Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:48, реферат
В Германии, Франции и ряде других европейских стран бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль рассчитываются по единому методу, хотя преобладает фискальный подход к учету. При этом организации обладают достаточно широкими возможностями влияния на величину чистого дохода. Способы учета затрат, методы начисления амортизации, варианты оценки активов и задолженности, возможности создания резервных фондов, отражаемые в отчетности о результатах деятельности организации, влияют на величину налоговой базы. Важнейшее значение для уменьшения налоговых обязательств имеет полное и правильное использование всех установленных законом льгот; вычетов из облагаемой базы, налоговых кредитов, отсрочки уплаты налогов.
В большинстве стран власти реально относятся к своим возможностям в сфере налогообложения. Они понимают, что чрезмерные налоги угнетающе действуют на частную инициативу, подрывают производство и, в конечном счете, доходную базу государственного бюджета. Они знают, что если частному бизнесу не дать некоторой свободы маневра в налоговых вопросах, то капиталы будут утекать за границу, и страна лишится не только потенциальных налоговых поступлений, но и рабочих мест (а значит, вырастут безработица и расходы бюджета на социальные пособия). Поэтому, чтобы избежать депрессии и смягчить периодически наступающие кризисы, правительства западных стран вынуждены сдерживать рост налогов и время от времени проводят масштабные снижения налоговых ставок.
Кроме того, в самой структуре налоговых систем этих стран имеются своего рода стабилизаторы, которые позволяют компенсировать ущерб частному бизнесу, приносимый общим ростом налоговых ставок. Следует также иметь в виду, что одним из важнейших условий нормального развития рыночной экономики является необложение капитала, функционирующего в сфере торгово-промышленного оборота. При этом речь идет не только о самом капитале, но и о доходах на капитал — при условии, что они не изымаются из дела и не идут на непроизводительное потребление.
Но если формально в развитых странах торгово-промышленный капитал и его доходы подлежат обложению налогами, то на практике нормально работающее предприятие при правильной постановке налогового планирования может платить налоги в самых минимальных размерах.
Наиболее важный из всех уплачиваемых бизнесом налогов — налог на добавленную стоимость — включается в цену продаваемых товаров и услуг и, таким образом, перекладывается
на потребителей.
При уплате налога на прибыль корпораций — другого налога, уплачиваемого бизнесом, — предусмотрены такие широкие списания из доходов на амортизацию производственных активов предприятий, что фактически оказывается возможным осуществлять не только простое, но и расширенное воспроизводство капитала вообще без уплаты налога на прибыль.
Наконец, часть налогов на социальные цели (социальное страхование, медицинское обслуживание и т. д.), формально оплачиваемая корпорациями, зачисляется непосредственно в издержки производства и при нормальной рыночной конъюнктуре беспрепятственно перекладывается на потребителей.
Таким образом, реальность уплаты налогов возникает только для капиталов, изымаемых из сферы производства (в виде дивидендов, в результате продажи бизнеса, передачи капитала по наследству и т. д.), или для капиталов, приносящих прибыль в размерах, значительно превышающих нормальный уровень (обложение сверхприбылей). Речь здесь идет о развитых странах, где рыночная экономика существует в течение не одного столетия. На ранних же этапах ее становления, когда формировался класс мелких предпринимателей, их капиталы, как мы видим, налогами вовсе не облагались.
3 Международное налоговое планирование
Как уже отмечалось, налоговое планирование можно определить как выбор из различных вариантов метода осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть как можно более перспективным, долгосрочным, поскольку многие деловые решения, особенно в отношении выбора объектов капиталовложений, весьма дорогостоящи, и перестройка на ходу может повлечь за собой крупные потери.
Поэтому налоговое планирование должно основываться на изучении не только текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и общей позиции, занимаемой налоговыми властями по тем или иным вопросам, проектов законов по налогам, готовящихся налоговых реформ, а также на анализе общих направлений налоговой политики, проводимой правительством данной страны. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, из отчетов о заседаниях парламента, из периодических изданий по налогам и т.д. (следует иметь в виду, что расходы на приобретение налоговой литературы, оплата услуг консультантов по налогам и т.д. всегда признаются в качестве деловых затрат, необходимых для основной деятельности налогоплательщика, и как таковые подлежат вычету из его облагаемого дохода, т.е. фактически наполовину оплачиваются за счет казны).
Кроме того, налоговые органы
безвозмездно предоставляют
Сам процесс налогового планирования можно разбить на четыре стадии.
Первая стадия — это решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения самой компании, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений и т. д.
Вторая стадия (во многом связана с первой и представляет собой первоначальный этап налогового планирования) включает вопросы выбора юридической формы и структуры компании с учетом характера и целей ее деятельности.
Третья стадия относится
уже к текущему налоговому планированию
и охватывает вопросы правильного
и полного использования
И, наконец, на четвертой стадии решаются вопросы о наиболее рациональном, опять же с налоговой точки зрения, размещении полученных прибылей и других накоплений, о выборе путей и методов их расходования.
Основной задачей на первой стадии налогового планирования является выбор страны для базирования компании исходя прежде всего из определенной для нее сферы деятельности. Известно, что в налоговых режимах для отдельных видов деятельности между разными странами существуют различия и иногда весьма значительные. Страна, в которой налоговый режим для данного вида деятельности является более льготным, чем в других странах, представляет собой, по существу, форму налогового убежища для этой деятельности. Практически для любой страны можно назвать вид деятельности (или определенную форму предприятия), в отношении которой она бы выступила как налоговое убежище. Кроме того, существует ряд стран (в основном малых), которые специализируются на предоставлении налоговых льгот иностранным предприятиям и капиталам, извлекая для себя выгоду в виде притока туристов и деловых людей, увеличения занятости местного населения и т. д. Хорошо известно, что судоходные компании выгоднее всего базировать в Панаме, Либерии или Греции, международные банки — в Люксембурге и на Багамских остовах; холдинговые компании — в Нидерландах; посреднические торговые компании — в Швейцарии и Лихтенштейне и т. д.
Однако при окончательном
выборе места для базирования
компании следует учитывать не только
абсолютный уровень налогов, но и
другие особенности налогового законодательства,
возможность безналогового
Для международного предприятия различия в налоговых нормах между странами могут обеспечить даже возможность избежания режима обложения на основе "неограниченной налоговой ответственности", тогда как для местных компаний в большинстве стран такая возможность исключена. Простейший пример: если образовать компанию по законам Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, и управлять этой компанией из США, где критерием для аналогичных целей служит место образования компании, то такая компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Соответственно ни в какой из этих стран она не будет подпадать под режим неограниченной налоговой ответственности (т.е. обложения по всем доходам из всех источников). Считаясь же нерезидентом в каждой из этих стран, она будет облагаться только налогом по доходам из источников этих стран, а если таковых не окажется, то вовсе будет освобождена от налогообложения в этих странах. Если представить к тому же, что данная компания будет заниматься коммерческой деятельностью в одной из стран, где налоги низки или вовсе отсутствуют и перевод средств из этих стран разрешается без удержания налогов (а такие страны есть), то мы получим пример удачного налогового планирования в международном масштабе, которое вполне доступно всем более или менее крупным собственникам капитала.
Кроме того, есть страны, которые
вообще ограничивают свою налоговую
юрисдикцию только доходами, извлекаемыми
на их территории, и отказываются от
обложения доходов своих
При большом размахе операций
приведенную схему можно
Чаще всего нефть даже
не завозится на острова, но прибыли
от нефтяного бизнеса
Задачи второй стадии, как уже говорилось, тесно связаны с первой. Действительно, при размещении подразделений компаний следует решить, что это будет: одна корпорация с отделениями в разных странах; сеть дочерних компаний с холдингом в стране, удобной для управления всей сетью, и, возможно, с посредническими компаниями в третьих странах; или просто группа компаний, связанных взаимным участием в капитале друг друга, без явно выделенного центра и т. д. Число вариантов здесь необозримо, и в зависимости от поставленных целей возможны любые решения.
Третья стадия касается уже
более конкретных задач и требует
глубокого знания законодательства
данной страны. Кроме того, следует
тщательно изучать налоговую
практику, принятую в данной стране,
поскольку в любой стране всегда
можно найти установленные
В отношении четвертой стадии следует подчеркнуть, что с расчетом облагаемого дохода и уплатой полагающегося налога налоговое планирование еще не кончается. Во многих случаях правильное использование полученных прибылей, размещение капиталов, выбор инвестиционной политики могут обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных налогов.
В ряде стран в целях налогового или валютного контроля некоторые налоги взимаются и с не подлежащих обложению лиц и компаний. При этом имеется в виду, что в дальнейшем такие лица должны в установленном порядке обратиться за возвратом налога. Особенно часто такие ситуации встречаются при применении налоговых соглашений, когда стандартные ставки налогов "у источника" (с дивидендов, процентов, лицензионных платежей и т.д.) по условиям этих соглашений снижаются иногда в 2—3 раза или вообще сводятся к нулю.
Вопросы использования международных налоговых соглашений — это отдельная большая тема. Большинство промышленно развитых стран практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений, и нормы, введенные этими соглашениями, в значительной степени дополняют или даже изменяют нормы их внутреннего налогового права.
Таким образом, налоговое планирование для инвесторов предполагает выбор наиболее оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно изложить в виде пяти основных правил.
Первое: по возможности всегда следует предпочитать режиму обложения налогом на индивидуальные доходы режим обложения корпорационным налогом (последний даже можно рассматривать как скидку или отсрочку по отношению к первому налогу).
Второе: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, предпочитая ему режим обложения в этой стране налогами "у источника".
Третье: не следует спешить
с инкассацией доходов и
Четвертое: перемещение активов предпочтительнее осуществлять в форме капиталов, а не доходов и прибылей.
Пятое: при сравнении налоговых режимов разных стран необходимо больше внимания уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.
Информация о работе Минимизация налогов в зарубежных компаниях