Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие в проведении научных исследований и разработок университетов и научных центров и другие факторы.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………………….3
Международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
Российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………….……13
Список литературы…………………………………………………………...…….14

Файлы: 1 файл

Налогообложение инновац.docx

— 43.64 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Экономика и управление бизнес-процессами»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

Преподаватель                          __________                         В.В. Бородкина 

 

Студент   УБ 09-08                   __________                       Е.А. Пономарева                                                                   

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………….3

  1. Международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
  2. Российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………….……13

Список литературы…………………………………………………………...…….14

 

Введение

Мировой опыт показывает, что  создание благоприятных условий  для развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности является приоритетной задачей государственной инновационной политики инновационно развитых стран. Стимулирование научно-инновационной деятельности выступает в качестве механизма реализации стратегических целей государственной инновационной политики.

Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет  налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых  инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие в проведении научных исследований и разработок университетов и научных центров и другие факторы.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую мировую державу, входящую в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. Эта цель может быть достигнута путем переориентации российской экономики в сторону инновационного сектора. В указанной Концепции предполагается решить эту задачу, в первую очередь, за счет формирования мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции. 

 

  1. Международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности

Налоговые льготы как метод  стимулирования предпринимателей к  инвестированию средств в основной капитал и проведение научно-исследовательских работ получили распространение в развитых странах на рубеже 60-х гг. прошлого века. В этот период сформировались основные причины расширения сферы применения системы налоговых льгот, к числу которых можно отнести появление теоретических обоснований необходимости усиления регулирующей и стимулирующей роли налогов в условиях ужесточения конкуренции на мировом рынке. Не меньшую роль в указанном процессе сыграли такие факторы, как снижение государственных расходов на научно-технические исследования из-за низкой экономической эффективности результатов финансируемых бюджетом работ, а также уменьшение заинтересованности фирм в получении бюджетных средств по государственным программам на инвестирование производства. Снижение интереса частного бизнеса к участию в бюджетных программах было вызвано существованием целого ряда ограничений при использовании этих средств. В результате от непосредственного финансирования технического перевооружения производства и научно-исследовательских работ развитые страны перешли использованию экономических, в первую очередь, налоговых методов стимулирования фирм и корпораций, самостоятельно выполняющих такие работы.

Стимулирующие функции могут  выполнять практически все налоги, но для активизации инвестиций наиболее часто используется корпоративный  налог или налог на прибыль  корпораций. Методы стимулирования инвестиций, основанные на использовании этого  налога, применяются во многих странах. К их числу относится использование  режима ускоренной амортизации, инвестиционный налоговый кредит и стимулирование расходов на научно-исследовательские работы.

Ускоренная амортизация  впервые нашла применение в США  в 1954 г. в отдельных приоритетных отраслях экономики, а в 60-е гг. ХХ в. распространилась и на другие страны. При этом основным методом начисления амортизации вместо линейного стал регрессивный или метод уменьшаемого остатка, при котором сумма амортизационных отчислений рассчитывается от остаточной стоимости амортизируемого имущества. В условиях инфляции и быстрой сменяемости моделей оборудования этот метод позволяет в первые годы его эксплуатации накопить большую часть амортизационных средств и сократить потери фирмы при досрочном списании техники. Кроме того, в 70-е гг. корпорациям было предоставлено право самостоятельно устанавливать амортизационный период по группам основных средств в пределах регламентированного временного диапазона, например, от 5 до 7 лет.

Во Франции для стимулирования переоснащения в дополнение к  обычным амортизационным отчислениям предприятиям разрешено исключать из их доходов сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств. Аналогичные стимулы при приобретении нового оборудования или строительстве производственных объектов предусмотрены законодательством Великобритании, где отдельные предприятия имеют право вычитать из доходов помимо амортизации суммы, равные 15–30% стоимости строительства объектов или нового оборудования.

В начале 60-х гг. в странах  с рыночной экономикой стал применяться  инвестиционный налоговый кредит, сумма которого обычно рассчитывалась в процентах от стоимости приобретаемого оборудования и уменьшала величину налога на прибыль корпорации. Условия предоставления инвестиционного налогового кредита на протяжении ряда лет неоднократно менялись. Это касалось и размера самого кредита, и видов вводимых активов, и процентов за пользование кредитом. В отдельные годы, когда наблюдался инвестиционный бум, действие кредита приостанавливалось.

Данная льгота позволяет  весьма эффективно стимулировать обновление и расширение основных средств, однако ее применение было недостаточным для финансирования инициативных научно-исследовательских работ. Ведь результаты от их внедрения не могут в короткие сроки обеспечить окупаемость произведенных затрат. Поэтому в практику налогообложения были введены специальные налоговые льготы на проведение научно-исследовательских работ. 
В США такие льготы стали применяться с середины 50-х гг. в виде единовременного исключения из налогооблагаемой базы корпораций затрат на проведение НИОКР или (по выбору) вычета этих затрат в течение нескольких лет. Следует отметить, что эта льгота широко использовалась крупнейшими корпорациями. Так, в 1971 г. налог на прибыль крупных нефтяных компаний составил всего 5% прибыли, подлежавшей обложению, тогда как в среднем по стране он достигал 40%. Подобные льготы вводились в Великобритании, ФРГ и других странах.

Наибольшая активность в  стимулировании инвестиционной деятельности частных фирм за рубежом была характерна для периода конца 70-х – начала 80-х гог. Правительства ряда стран определяли приоритетные виды или направления предпринимательской деятельности, для которых устанавливались пониженные налоговые ставки, вводились освобождения инвестируемых сумм от налогов, разрешалась ускоренная амортизация. В первую очередь это касалось предприятий, занятых производством электроники, авиационной и ракетно-космической техники, автомобилей, горнодобывающей промышленности и ряда других отраслей. Однако в дальнейшем выяснилось, что вместо повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, многие фирмы ставили для себя задачу получения максимальных налоговых льгот и ухода от налогов. Приоритетность отдельных отраслей приводила к экономическому неравенству налогоплательщиков. Поэтому в ходе налоговых реформ 80-х гг. целый ряд льгот был отменен.

Учитывая новые тенденции  в развитии научно-технического прогресса, которые потребовали от предпринимателей расширения межотраслевых, межрегиональных и международных связей, стимулирование инвестиционной деятельности было переориентировано на поддержку создания новых организационных форм предпринимательства, способных быстро выполнять и реализовывать новейшие разработки и инновации на стыке различных сфер производства. При этом налоговое стимулирование научно-исследовательской деятельности даже расширилось. Оно охватило и фундаментальные исследования, и деятельность по внедрению изобретений в производство. Появилась новая форма инвестиционной льготы – исследовательский налоговый кредит, был снижен уровень налогообложения небольших внедренческих фирм, расширилось налоговое стимулирование сотрудничества фирм и корпораций с университетами. 
В настоящее время во многих странах действуют льготы по затратам на научно-исследовательские работы, однако и сегодня в этой сфере ситуация не идеальна. В частности, данными льготами в первую очередь пользуются компании, которые уже обладают достаточным научно-исследовательским потенциалом. Фирмы, которые только начинают исследовательские программы и не имеют достаточных средств, не могут в полной мере воспользоваться льготами, так как по условиям налогообложения многих стран предоставление налогового кредита возможно только при условии подтверждения факта прироста затрат на НИОКР, что не всегда под силу этим фирмам.

В 80-е годы активизировался  процесс кооперации промышленных компаний с научно-исследовательскими и конструкторскими фирмами. В США и странах Европейского союза появился новый тип научно-исследовательских партнерских объединений. Ведущая роль в таких объединениях часто принадлежит университетам. Инвесторам этих объединений предоставляются существенные льготы в виде освобождения инвестируемых средств от налогов, а прибыль, получаемая объединениями от реализации результатов научных исследований, облагается по сниженной ставке.

Важное место в системе  налоговых льгот, в том числе  инвестиционных, принадлежит упрощенным и облегченным условиям налогообложения  субъектов малого предпринимательства, среди которых определенное место занимают венчурные фирмы. Во многих странах прибыль мелких компаний облагается не на общих основаниях, а по ставке индивидуального подоходного налога владельца предприятия, которая существенно ниже ставки налога на прибыль фирмы. Банки также могут пользоваться льготами в виде списания на издержки части прибыли, за счет которой они создают фонды на случай невозвращения кредитов и страхования операций с высокой степенью риска, каковыми являются фонды венчурного капитала.

Есть льготы для вновь  создаваемых акционерных обществ, которые в течение первых лет работы полностью или частично освобождаются от налога. Такие льготы обычно называются налоговыми каникулами.

Новой разновидностью отсрочки налоговых платежей является налоговый кредит на затраты по профессиональной подготовке работников организаций. Обычно этот кредит представляет собой вычет из облагаемой прибыли в пределах установленного процента суммы прироста затрат предприятия на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров. На территориях с высоким уровнем безработицы расходы на подготовку кадров полностью вычитаются из налоговой базы по налогу на прибыль. 
Налоговые льготы в ряде случаев имеют отраслевую направленность, например, предоставляются лицам, инвестирующим свои средства в сельское хозяйство или сельскохозяйственное машиностроение. Инвестиционные налоговые льготы часто используются для поддержки предпринимателей, функционирующих в регионах с невысоким уровнем экономического развития или со сложными природно-климатическими условиями. Так, компании в отсталых южных районах Италии освобождаются от налога на прибыль в течение первых десяти лет с момента их регистрации. В провинциях Канады с особо суровым климатом в пределах налога на прибыль фирмам предоставляется скидка в размере 20–50% затрат на приобретение оборудования и строительство. В Германии для фирм, осуществляющих капитальные вложения в регионы, где возникают так называемые «больные» отрасли, разрешается ускоренная амортизация основных средств. Это позволяет учесть региональный аспект в предоставлении налоговых инвестиционных льгот.

В условиях создания и расширения экономических сообществ государств, в частности Европейского Союза, процессы унификации налогообложения инвесторов получили дальнейшее развитие. Для создания единого внутреннего рынка страны ЕС решают вопросы гармонизации и унификации налогообложения прибыли предприятий и доходов от инвестиционной деятельности, чтобы обеспечить свободную миграцию капиталов в рамках Союза и расширить возможности научно-технической интеграции и распространения инноваций. В то же время, такая унификация затрагивает интересы национальных производителей и ограничивает влияние правительств на структуру и конъюнктуру внутренних рынков.

Унификация налогообложения  инвесторов в рамках ЕС происходит по нескольким направлениям. Во-первых, происходит гармонизация порядка определения  налогооблагаемой прибыли корпораций по линии сокращения различных льгот  и введения национальных систем государственных  дотаций налогоплательщикам на развитие производственной и научно-технической деятельности, устранение двойного налогообложения. Во-вторых, широко применяется использование ускоренной амортизации, которая должна постепенно заменяться амортизацией в соответствии со сроками экономического или коммерческого использования основных средств. Указанный процесс происходит на фоне ограничения практики приоритетного налогового стимулирования. В-третьих, осуществляется создание благоприятных условий налогообложения малых предприятий, в том числе в сфере венчурного бизнеса, включая создание сети дочерних фирм крупных компаний.

Информация о работе Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности