Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть феномен налоговой системы государства.
3. Проанализировать этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Провести анализ Налогового кодекса РФ.
Предмет исследования: анализ Налогового кодекса Российской Федерации.
Объект исследования: Налоговый кодекс РФ.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую,
Введение.
Глава I. Феномен налоговой системы государства.
1.1 Налоги, их понятие и роль.
1.2 Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей.
1.3. Налогоплательщики и элементы налогообложения.
Глава II. Этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
2.1. Первый этап - 1996 год.
2.2. Второй этап - 1997 год.
2.3. Третий этап - 1998 год.
2.4. Четвёртый этап - 1999 год.
Глава III. Анализ Налогового кодекса РФ.
3.1. Легальное определение налога и сбора.
3.2. Разделы налогового кодекса РФ.
3.3. Особенности Налогового кодекса РФ.
Заключение.
Список литературы.
• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
• зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
• представление своих интересов в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
• представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
• присутствие при проведении выездной налоговой проверки;
• получение копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
• обжалование в установленном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц;
• требование соблюдения налоговой тайны;
• требование возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
К обязанностям налогоплательщиков относятся:
• уплата законно установленных налогов;
• постановка на учет в налоговых органах;
• ведение учета своих доходов и расходов и объектов налогообложения;
• представление в налоговый орган по месту учета соответствующих налоговых деклараций, необходимой информации и документов;
• представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
• выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства;
• обеспечение в течение трех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы и уплаченные налоги и др.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — кроме того, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об:
• открытии или закрытии счетов — в пятидневный срок;
• всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
• всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок, не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
• прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности, ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
• изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Глава II. Этапы принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
2.1. Первый этап - 1996 год.
Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. В Думе от правительства документ представлял его непосредственный разработчик - Заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов. Уже значительно позднее Распоряжением Правительства РФ от 30.04.97 N 585-р в Думу были представлены II-IV части кодекса.
Весной 1996 года состоялось первое рассмотрение проекта кодекса профильным комитетом Думы. Им был назначен Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Профильный комитет рекомендовал нижней палате парламента создать согласительную комиссию
24 апреля 1996 года законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, который поддержал решение о создании согласительной комиссии (Постановление N 305-II ГД).
16 мая Совет Федерации направил в комиссию своих представителей (Постановление N 192-СФ).
2.2. Второй этап - 1997 год.
После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.
19 июня 1997 года Государственная Дума принимает кодекс в первом чтении (Постановление N 1575-II ГД). В этот же день была образована специальная парламентская комиссия для доработки проекта.
В ходе бюджетных баталий 1997 года Президент пошел на некоторые уступки парламенту, одной из которых был отзыв Налогового кодекса и номинальная готовность исполнительной власти рассмотреть встречные предложения других политических сил. 21 октября 1997 года Президент РФ огласил решение об отзыве кодекса. Уже 19 ноября 1997 года (Постановление N 1903-II ГД) Государственная Дума вернула проект к рассмотрению в первом чтении, фактически дезавуировав принятие его в первом чтении в правительственной редакции. В этот же день Дума ликвидировала прежнюю согласительную комиссию и предложила Совету Федерации создать новую - по рассмотрению альтернативных проектов кодекса. 3 декабря 1997 года (Постановление N 413-СФ) Совет Федерации согласился с этим предложением и делегировал в комиссию своих представителей.
2.3. Третий этап - 1998 год.
Крайний срок внесения альтернативных проектов кодекса был определен датой 31 января 1998 года. К этому времени было внесено порядка 10 проектов кодекса, а 31 января (Распоряжением от 31.01.98 N 121-р) Правительство РФ внесло в Государственную Думу уточненные I и II части кодекса, при этом части III и IV были консолидированы во II часть. Место Сергея Шаталова занял замминистра финансов Михаил Моторин, которого привел в правительство новый глава Минфина Михаил Задорнов. При этом правительственные чиновники сразу заявили, что новая налоговая система будет строиться исключительно на основе правительственного варианта, либо не будет создана вообще. Тем не менее, все 10 альтернативных вариантов кодекса были вынесены на голосования в Государственной Думе.
16 апреля 1998 года в первом чтении Государственной Думой был принят правительственный вариант Налогового кодекса РФ (и первой, и второй части). За него проголосовало 312 депутатов, против - 17, воздержался - 1 (Постановление N 2401-II ГД). Второе место при рейтинговом голосовании получил проект Ассоциации "Налоги России": "за" проголосовало 148 депутатов. Дабы склонить на свою сторону парламентское большинство, правительство заявило, что учтет все разумные идеи альтернативных проектов. При этом в числе соавторов правительственного варианта фигурировали и сенаторы (Н.И. Меркушкин, А.В. Назаров, В.И. Хубиев), и ряд известных депутатов Думы (А.Л. Головков, В.Д. Гришин, Ю.А. Гуськов, Н.П. Данилова, А.Д. Жуков, С.В. Иваненко, М.В. Кузнецов, А.М. Макаров, Л.И. Маркелов, А.Н. Михайлов, С.Ю. Орлова, В.К. Сохов)
Окончательное принятие и вступление в силу общей части Налогового Кодекса Российской Федерации . Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко (работа над подготовкой ко второму чтению второй части (специальной) ведется и по сей день). Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса. 3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении (Постановление N 2774-II ГД), уже 16 июля - в третьем чтении (Постановление N 2813-II ГД). Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление N 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ. 6 августа вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
21 июля 1998 года документ был направлен Госналогслужбой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.
1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу, за исключением ряда положений, которые конкретизированы в нашем комментарии к вводному закону.
2.4. Четвёртый этап - 1999 год.
Летом прошлого года в первую часть Налогового кодекса России были внесены существенные изменения. Речь идет о Федеральном законе от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, а именно 13 августа 1999 года. Исключение составляют отдельные положения, для которых установлен иной срок вступления в силу. Напомним основные моменты указанного Федерального закона. Определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Существенные изменения коснулись основных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Многочисленные поправки внесены в раздел VI Налогового кодекса "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение".
Глава III. Анализ Налогового кодекса РФ.
3.1. Легальное определение налога и сбора.
Понятия «налога» и «сбора» являются едва ли не центральными понятиями налогового права. Вплоть до середины XVIII в. термин «налог» в России не употреблялся. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в.
В настоящее время легальное определение «налога» и «сбора» содержится в ст.8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с нормой п.1 указанной статьи НК РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения
налоговая база
налоговый период
порядок исчисления налога
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В свою очередь, сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
3.2. Разделы налогового кодекса РФ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации.
Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты.
Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков.
Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц.
Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы.
Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Глава 7. Объекты налогообложения.
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа.
Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов.
Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль.
Глава 13. Налоговая декларация.
Глава 14. Налоговый контроль.
Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании
Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.
Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.
Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках.
Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.