Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен налоговой системы государства.
3. Проанализировать этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Провести анализ Налогового кодекса РФ.
Предмет исследования: анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Объект исследования: Налоговый кодекс РФ.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую,
Введение.
Глава I. Феномен налоговой системы государства.
1.1 Налоги, их понятие и роль.
1.2 Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей.
1.3. Налогоплательщики и элементы налогообложения.
Глава II. Этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
2.1. Первый этап - 1996 год.
2.2. Второй этап - 1997 год.
2.3. Третий этап - 1998 год.
2.4. Четвёртый этап - 1999 год.
Глава III. Анализ Налогового кодекса РФ.
3.1. Легальное определение налога и сбора.
3.2. Разделы налогового кодекса РФ.
3.3. Особенности Налогового кодекса РФ.
Заключение.
Список литературы.
Курсовая работа:
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Содержание
Введение.
Глава I. Феномен налоговой системы государства.
1.1 Налоги, их понятие и роль.
1.2 Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей.
1.3. Налогоплательщики и элементы налогообложения.
Глава II. Этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
2.1. Первый этап - 1996 год.
2.2. Второй этап - 1997 год.
2.3. Третий этап - 1998 год.
2.4. Четвёртый этап - 1999 год.
Глава III. Анализ Налогового кодекса РФ.
3.1. Легальное определение налога и сбора.
3.2. Разделы налогового кодекса РФ.
3.3. Особенности Налогового кодекса РФ.
Заключение.
Список литературы.
Целью данной курсовой работы является анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен налоговой системы государства.
3. Проанализировать этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Провести анализ Налогового кодекса РФ.
Предмет исследования: анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Объект исследования: Налоговый кодекс РФ.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одним из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.
Налоговая политика государства это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры.
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов президентов, федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.
Во введение необходимо отметить, что Конституция РФ (ст. 114 ч.1 п. «Б») закрепила принцип единой финансовой политики, а поскольку налоговая политика - это составная часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.
Глава I. Феномен налоговой системы государства.
1.1 Налоги, их понятие и роль.
Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.
Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.
Признаки налога. Определить понятие налога можно путем указания на его признаки.
1. 1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.
Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.
В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос б роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ).
Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом).
3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
3. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.
Теперь суммируем вышесказанное.
Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
1.2 Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение (предусмотрен Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” от 22 декабря 1992 г.).
Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления на соответствующих территориях.
Кроме того, по решению органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:
— налог на рекламу с юридических и физических лиц;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;
— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;
— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;
— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;
— сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;
— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;
— сбор за выигрыш на бегах;
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц (предусмотрен Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г.);
— сбор за право торговли, устанавливаемый районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти.
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнение к Закону “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивает эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ним органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей". Представляется, что по смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной власти, распространяется и на органы местного самоуправления — органы районов, городов и других административно-
Таким образом, право устанавливать налоги и другие платежи, входящие в налоговую систему РФ, независимо от их уровня — прерогатива представительных органов государственной власти и в предусмотренных законодательством случаях — органов местного самоуправления.
Установление налогов означает введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти национально-государственных, автономных и административно-
1.3. Налогоплательщики и элементы налогообложения.
При установлении налога определяется круг налогоплательщиков. Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и другие обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Для целей налогообложения применяется понятие взаимозависимые (аффилированные) лица. К ним относятся физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать, непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одно лицо участвует в имуществе другого лица и доля такого участия составляет более 20%;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
К правам налогоплательщиков относятся:
• получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации о действующих налогах и сборах, правовых актах о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
• получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
• использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;