Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в различных областях, торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Налогообложение как объект межгосударственного регулирования - явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений. Налоговых факторы в международных отношениях приобретает все большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.
С другой стороны, и нормы национального законодательства (НК РФ) оказывают определённое влияние, как на толкование и применение МНД, так и на изменения, вносимые в эти международные договоры. Так, в частности, почти все международные налоговые договоры, заключенные РФ, содержат специальное положение, согласно которому любой не определенный в нем термин будет, по общему правилу, иметь то значение, которое он имеет по налоговому законодательству государства – участника международного налогового договора, применяющего его положения. В тех же случаях, когда положения международного налогового договора содержат автономное определение того или иного термина, на практике могут возникнуть противоречия с нормами национального законодательства.
Наиболее ярким источником такого противоречия выступают нормы НК РФ, предусматривающие процедуру переквалификации процентов, выплачиваемых по долговым обязательствам российских организаций, в дивиденды. Так, согласно нормам пунктов 2-4 статьи 269 НК РФ такая переквалификация допустима в ряде случаев в отношении процентов, выплачиваемых по долговым обязательствам российской организации перед иностранными лицами, доминирующими в капитале такой российской организации (подобная ситуация на практике получила наименование «тонкой» или «недостаточной капитализации»).
В то же время, анализ определений терминов «дивиденды» и «проценты», содержащихся в международных налоговых договоров, в большинстве случаев приводит к выводу о невозможности такой переквалификации с точки зрения положений этих договоров. С целью устранения указанного противоречия в ряде недавно согласованных и подписанных изменений к российским международным налоговым договорам получило отражение специальное определение терминов «дивиденды» и «проценты», исключающее неоднозначность в отнесении определённых доходов к дивидендам или к процентам.
Так, согласно действующей в настоящее время редакции пункта 3 статьи 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (ратифицировано Федеральным законом от 17.07.1999 № 167-ФЗ) термин дивиденды определяется как «доходы от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, но дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством того Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль». Из такого определения достаточно сложно сделать вывод о том, что проценты, переквалифицированные в дивиденды в соответствии с нормами национального законодательства должны признаваться таковыми и для целей международного налогового договора.
В связи с этим статьей V Протокола от 07.10.2010 г. «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года» (ратифицирован Федеральным законом от 28.02.2012 г. № 9-ФЗ) в указанное положение этого международного налогового договора были внесены изменения. После их вступления в силу (то есть, после 01.01.2013 г.) к дивидендам будут относиться, помимо прочего, «доходы - даже выплачиваемые в форме процентов - которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды». Одновременно, в определение процентов, содержащееся в пункте 2 статьи 11 указанного международного налогового договора, внесено изменение, согласно которому термин «проценты» не включает в себя проценты, рассматриваемые как дивиденды. Таким образом, речь идет о гармонизации положений международного налогового договора с положениями национального налогового законодательства РФ.
Схожие изменения были внесены и в Соглашение об избежании двойного налогообложения между РФ и Швейцарией от 15.11.1995 г. (само соглашение ратифицировано Федеральным законом от 26.02.1997 г. № 38-ФЗ; протокол об изменениях в это соглашение, подписанный в городе Вашингтоне 24.09.2011 г., в настоящее время находится на ратификации в Государственной Думе), где специально подчёркнуто, что «положения статей 10 "Дивиденды" и 11 "Проценты" не препятствуют применению Договаривающимся Государством общепринятых правил "недостаточной капитализации", установленных его национальным законодательством».
Таким образом, нормы национального налогового законодательства РФ испытывают воздействие со стороны соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ, так и нормы НК РФ учитываются при внесении изменений в действующие соглашения об избежании двойного налогообложения. Такое взаимное воздействие должно вести, в конечном итоге, к постепенному созданию в РФ единого налогового режима, приемлемого, как с точки зрения интересов российского государства, так и с точки зрения иностранных инвесторов.
Заключение.
Международные налоговые соглашения не создают новых законов, они обеспечивают унификацию налоговых юрисдикции различных государств, "состыковывают" национальные налоговые законодательства. Следовательно, основным принципом применения международных налоговых соглашений выступает запрет на предоставление каждой стране больше прав и преимуществ, чем это предусмотрено ее национальным законодательством.
Наличие и действие международных налоговых договоров, с одной стороны, гарантирует налогоплательщикам недискриминацию, позволяет избежать двойное налогообложение; с другой — для государств обеспечивает возможность взаимных прямых консультаций, обмен информацией, обмен опытом и иных контактов для решения многих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов. Заключение большого количества налоговых договоров между странами во всем мире привело к выработке нескольких международно-признанных стандартов, которым стремятся следовать страны при подписании соглашений об избежании двойного налогообложения. Возникновение стандартов объясняется главным образом удобством применения таких налоговых договоров, а также тенденцией к унификации подходов различных стран в налогообложении нерезидентов.
Под международным налоговым планированием понимается деятельность налогоплательщика, направленная на повышение налоговой эффективности внешнеэкономической деятельности, в особенности при осуществлении иностранных инвестиций, цель которой: избежание двойного налогообложения, общее снижение налогового бремени и максимально возможное отложение момента уплаты налога во времени. Основополагающий принцип налогообложения в международной практике: принцип распространения налоговой юрисдикции на налогоплательщиков — резидентов и нерезидентов. Правильное установление круга субъектов и оценка их как налоговых резидентов одного из договаривающихся государств позволяет точно определить, какие обязательства субъектов попадают под налоговую юрисдикцию договаривающегося государства, тем самым предупредив нарушения налогового законодательства.
Из анализа действующих
российских соглашений, а также типовых
моделей международных
Характерным для отношений
в сфере международных
Список использованной литературы.