Методика планирования налоговых проверок в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
изучить методику планирования налоговых проверок в современных условиях;
рассмотреть организацию проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами;
представить направления повышения эффективности планирования налоговых проверок.

Содержание работы

Введение 3
1. Методика планирования налоговых проверок в современных условиях 7
1.1. Цели, задачи и методы планирования налоговых проверок 7
1.2. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок 12
2. Организация проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами 18
2.1. Краткая характеристика деятельности УФНС РФ по ЧР 18
2.2. Применение концепции планирования налоговых проверок в практике деятельности УФНС 22
2.3. Оценка показателей контрольной работы налогового органа по результатам налоговых проверок 27
3. Направления повышения эффективности планирования налоговых проверок 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Планирование налоговых проверок (на материалах УФНС РФ по Чувашской Республики).doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Взимание налогов и сборов является необходимым условием существования государства, так как позволяет государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, и это установлено Конституцией Российской Федерации и Налоговым Кодексом Российской Федерации. 

Налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Но, к сожалению, как показывает практика, юридические и физические лица допускают несвоевременную  уплату налогов и других обязательных  платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Стало нормой уклонение от уплаты налогов легальными – когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующих правовых норм и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

Исходя из этого перед  налоговыми органами стоит серьезная  проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и совершенствование этого контроля.

Основным финансовым ресурсом государства являются налоговые  доходы, обоснованное планирование их поступлений можно считать основой эффективного государственного управления. Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование законодательства о налогах и сборах предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых изменений и осмысления тех организационно-экономических механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение  баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное осуществление функционирования органов государственного налогового контроля невозможно без проведения всестороннего экономического анализа налоговых проверок и налоговых поступлений в бюджетную систему страны от их проведения.

Анализ налоговых поступлений  в бюджетную систему от проведенных  налоговых проверок представляет собой  расчет, интерпретацию и оценку показателей, характеризующих различные стороны  процесса формирования доходов бюджетной системы в части налогов и сборов. Особое значение приобретает комплексный анализ поступления налогов и сборов, включая макроэкономический анализ при осуществлении налоговых проверок, и, соответственно, - разработка методических основ планирования, подготовки и проведения налоговых проверок. Правильно проведенный анализ результатов налоговых проверок позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить предполагаемую сумму доначислений по налоговым проверкам с учетом территориальных и отраслевых особенностей проверяемых налогоплательщиков.

В этой связи актуальное значение приобретает разработка и  применение единой методики планирования подготовки и проведения налоговых  проверок как одного из наиболее важных  инструментов  осуществления государственного налогового администрирования.

Эти положения определяют актуальность выбранной темы исследования, его цель и задачи.

Целью исследования является выявление эффективных механизмов управления налоговыми поступлениями  в консолидированный бюджет Российской Федерации посредством совершенствования методики и практики планирования проведения налоговых проверок на региональном уровне.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих  взаимосвязанных задач:

    • изучить методику планирования налоговых проверок в современных условиях;
    • рассмотреть организацию проведения планирования налоговых проверок налоговыми органами;
    • представить направления повышения эффективности планирования налоговых    проверок.

Объектом исследования является УФНС РФ по ЧР.

Предметом исследования является  организационный  механизм проведения камеральных и налоговых проверок и совершенствование методики их проведения.

Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, регионалистики и налогового администрирования. Из числа работ, посвященных вопросам теории и практики налогово-бюджетных отношений в Российской Федерации, на наш взгляд следует выделить работы таких авторов как: Е.В. Акилова, И.А. Майбуров, И.М. Александров, М. Гостева, О.В. Гутников, А.В. Жигачев, И. Киселева, Ю.М. Лермонтов, С.В. Барулин, М.Ю. Орлов, В.Г.  Пансков, О.Н.  Полякова, С.М. Рюмин и др.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства РФ, официальные статистические данные и отчёты Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики России, инструктивные материалы ФНС России, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам.

Методологической основой  работы явились системный подход, методы экономического анализа и синтеза.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы  управленческого учета, планирования, моделирования экономических процессов, анализа отчетности налоговых органов, статистические методы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 
 

1. Методика планирования налоговых проверок в современных условиях

1.1. Цели, задачи и методы планирования налоговых проверок

 

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной  формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В соответствии со ст. 31 НК РФ1 право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

    • камеральные;
    • выездные;

По объему проверяемых  вопросов налоговые проверки делятся  на:

    • комплексные;
    • тематические;
    • целевые;

По способу организации  налоговые проверки делятся на:

    • плановые;
    • внезапные;

HК РФ предусматривает  также возможность проведения:

    • контрольных;
    • повторных проверок;

По объему проверяемых  документов проверки делятся на:

    • сплошные;
    • выборочные.

Планирование налоговых  проверок – важный этап контрольной работы налоговой инспекции. Оно состоит в определении перечня объектов, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроков, объемов и категорий указанных проверок, ресурсов, необходимых для их проведения2.

Цель планирования налоговой проверки – контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет страны налоговых платежей, а также устранение выявленных в ходе налоговых проверок нарушений.

Основными задачами, разрешаемыми налоговыми органами в ходе планирования проверок, являются:

    • проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности, обязанными в соответствии с законодательством России исчислять и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, законодательства о налогах и предпринимательстве;
    • проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов;
    • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
    • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях;
    • установление причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов;
    • принятие мер по обеспечению поступления в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов;
    • осуществление контроля за другими вопросами финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов3.

Предпроверочная подготовка – это комплекс процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности контрольной работы.

Важнейшие составные  части процесса планирования и подготовки налоговых проверок:

1. Формирование массива  данных о налогоплательщиках.

2. Камеральная проверка  и камеральный анализ налоговых  деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления  и уплаты налогов, а также  бухгалтерской отчетности.

3. Комплексный анализ  основных показателей деятельности  налогоплательщиков в отраслевом и территориальном разрезах.

4. Выбор объектов для проведения налоговых проверок.

5. Предварительная подготовка предложений о категории выездной налоговой проверки, предполагаемых затратах времени на ее проведение, численности сотрудников инспекции, необходимых для проведения налоговых проверок, необходимости привлечения к проверке специалистов правоохранительных и иных контролирующих органов.

6.Подготовка и утверждение  планов налоговых проверок на предстоящий квартал.

7.Предпроверочный анализ  информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения налоговых проверок.

8.Подготовка перечня  вопросов, подлежащих проверке4.

В настоящее время  существует три метода отбора налогоплательщиков для планирования проверки:

    • первый основан на расчетах, соотношении и сравнении. Он более пригоден при использовании ЭВМ;
    • второй основан на знаниях и опыте и пригоден при осуществлении проверки вручную;
    • третий основан на цикличности во времени.

При осуществлении метода основанного на расчетах в первую очередь необходимо посмотреть, чем занимается это предприятие, если известно, что предприятия в данном бизнесе пережили плохой год из-за временной экономической депрессии, то можно ожидать, что показатели этих предприятий резко понизятся, поэтому вполне целесообразно исключить такие организации из выборки.

Если воспользоваться  информацией об организациях различного вида деятельности в данном регионе, то можно разделить эти организации  на несколько групп. В одну будут  промышленные предприятия, в другую – транспортные и др. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости от вида деятельности. Следующий шаг – это установление таких индивидуальных критериев. Например, можно отобрать 10% организаций, имеющих наибольший объем продаж или у которых произошло наибольшее снижение показателей валового дохода. Чем более конкретны критерии, тем лучше будет результат.

Метод, основанный на знаниях  и опыте, если из опыта, информации, а также по итогам камеральной  проверки известно, что в определенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то можно выбрать все организации этого бизнеса, затем эта группа анализируется с использованием расчетов, сравнений и соотношений для отбора тех, которые представляют наибольший интерес.

Информация о работе Методика планирования налоговых проверок в современных условиях