гг.)

 

 

  В сегодняшних непростых  условиях формированию городского бюджета, а тем более бюджета регионального центра субъекта Российской Федерации, отводится особая роль. Местным органам исполнительной власти Барнаула, помимо городских проблем, приходится решать и проблемы города как краевого центра. На территории города расположено большое количество организаций федерального, краевого подчинения, развита сеть учебных заведений, в которых обучаются и иногородние студенты, будущие кадры для других регионов страны. В ситуации острого дефицита городского бюджета должен четко работать механизм компенсации затрат на потребляемые услуги и другие расходы по содержанию территории города.    

Барнаул - город  промышленных гигантов. Доля города в  общем объеме промышленного производства Алтайского края в последние годы стабильно составляет в среднем немногим менее 50%.   

Кроме того, столица Алтайского края - крупный торговый, культурный центр. В торговой сети города действует 1072 предприятия, 37 рынков по продаже  сельхозпродуктов, промышленных товаров, автозапчастей, цветов. В основном сохранена сеть муниципальных кинотеатров, ежегодно открывается новая библиотека. Политика органов власти в этой области ориентирована на увеличение сети учреждений культуры и поддержку творческих талантов жителей края.    

В городе функционирует 47 муниципальных лечебно-оздоровительных  учреждений, на базе которых создано 15 краевых специализированных центров и межрайонных отделений, оказывающих высококвалифицированную медицинскую помощь жителям всего края.   

Городской бюджет - основной ежегодно составляемый местными органами власти финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств города, предназначенных для выполнения задач и функций всех уровней местного самоуправления. Через местный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования с целью регулирования экономического развития города и реализации социальной политики на его территории.    

В основе формирования городского бюджета лежит ряд  законодательных нормативных актов федерального, краевого и городского уровней.    

При формировании городского бюджета учитываются  прогноз социально-экономического развития города и края на очередной  финансовый год, тщательный анализ исполнения доходной и расходной частей городского бюджета за предыдущий год и недоимки по налогам, план развития государственного сектора экономики края, основные направления бюджетной и налоговой политики края.    

Вышесказанное свидетельствует о том, что формирование бюджета Барнаула как краевого центра имеет не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Принятие сметы предстоящих доходов и расходов бюджета Барнаула является основополагающим моментом работы местных органов исполнительной власти, определяющим дальнейшее развитие жизнедеятельности не только самого города и его районов, но и региона в целом.   

Важнейшая задача исполнения местного бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и иных платежей в целом  и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Доходная часть  бюджета города выражает экономические  отношения, возникающие в процессе формирования городского бюджета между местными органами власти, предприятиями, организациями и гражданами. Формой проявления этих экономических отношений выступают различные виды платежей, поступающие в распоряжение органов государственной власти города от предприятий, организаций и населения.    

Непосредственная  работа по исполнению доходной части бюджета города Барнаула осуществляется городскими районными инспекциями Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее Инспекция).   

По источнику  формирования доходы бюджета города делятся на собственные и регулирующие (полученные из вышестоящего бюджета). В случае принятия местного бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, оказание финансовой помощи местному бюджету из вышестоящего с целью обеспечения минимальных государственных социальных стандартов может быть осуществлено в форме процентных отчислений от федеральных и региональных налогов, дотаций (на безвозвратной основе на покрытие текущих расходов), субсидий (на условиях долевого финансирования целевых расходов), субвенций (на определенный срок на финансирование отдельных целевых расходов), бюджетных ссуд (на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета) и иных формах, предусмотренных законодательством.    

Наиболее привлекательной  формой финансовой помощи для города с финансовой точки зрения являются дотации, имеющие безвозвратный характер. Однако постоянное получение дотаций противоречит принципам самодостаточности, хозрасчета, поэтому для городского бюджета предпочтительнее получение возвратных бюджетных ссуд, так как обязательность возвращения средств стимулирует инициативу местных органов власти. Исполнение администрацией города своих обязательств рождает доверительное отношение со стороны инвесторов, и, следовательно, создает платформу для дальнейшего инвестирования.    

Большую часть  бюджетных доходов города составляют собственные доходы, которые, в свою очередь, складываются из налоговых и неналоговых доходов. В анализируемый период наблюдается снижение объема собственных доходов: в 2008 г. он составил 4746933 тыс. руб., в 2009 г. - 4674517,8 тыс. руб. (таблица№1).

 

Таблица №1-Доходы города Барнаула за 2008-2009 гг. (тыс. руб.)

Показатель

2008 год

2009 год

План

Кассовое исполнение на 01.01.2009 год

% исполнения к плану

План

Кассовое исполнение на 01.01.2010 год

% исполнения к плану

Налоговые и неналоговые доходы

4990971

4746933

95

4694691

4674517,8

99,6

Безвозмездные поступления

283222

2800439

99

2774022

2730188

98,4

Итого доходов  бюджета

7814193

7547372

97

7470545

7404705,8

99,1


 

К неналоговым  доходам относятся доходы от использования имущества, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в собственности города; доходы за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных администрацией города, и другие неналоговые доходы.

Налоговые доходы являются основным источником формирования доходной части городского бюджета. К ним относятся доля федеральных, региональных налогов, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.

Поступления части  региональных налогов в 2008-2009 гг. составляли около пятой части всех налоговых поступлений, наибольший удельный вес в структуре этих налогов имел налог на имущество.

Налоги и  сборы, вводимые органами местного самоуправления, действуя на определенной территории, позволяют учитывать особенности развития и состояния экономики отдельного региона, оказывают регулирующее влияние на ее развитие. Действующая в городе система местных налогов в основном ориентирована на поддержку товаропроизводителей, осуществляющих реализацию продукции собственного производства, предприятий, занимающихся строительством и ремонтом дорог, инженерных сетей, содержанием и эксплуатацией жилищного фонда. В сфере торговли и услуг льготируются реализация лекарств, товаров детского ассортимента, хлеба, молока, овощей, услуги общественного питания, бытового обслуживания.

В 2008-2009 гг. удельный вес местных налогов и сборов в общей сумме налоговых поступлений в городской бюджет составлял соответственно 24,3 и 26,8%.

Итак, доходная часть бюджета города Барнаула в 1997 г. с учетом деноминации составила  в 2008 г. – 7547372 тыс. руб., в 2009 г. - 7404705,8тыс. руб., что составляет 97 и 99,1 % (соответственно) от уточненного запланированного объема на год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ исполнения  бюджета г. Барнаула по расходам (за 2008-2009 гг.)

Формирование  расходной части городского бюджета  базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.    

Состав, структура  и объем расходов городского бюджета - денежных средств, направляемых для  финансового обеспечения задач и функций города, - определяются исходя из реально складывающихся условий и приоритетных на данном этапе направлений.   

Текущие расходы  городского бюджета не могут превышать  объем доходов городского бюджета. Если в процессе исполнения городского бюджета происходит снижение источников покрытия дефицита, что приводит к неполному (по сравнению с утвержденным планом) финансированию расходов, то администрация города имеет право на сокращение расходов городского бюджета при приоритетном финансировании защищенных статей.   

Информация о работе Местный бюджет