Международные налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе Мы ставим перед собой задачу рассмотрения такой темы как « Международные налоговые отношения ». Данная тема очень злободневна и своевременна. Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в различных областях, торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Налогообложение как объект межгосударственного регулирования - явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика международных налоговых отношений…………….. 5
2. Международное Двойное Налогообложение - двойное налогообложение на межгосударственном уровне………………………………………………………. 6
3. Международное налоговое право и международные договоры по вопросам налогообложения…………………………………………………………………. 11
4. Виды международных налоговых соглашений РФ……………………………13
4.1. Международные соглашения РФ об избежание двойного налогообложения доходов и имущества…………………………………………13
4.2.Налогообложение особых видов доходов по соглашениям РФ об избежание двойного налогообложения…………………………………………16
4.3.Международные соглашения РФ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства……………………………17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

моя.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет финансово-кредитный

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В А Я   Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине

«Налоги и налогообложение»

Тема : «Международные налоговые отношения»

 

 

 

 

Исполнитель: Щетинкина Н.С.

Специальность: бакалавр экономики

 

Группа:2ВО (2 год обучения)

 

№ зачетной книжки:11ФЛД60662

 

Руководитель: Преснякова Е.А.

   
   
   

 

 

 

Калуга 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика  международных налоговых отношений…………….. 5

2. Международное Двойное  Налогообложение - двойное налогообложение  на межгосударственном уровне………………………………………………………. 6

3. Международное налоговое  право и международные договоры по вопросам налогообложения…………………………………………………………………. 11

4. Виды международных  налоговых соглашений РФ……………………………13

    4.1. Международные  соглашения РФ об избежание  двойного  налогообложения доходов  и имущества…………………………………………13

    4.2.Налогообложение особых видов доходов по соглашениям РФ об избежание   двойного налогообложения…………………………………………16

    4.3.Международные  соглашения РФ о сотрудничестве  и взаимной помощи по вопросам  соблюдения налогового законодательства……………………………17

Заключение………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………25

 

Введение

 

В  настоящей    курсовой  работе  Мы  ставим  перед  собой  задачу  рассмотрения  такой  темы как « Международные налоговые отношения ». Данная тема очень злободневна и своевременна. Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в различных областях, торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Налогообложение  как  объект  межгосударственного регулирования - явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую  значимость  для  международного экономического сотрудничества.  Это   подтверждается,  в  частности,  практикой  заключения  налоговых соглашений.  Налоговые факторы в международных отношениях приобретает все большую актуальность  с точки зрения  реализации  и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности  каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

В дореформенный   период   экономические  контакты  СССР  с  зарубежными партнерами  "осуществлялись  в основном в  форме отдельных ограниченных по  объему  внешнеторговых  сделок  и  операций". Поэтому вопросы, затрагивающие международные аспекты налогообложения, для нашей страны, как  правило,  не  возникали.  В  современных  условиях их недооценка не только влечет  за собой крупные финансовые потери в виде недополучения казной значительной  части  государственных  доходов,  но и заметно ослабляет позиции России в свете требований нового международного экономического порядка,  проявляющегося  во  взаимодействии отечественной экономики с мировым  хозяйством,  ее  участии  в  международном  разделении труда, обращении   к   ресурсам  межгосударственного  рынка  капиталов.  Так, отсутствие  на  начальном  этапе  экономических реформ урегулированных правовыми    нормами    способов    разрешения    проблемы    двойного налогообложения,   отвечающих   потребностям   зарождающегося   рынка, сдерживает расширение внешнеторговых связей России и служит источником крайне  негативного с точки зрения налоговой теории и практики явления - уклонения от уплаты налогов.

Цель данной курсовой работы - показать влияние налоговых соглашений на международные отношения России.

Курсовая работа состоит  из трех частей. В первой части рассказывается о нормативных базах, регулирующих налогообложение по внешнеэкономической  деятельности. Во второй – говорится  о роли налогов в осуществлении  и развитии внешнеэкономической деятельности России. И в заключительной, третьей части, рассказывается об отличительных особенностях структур бюджета РФ и зарубежных стран.

 

1. Общая характеристика  международных налоговых отношений.

 

Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения  могут регулироваться в одно-, дву-, и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа, что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Регулирование международных налоговых отношений  может проводиться странами в  одностороннем порядке – путем  издания законодательных актов, определяющих налоговые режимы как  для иностранных физических и  юридических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. В отношении налогов, имеющих своим объектом сделки, например куплю-продажу товаров, услуг, недвижимости, такое регулирование как правило, осуществляется в форме издания законодательных актов, а в сфере таможенных пошлин, налогов на доходы и капитал широко применяются налоговые соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал.

 

2.Международное двойное налогообложение - двойное налогообложение на межгосударственном уровне

Международное Двойное  Налогообложение - обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в  двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей, затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области экономики. Более того, корпорации и физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения.

Для того чтобы избежать двойного налогообложения, Россия заключила соответствующие договоры с более чем шестьюдесятью странами.

  Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деловую активность за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.

В налоговой практике и теории различаются двойное  экономическое налогообложение  и двойное юридическое налогообложение.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли. Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при нестыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления. Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 90-е гг. в Российской Федерации и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

Устранение двойного экономического и юридического налогообложения в принципе возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

Другим путем урегулирования проблемы двойного налогообложения является заключение международных соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резиденства и гражданства. К наиболее распространенным относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов.

Наряду с указанными принципами отдельные страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности.

В современных условиях деятельность многих предприятий приобрела международный характер, т.е. она осуществляется на территории нескольких государств. В связи с этим часто возникает вопрос о распределении и перераспределении доходов предприятия между источниками, расположенными в разных странах. Особую важность эта проблема имеет для транснациональных компаний, деятельность которых в сфере международных экономических отношений является основной.

Международное налогообложение  юридических лиц в принципе схоже  с международным налогообложением физических лиц, при этом оно имеет  определенную специфику, как в определении субъекта налогообложения, так и исчислении базы налогообложения. Кроме того, существуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений об устранении двойного налогообложения дивидендов.

Проблемы международного налогообложения юридических лиц можно подразделить на следующие группы:

— определение национальной привязки юридического лица — субъекта налогообложения;

— порядок определения  режима деятельности иностранного юридического лица на территории страны деятельности;

— проблемы, связанные  с установлением источника дохода;

— учет налогов, уплаченных за рубежом, при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

— порядок определения  налоговой базы по подоходному налогообложению при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.

В отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданства, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоянного места проживания), юридические лица всегда имеют единственное место регистрации, которое является основным юридическим адресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем статус налогового резидента юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распространению на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого государства.

Информация о работе Международные налоговые отношения