Место и роль налогов с физических лиц в единой налоговой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития.

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

1.Место и роль налогов с физических лиц в единой налоговой системе

 

Многие видят в налогах  лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц  обязательных платежей (налогов) для  финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что  налоги служат также мощным экономическим  регулятором, способным влиять на все  стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов  бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным  данным, составляет около 23-24% ВВП, а  вместе с внебюджетными фондами  социального характера - более 30%. Это  средняя цифра для стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную  с повсеместным завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП.

Изменение соотношения налоговых  доходов и ВВП, а также структуры  налоговых поступлений объясняется  многочисленными новшествами, вносимыми  в законодательство и нормативные  акты, регламентирующие технику налогообложения. Неустойчивость законодательной и  нормативной базы налогообложения  препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата в стране.

На величину налоговых  поступлений в бюджет влияют объем  производства (реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны  также техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые  исполнительной и законодательной  властями, а также масштабы уклонения  от налогов.

Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво  сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных условиях) к увеличению сбора  налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает  налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.

В целом в условиях высокой  инфляции номинальные объемы налоговых  поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную величину. Со снижением инфляции уменьшается  инфляционное завышение базы налогов (особенно налога на прибыль и НДС).

Хронический недобор налогов  стал одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых поступлений становилось  все меньше и меньше. Это привело  к росту государственного долга (внутреннего и внешнего) и к  невозможности дальнейшего его  обслуживания.

Поступление многих налогов  существенно зависит от платежно-расчетных  отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) приводит к  сокращению реализации и прибыли  и, следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение дебиторской задолженности ведет  к обратному процессу.

Однако сама дебиторская  задолженность обесценивается под  влиянием инфляции. Чем выше эта  задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при  том же уровне инфляции). От размера  просроченной дебиторской задолженности  существенно зависят неплатежи  предприятий бюджету, поскольку  их неплатежеспособность непосредственно  сказывается на платежеспособности кредиторов и взаимоотношениях последних  с бюджетом.

Особенно противоречиво  влияние обменного курса рубля. С одной стороны, до конца 1994 г. налоговые  поступления с ростом курса доллара  увеличивались, поскольку тогда  взимался налог на прибыль с суммы  курсовых разниц. Кроме того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали  цены не только на импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в условиях высокой инфляции сокращаются  налоговые поступления, так как  экспортеры стараются задерживать  зачисления валютной выручки на счета, чтобы проводить обязательную продажу  валюты по более высокому курсу. К  тем же результатам приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты в наличной иностранной валюте.

В ФРГ укрывается от налогообложения  до 25% доходов. Однако эта страна имеет  развитую правовую систему, мощную, с  солидным опытом налоговую службу, стабильную социально-экономическую  и политическую ситуацию. В России, где всего этого нет, масштаб  уклонения от налогов оценить  достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный - 9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного уклонения от налогов.

Теоретически по мере снижения уровня инфляции спрос экономических  агентов на наиболее ликвидную часть  денежной массы - наличные деньги - должен уменьшаться, что снижает их долю в агрегате М2. Однако анализ, к примеру, периода 1992-1996 гг. показывает что, несмотря на постепенное снижение инфляции, доля наличности в агрегате М2 росла. Аналитики объясняют это тем, что спрос на наличные деньги увеличивается в связи с обслуживанием ими хозяйственных операций в теневой экономике. Доля неучтенного наличного оборота в общих платежах в промышленности, по оценкам, составляет не менее 20%, соответственно сокращаются налоговые поступления в бюджет.

Пределы налоговой нагрузки

Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например, налогооблагаемая база может рассчитываться на основе стоимостных  характеристик (доход, прибыль, цена реализации, прирост стоимости акций) или  на нестоимостных (объем автомобильного двигателя, площадь земельного участка, превышение выбросов вредных веществ над предельно допустимыми нормами). Термин применяется и в обобщенном смысле - как суммарная в денежном выражении потенциальная основа налогообложения предприятия, региона или страны в целом.

 

Если принять во внимание, что инфляция составляла в 1994 г. 203%, в 1995 г. - 141, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - около 11%, то виден рост налоговых доходов  по 1997 г. включительно не только в номинальном, но и в реальном выражении. В условиях экономического спада это свидетельствовало  о постепенном повышении эффективности  налоговой системы. С 1998 г. тенденция  изменилась - продолжающийся экономический  спад, финансовый кризис и резкое увеличение инфляции (около 184%) привели к падению  сборов налогов. Однако сохранились  позитивные изменения в структуре  налогов - за предыдущие годы выросли  доли акцизов, платы за пользование  природными ресурсами и налогов  на имущество, которые имеют надежно  исчисляемую налогооблагаемую базу, в отличие от налогов на доходы и прибыль, где есть возможность  манипулировать отчетными данными  для уклонения от уплаты.

Как наглядно видно из таблицы  налоги с фиических лиц занимают довольно существенные позиции в доходахт консолидированного бюджета. Так на протяжении многих лет “Подоходный налог с физических лиц” занимает 3-ие место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. “Налог на имущество предприятий и физических лиц” занимает 5-ое место.

Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его  доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить  объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый  пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности определения налоговой базы по НДС

 

Для определения размера  НДС необходимо четко представлять порядок формирования налоговой  базы. Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется в зависимости  от особенностей реализации произведенных  налогоплательщиком или приобретенных  на стороне товаров, работ и/или  услуг. При этом важно иметь в  виду, что в случае применения налогоплательщиком при реализации, а также при  передаче, выполнении или оказании для собственных нужд товаров, работ  и/или услуг различных налоговых  ставок налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду товаров, работ  и/или услуг, облагаемых по разным ставкам.

Налоговая база зависит также  от применения тех или иных цен  в действующей системе ценообразования.

Во-первых, в выручку от реализации товаров, работ и услуг  включаются все доходы, полученные налогоплательщиком и напрямую связанные  с расчетами по оплате товаров, работ  и/или услуг как в натуральной, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами.

Во-вторых, выручка в иностранной  валюте пересчитывается в рубли  по курсу Банка России на дату оплаты отгруженных товаров.

В-третьих, цены на реализуемую  продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем и  в этом размере включаются в налоговую  базу.

В экономике России действуют  как свободные рыночные цены и  тарифы, так и государственные  регулируемые цены и тарифы. Если продукция, товары и/или услуги реализуются  по свободным рыночным ценам, то в  них не включается НДС. Сумма НДС  в этом случае определяется от суммы  оборота исходя из действующей ставки налога. Государственные регулируемые цены и тарифы делятся на два вида: цены, в которые уже включен  НДС, и цены, не содержащие в себе НДС. К первому виду относятся  государственные регулируемые розничные  цены и тарифы на отдельные потребительские  товары и услуги для населения. Ко второму - государственные регулируемые оптовые цены и тарифы по продукции  топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и услугам производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и услуги) [6,c.142].

Налоговые органы имеют при  этом право проверять уровень  указанных цен только в следующих  случаях:

·при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами;

·по товарообменным (бартерным) операциям;

·при совершении внешнеторговых сделок;

·при отклонении более  чем на 20% в сторону повышения  или понижения от уровня цен, применяемых  налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам и/или услугам  в пределах непродолжительного периода  времени.

Если при проверке по изложенным четырем основаниям окажется что  применяемые налогоплательщиком цены отклоняются более чем на 20% от рыночных цен на идентичные или однородные товары, то налоговый орган имеет  право сделать досчет объема реализации до уровня рыночных цен.

Порядок определения налоговой  базы по НДС, предоставляемых льгот  и преимуществ, а также применения ставок НДС - общий для всех предприятий  и организаций вне зависимости  от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности. Но наряду с общими правилами существуют и особенности, характерные для  отдельных видов деятельности предприятий, связанные со спецификой их производственно-финансовой деятельности, видом предоставляемых  ими услуг, а также осуществляемых ими операций.

Далее я рассмотрю особенности  определения налоговой базы по отдельным  способам реализации товаров, работ  и/или услуг, а также по применяемым  формам оплаты поставленных товаров  и выполненных работ и/или услуг.

Некоторые сложности в  определении налоговой базы НДС  возникают при осуществлении  предприятиями и организациями  товарообменных, или так называемых бартерных, операций при безвозмездной  передаче товаров, работ и/или услуг, при передаче права собственности  на предмет залога залогодержателю, а также при натуральной оплате труда работников предприятий и организаций. В этом случае должны быть определены рыночные цены товара, работы и/или услуги с учетом акциза, но без включения в них НДС [6,c.156].

При определении рыночных цен товаров, работ и/или услуг  должны приниматься во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

Для определения рыночных цен должна учитываться также  информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы и/или  услуги сделках с идентичными  или однородными товарами, работами и/ или услугами в сопоставимых условиях. В частности, необходимо учитывать  такие условия сделок, как количество или объем поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки  исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках  данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать  влияние на цены.

Информация о работе Место и роль налогов с физических лиц в единой налоговой системе