Международное двойное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Не редко на практике существуют совершенно противоположные случаи, когда, например, субъект налогообложения являющийся резидентом государства, а осуществляет свою предпринимательскую деятельность за его пределами. В данном случае возникает вопрос, какому государству будут уплачиваться соответствующие налоги, по закону какого государства будет рассчитываться сумма налога, какой правовой режим возникает в случае двойного налогообложения, а также пути разрешения возникших вопросов. Поднятие и рассмотрение данного вопроса, я считаю, является необходимым и немаловажным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Цели международного сотрудничества в области налогообложения……....5
2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения…………………………………………………………………………9
2.1. Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации……..14
2.2. Принципы налогообложения доходов иностранных организаций……....16
2.3. Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве……..….17
3. Оффшорные механизмы в международном налогообложении……………19
Заключение………………………………………………………………..……...26
Список использованной литературы………………………………………...…27

Файлы: 1 файл

налоговый менеджмент.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Используются следующие  основные методы:

  • распределительный метод (принцип освобождения) – это метод исключения из налогооблагаемой базы доходов, полученных за рубежом (имущества, находящегося за рубежом);
  • метод налогового кредита (зачет уплаченных за рубежом налогов в счет уменьшения обязательств налогоплательщика по уплате налогов своей стране);
  • метод налоговой скидки – это вычет из налогооблагаемой базы расходов на уплату иностранных налогов;
  • иногда применяется также метод отсрочки обложения иностранных доходов до момента их ввоза в страну постоянного местонахождения налогоплательщика.

В соответствии с распределительным  методом (принципом освобождения) государство  А не облагает налогом доход, который  по соглашению облагается в государстве  Б. В договорах между сторонами перечислены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию.

Налоговый зачет (кредит) означает, что государство А исчисляет  взимаемый им с резидента налог  на основе совокупного дохода, включая  доход, полученный в государстве Б. Далее из собственного налога вычитаются суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

Налоговая скидка уменьшает  на сумму уплаченного за рубежом  налога налогооблагаемую базу, т.е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы доходов, подлежащих налогообложению.

Первый и второй методы применяются для расчета обязательств налогоплательщика по уплате налогов  на доходы и имущество.

Налоговая скидка обычно применяется при обложении налогами на дары и наследства и является самым невыгодным для налогоплательщика.

Налоговые соглашения могут  вносить изменения в применение этих методов либо предусматривать  замену метода в соответствии с законодательством  на другой метод, более льготный для  налогоплательщика (согласно общему правилу налоговые соглашения не могут использоваться в целях ухудшения условий налогообложения для налогоплательщика, и если так все же случается, то налогоплательщик всегда имеет право выбора между внутренней нормой и нормой, предусмотренной налоговым соглашением).

Многие развивающиеся  государства представляют различные  налоговые льготы в целях привлечения  капиталов из других стран: полное освобождение от налогов в течение льготного  периода, снижение налоговых ставок и т.д. Однако эти льготы могут  быть сведены на нет, если в стране, из которой экспортируются капиталы, не будут приняты соответствующие корректирующие меры.

В странах-экспортерах  капитала, применяющих метод «налогового  кредита» в отношении налогов, уплаченных за рубежом, из налоговых обязательств компаний и граждан вычитаются лишь налоги, реально оплаченные за рубежом, и результатом льготы, предоставленной развивающейся страной, будет автоматическое увеличение остаточной доли налогов, подлежащей уплате в стране-экспортере капитала (таким образом, лишение этих компаний и граждан полученной льготы). Поэтому эффективность льгот, предоставляемых развивающимся странам в целях привлечения иностранного капитала, в значительной степени зависит от позиции налоговых органов стран-экспортеров капитала.

Промышленно развитые страны, заинтересованные в экспорте капитала, применяют метод «налогового  кредита» и метод освобождения иностранных  доходов от налогообложения, являются основными.

Страны, применяющие метод  «налогового кредита», демонстрируют, таким образом, свое «беспристрастие» в отношении налогов, взимаемых за рубежом. Действительно, налогоплательщики стран с более высокими налоговыми ставками, получающие доходы из стран с более низкими налоговыми ставками, будут выплачивать в своей стране (в отношении указанных доходов) только сумму превышения налогов своей страны над налогами другой страны. Если же доходы налогоплательщиков за рубежом облагаются по более высоким ставкам, чем в своей стране, то какого-либо возмещения или компенсации на них не предусматривается. Таким образом, применение метода «налогового кредита» означает, что данная страна в своей налоговой политике придерживается принципа нейтралитета по отношению к капиталовложениям своих граждан и компаний за рубежом: не стремится их поощрять, но и воздерживается от дискриминирующих мер против них. Этот метод применяется преимущественно в англосаксонских странах: США, Великобритании и др.

Примерно аналогичные  правила налогового кредита существуют в Германии, Дании, Финляндии, Швейцарии, Греции и Испании. Норвегия разрешает вычет иностранных налогов лишь в качестве операционных расходов – однако во всех многочисленных налоговых соглашениях с другими странами также предусмотрено применение метода налогового кредита.

Австрия и Италия предоставляют  налоговый кредит на основе фактической взаимности, т.е. при условии, что соответствующая страна предоставляет налоговый кредит для налогов, взимаемых в Австрии и Италии.

 

 

 

 

 

2.1.Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации

 

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены  статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении  иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных  договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может  иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве –  источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Отдельные положения  Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной.  Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития  по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Принципы налогообложения доходов иностранных организаций

 

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией, доходы подразделяются:

1)    на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2)    на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения  признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов  нормами соглашений об избежании  двойного налогообложения, а также  нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются  основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются  специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

  • доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;
  • доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);
  • доходы от работы по найму;
  • доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;
  • доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;
  • другие доходы.

Различия подходов к  налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

 

2.3.Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает  все виды доходов за исключением  тех видов, порядок налогообложения  которых определяется в специальных  статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком  государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают  прибыль, то есть разницу между полученными  доходами и расходами, понесенными  для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Оффшорные механизмы в международном налогообложении

 

Государственная политика некоторых стран предусматривает  предоставление весомых налоговых  льгот иностранным фирмам в целях  получения выгоды в форме притока  иностранных капиталов.

Страна, в которой налоговый  режим является более льготным, имеет название налогового убежища (налоговой гавани). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт и т.п.).

Льготный налоговый  климат или наличие безналогового  статуса стимулирует создание так  называемых оффшорных компаний (от англ. Off-shore – вне берега, изолированный).

Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность.

Информация о работе Международное двойное налогообложение