Методика определения налоговой нагрузки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 06:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в исследовании расчета налоговой нагрузки и изучении специальных налоговых режимов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить методику определения налоговой нагрузки;
- ознакомиться со специальными режимами;
- рассмотреть способы оптимизации налогообложения при применении специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение 3
Методика определения налоговой нагрузки 4
Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы при применении специальных налоговых режимов в сфере малого бизнеса 12
Задание № 1 17
Задание № 2 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 228.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Методика  определения налоговой нагрузки 4

Анализ и  оптимизация налогооблагаемой базы при применении специальных налоговых  режимов в сфере малого бизнеса 12

Задание № 1 17

Задание № 2 28

Заключение 32

Список используемой литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются важнейшей  составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Своевременная и полная уплата налогов является обязанностью каждого  налогоплательщика — гражданина или организации. Для хозяйствующих субъектов вопросы оптимизации налогообложения в последнее время стали не менее важными, нежели эффективное бизнес-планирование производственных и управленческих процессов.

Налогообложение является одной из наиболее динамично развивающихся и постоянно реформирующихся отраслей законодательства. Несвоевременный учет изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие законодательные и нормативные акты, может создать предпосылки для совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, не только приведет к ощутимым материальным потерям в виде налоговых санкций, но и негативно может повлиять на имидж организации [3, с. 3].

Все перечисленное обусловливает актуальность темы.

Цель контрольной работы состоит в исследовании расчета налоговой нагрузки и изучении специальных налоговых режимов.

 Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи:

- изучить методику определения налоговой нагрузки;

- ознакомиться со специальными режимами;

- рассмотреть способы оптимизации  налогообложения при применении  специальных налоговых режимов. 

Методологической основой в основном является Налоговый кодекс Российской Федерации.

 

Методика определения  налоговой нагрузки

Для оптимального налогового планирования организации необходимо хотя бы раз в полгода рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. Рассчитав такой показатель, организация  может принять решение, например, об оптимизации налогообложения  с использованием предусмотренных  законодательством льгот.

В настоящее время в  Российской Федерации не существует единого термина «налоговая нагрузка». Так, под налоговой нагрузкой, очень часто, подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Так же термин «налоговая нагрузка» трактуется как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объёме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора. Однако, зачастую используется следующая трактовка данного понятия: налоговая нагрузка - это обобщённая количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков [8].

Единой методики для расчета налоговой нагрузки нет. Оценка налоговой нагрузки производится с использованием различных методик и подходов. На примере виртуального предприятия ОАО «Анирим» рассмотрю различные методики определения налоговой нагрузки (табл. 1, 2).

Для определения налоговой  нагрузки на предприятия Департаментом  налоговой политики Минфина России разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени по этой методике принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке  от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах).

Расчет налоговой нагрузки производится следующим образом:

, где

Таблица 1

Итоговые показатели финансово-хозяйственной  деятельности

ОАО «Анирим» за 2012 г.

Таблица 2

Налоговые платежи, уплаченные ОАО «Анирим» в 2012 году.

НН - налоговая нагрузка на организацию;

НПу - общая сумма всех уплаченных налогов;

В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

НДСв - НДС, подлежащий вычету;

ВД - внереализационные доходы.

Налоговая нагрузка по платежам в бюджет составит 18,8%, а во внебюджетные фонды – 7,5%. Налоговое бремя по НДС достигает 12%, что составляет 63,8% всей налоговой нагрузки по платежам ОАО «Анирим» в бюджет.

Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние  налогов на финансовое состояние  экономического субъекта, поскольку  не учитывает отношение каждого  налога к выручке от реализации [6, стр. 8].

Доктор экономических  наук Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки. Согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:

АНН=НП+ВП+НД, где

АНН - абсолютная налоговая  нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.

АНН=2 270 293+901 385=3 171 678 руб.

Вновь созданная стоимость  продукции определяется следующим  образом:

ВСС = В - МЗ - А + ВД – ВР, где

ВСС - вновь созданная  стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей).

ВСС=10000000+1900000-(3450000+596000)-987000+194000-(247000-234000)=7048000 руб.

Относительная налоговая  нагрузка, представляет собой отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, на нашем примере она составляет 45%.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет  сравнивать налоговую нагрузку на конкретные экономические субъекты вне зависимости  от их отраслевой принадлежности, поскольку  налоговые платежи соотносятся  именно со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается  относительно источника уплаты налогов. Кроме того, формирование вновь созданной  стоимости не привязано к уплачиваемым налогам.

Однако эта методика не учитывает влияние таких факторов как фондоёмкость, трудоёмкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, и не позволяет прогнозировать изменение  деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения  количества налогов, налоговых ставок и льгот, что является её недостатком  [10, стр. 11].

По расчете налогового бремени по методу М.И. Литвина показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

, где

Сумма (НП + ВД) - сумма начисленных  налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; cумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным  группам налогов в соотношении  со соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов  является добавленная стоимость, которая  исчисляется следующим образом:

ДС = В – МЗ или ДС = ОТ + НП + ВП + П + А

ДС=(10000000+1900000)-(3450000+596000)=7854000 руб.

По  результатам анализа налоговой нагрузки на предприятие по группам доходов и источников уплаты налогов получаются практически полезные показатели. Видно, какая часть добавленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на налоги. [9]

Способ расчета, предложенный А. И. Кадушиным и Н. Михайловой позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.

Расчет добавленной стоимости  производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + СВ) + НДС + П, где

ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда;

НДС - налог на добавленную  стоимость; П – прибыль; СВ – страховые взносы.

Согласно методике А. Кадушина и Н. Михайловой вводятся структурные  коэффициенты:

- доля заработной платы  в добавленной стоимости (включая  начисления на заработную плату):

,

- удельный вес амортизации  в добавленной стоимости:

,

- удельный вес добавленной  стоимости в валовой выручке:

,

В соответствии с действующей  системой налогообложения организация  уплачивает следующие основные налоги:

  1. НДС (расчет производится по ставке 18%):

  1. страховые взносы:

СВ = ((ДС *Кот) / 130) * 30% = 0,09ДС

  1. налог на доходы физических лиц:

Нндфл = 0,13 * (1- (0,3 / 1,3) * КОТ * ДС = 0,0399ДС

  1. налог на прибыль:

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую  организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагрузку:

НН = НДС + СВ + ННДФЛ + Нпр;

НН = 0,153ДС + 0,09ДС + 0,0399ДС + 0,0634ДС = 2719840,2 руб.

В процентах налоговая  нагрузка равна 33,8%.

На основании проведенных  расчетов можно сделать определенные выводы. По методике разработанной Минфином РФ уровень налоговой нагрузки на данной организации составляет 26,2%. т.е. 26,2% из доли совокупного дохода изымается в бюджет. Указанная методика используется налоговыми органами в целях контроля за деятельностью налогоплательщика. Обязанные лица могут самостоятельно оценивать налоговую нагрузку, соотносить ее размер со среднеотраслевыми показателями, официально публикуемыми ФНС России, оценивать риск проведения налоговой проверки.

Отрицательные моменты, характеризующие  официальную методику ФНС России: не учитывает страховые взносы в  социальные фонды, которые существенно  увеличивают бремя плательщика; показатель выручки не включает внереализационные доходы; рассматриваются только уплаченные налоги (а не начисленные). Однако приведенный подход прост в использовании и объективно соответствует целям применения. [9]

Налоговая нагрузка организации, рассчитанная по методике Е.А. Кировой, составила 45%. Очень удобный метод, т.к. в расчет включаются все налоговые платежи и исключается НДФЛ, потому что организация выступает только в роли налогового агента. Следует отметить, что на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли. Однако в процессе моделирования рассматриваемая методика не учитывает влияние ряда факторов (например, трудоемкости, рентабельности), а также не позволяет изменять количество налогов и их ставки в ходе расчетов.

Согласно методике предложенной М.И. Литвиным, в рассматриваемом периоде организация несет налоговое бремя в размере 42,3% добавленной стоимости продукции. По  результатам анализа налоговой нагрузки на предприятие по группам доходов и источников уплаты налогов получаются практически полезные показатели. Видно, какая часть добавленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на налоги. К недостаткам можно отнести включение в расчеты НДФЛ. [8]

В соответствии с методикой А. Кадушина и Н. Михайловой налоговая нагрузка составляет 2 719 840,2 руб. Данный расчет позволил не только определить уровень налогового бремени на организацию (33,8% добавленной стоимости), но рассчитать сумму налоговых платежей, подлежащих перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды (включая НДФЛ, что является отрицательным моментом). Также не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование ресурсами, земельный налог. По мнению авторов этой методики, добавленная стоимость является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет "усреднить" оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур. По предложенной формуле, изменяя переменные (материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость), можно получать долю налогов в добавленной стоимости предприятия. Появляется возможность просчитать влияние повышения или понижения ставок налогов, увеличения льгот на темпы развития предприятия.

Исследование налоговой  нагрузки предприятия приобретает  особую актуальность в условиях меняющегося  налогового законодательства РФ и посткризисных  явлений. Применение теоретических  результатов исследований на практике позволит предприятиям получить дополнительные финансовые ресурсы, снизить налоговые  риски и повысить свою конкурентоспособность.

 

 

 

 

 

 

Анализ и оптимизация  налогооблагаемой базы при применении специальных налоговых режимов  в сфере малого бизнеса

Информация о работе Методика определения налоговой нагрузки