Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие в проведении научных исследований и разработок университетов и научных центров и другие факторы.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………………….3
Международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………4
Российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности………………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………….……13
Список литературы…………………………………………………………...…….14

Файлы: 1 файл

Налогообложение инновац.docx

— 43.64 Кб (Скачать файл)

 

2    Российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности

Рассмотрим особенности налогового стимулирования инновационной деятельности, установленные российским законодательством на сегодняшний день.

Все нормы, касающиеся налогообложения  инновационной деятельности, регламентируются Налоговым кодексом РФ.

Глава 9 НК РФ [3] предусматривает  специальные возможности для  налоговых преференций в виде инвестиционного налогового кредита. Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение собственного производства, внедрение проектов по защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, повышение энергетической эффективности производства, осуществление внедренческой или инновационной деятельности и др.

Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет, организациям-резидентам зоны территориального развития – на срок до 10 лет.

Глава 25 НК РФ [3] содержит льготы по налогу на прибыль организаций.

Среди льгот по налогу на прибыль организаций можно отметить:

  1. «амортизационную премию» – возможность отнесения на расходы отчетного или налогового периода расходов на капитальные вложения в размере не более 30% (не более 10%) в зависимости от срока полезного использования основных средств, в том числе при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ);
  2. право организаций единовременно признавать некоторые виды расходов на НИОКР, в том числе и безрезультатные, в том периоде, в котором завершены такие исследования или разработки и сторонами подписан акт сдачи-приемки, и с применением повышающего коэффициента 1,5%. Такие расходы включаются в состав прочих расходов. Исключение составляют так называемые «другие расходы», предусмотренные подп. 4 п. 2 ст. 262.

Постановлением Правительства  РФ № 988 [4] утвержден перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на проведение которых плательщики налога на прибыль организаций вправе включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. В утвержденный перечень, в частности, вошли НИОКР в области моделирования, диагностики и создания наноматериалов и нанотехнологий, в области информационно-телекоммуникационных систем, биоинженерии, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, ракетостроения, силовой электротехники, атомной энергетики и проч.

При этом налогоплательщики, применяющие данный повышающий коэффициент, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках.

При получении вследствие НИОКР исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности они признаются нематериальными активами и налогоплательщик вправе выбрать порядок списания расходов, осуществленных на такие НИОКР;

3) право применять к  основной норме амортизации специальный  коэффициент, но не более 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

4) право применять к  основной норме амортизации специальный  коэффициент, но не более 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;

5) право применять к  основной норме амортизации специальный  коэффициент, но не более 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность;

6) законами субъектов  Российской Федерации для организаций  – резидентов особой экономической зоны может предусматриваться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5%;

7) для организаций –  резидентов технико-внедренческой  особой экономической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%;

8) право создавать резервы  предстоящих расходов на научные  исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

9) доходы от продажи  акций российских организаций,  относящихся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, облагаются поставке 0%.

По налогу на добавленную  стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения:

1) операций по реализации  исключительных прав на изобретения:  полезные модели, промышленные образцы,  программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

2) выполнение организациями  НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития; выполнение организациями НИОКР, учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологии или к усовершенствованию производимой продукции и технологий;

3) ввоз технологического  оборудования (в том числе комплектующих  изделий и запасных частей к нему), аналоги которых не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

По налогу на имущество  организаций предусмотрено освобождение от налогообложения объектов, имеющих  высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение 3 лет со дня постановки на учет.

Помимо основных налогов  предусмотрены специфические инвестиционные налоговые льготы по видам деятельности. Они включают следующие.

  1. Льготирование резидентов особых экономических зон.

В отношении резидентов особых экономических зон предусмотрены:

– налоговые каникулы по земельному налогу;

– налоговые льготы по налогу на имущество организаций, учитываемое  на балансе организации – резидента особой экономической зоны, используемое на территории особой экономической зоны в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

– пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды;

– пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (региональная составляющая) и нулевая по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет;

– возможность применения специального коэффициента (не выше 2) при расчете амортизационных отчислений;

– возможность без ограничений  списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР;

– использование режима свободной таможенной зоны.

В отношении организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ:

– налоговая льгота по налогу на имущество в отношении недвижимого  имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

В отношении организаций, получивших статус участников проекта «Сколково»:

– налоговые льготы по налогу на имущество организаций;

– налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций в  течение 10 лет со дня получения  статуса участника проекта. При  этом установлен потолок по выручке за налоговый период – один миллиард рублей;

– налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково».

  1. Льготы для экспортеров IT-услуг и так называемых «офшорных программистов» и компаний, работающих по заказам западных фирм:

– право не применять  амортизацию в отношении электронно-вычислительной техники, а признавать в порядке, предусмотренном для материальных расходов;

– пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды.

  1. Льготирование научных и образовательных организаций:

– не облагается имущество государственных научных центров;

– не подлежат налогообложению  НДС услуги в сфере образования  по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ, а также дополнительных образовательных услуг; научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

– организации, осуществляющие образовательную деятельность, при  соблюдении ряда условий, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль;

– установлены пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды  для хозяйственных обществ, созданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования [3].

Таким образом, налоговое  законодательство Российской Федерации  содержит достаточное количество налоговых инструментов и механизмов, направленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности.

 

 

Заключение

В настоящее время инновационная  деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России, а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке.

Чтобы реализовать инновационно-технологический  путь развития России, необходимо разрабатывать свои, принципиально новые технологии по всем видам экономической деятельности на основе новых знаний, добытых в результате фундаментальных научных исследований, и внедрять их в опытное, серийное или промышленное производство или покупать чужие технологии. Для этого в субъектах Российской Федерации должны быть созданы и развиты региональные инновационные структуры как составные части национальной инновационной системы России.

Для развития экономики и научно-технического прогресса вперед мировые государства принимают активное участие в инновационных проектах. Инновационная деятельность всецело поддерживается и направляется государственными и общественными институтами, представителями бизнеса.

Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых  в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и кооперации, как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государств.

 

  

Список литературы

  1. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Правительства РФ от 1.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
  3. Налоговый кодекс РФ.
  4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»
  5. Сошников А. А. Налоговое регулирование экономического развития региона//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – №9. – 2009 г.
  6. Шелюбская Н.В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. 2010. № 9. С. 120–130.
  7. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с

 


Информация о работе Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности