АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Владимирский филиал
Кафедра
финансового менеджмента и налогового
консалтинга
Реферат
по дисциплине: Налоговый менеджмент
в организации
на тему: Налог на добавленную стоимость
Работу выполнила
студентка группы ФКЗ -08
Мацюк Е.С.
Научный руководитель
д.э.н., профессор
Захаров П.Н.
Владимир 2013
Введение
В настоящее время НДС – один
из важнейших федеральных налогов. Основой
его взимания, как следует из названия,
является добавленная стоимость, создаваемая
на всех стадиях производства и обращения
товаров. Это налог традиционно относят
к категории универсальных косвенных
налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимаются путем включения в
цену товаров, перенося основную тяжесть
налогообложения на конечных потребителей
продукции, работ, услуг.
Нало́г на
доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог,
форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара,
работы или услуги, которая создаётся
на всех стадиях процесса производства
товаров, работ и услуг и вносится в бюджет
по мере реализации.
НДС как наиболее значительный
косвенный налог выполняет две
взаимодополняющие функции: фискальную
и регулирующую. Первая (основная), в
частности, заключается в мобилизации
существенных поступлений от данного
налога в доход бюджета за счет
простоты взимания и устойчивости базы
обложения. В свою очередь, регулирующая
функция проявляется в стимулировании
производственного накопления и
усилении контроля за сроками продвижения
товаров и их качеством.
Актуальность данной темы
состоит в том, что налог на
добавленную стоимость – всеобщий
налог на потребление, который должны
уплачивать все предприятия, участвующие
в процессе производства, и сбыта
товаров. За период существования налога
на добавленную стоимость действующий
механизм его исчисления и взимания
претерпел существенные изменения.
В связи с этим у налогоплательщиков
возникает множество вопросов по
толкованию и разъяснению порядка
обложения, данным налогом.
НДС доминирует среди налогов
на потребление, что связано с
рядом обстоятельств. Во-первых, это
нейтральность НДС по отношению
к любой стране-производителю, к
производственному циклу, к методам производства.
Нейтральность заключается в том, что
при обложении налогом импорта и освобождении
от него экспорта НДС не мешает конкуренции
между национальными и иностранными товарами.
Механизм расчета НДС позволяет ему оставаться
всегда пропорциональным стоимости изделия
и не зависеть от числа предприятий, которые
участвовали в изготовлении изделия. Во-вторых,
потенциально широкая база обложения
НДС позволяет увеличивать государственные
доходы. Наконец, в-третьих, расходы конечных
потребителей, а не затраты производителей,
облагать всегда предпочтительней, так
как собираемость налога сразу упрощается.
Налог
на добавленную стоимость (НДС) самый
сложный для исчисления из всех налогов,
входящих в налоговую систему
РФ. Его традиционно относят к
категории универсальных косвенных
налогов, которые в виде своеобразных
надбавок взимаются через цену товара.
Кроме того, если при прямом налогообложении
источник уплаты налога, как правило,
формируется у налогоплательщиков,
то при косвенном – источник налога
поступает налогоплательщику в
составе иных платежей (в основном
в составе цены).
Отличительной чертой косвенных налогов
является также то обстоятельство,
что с экономической точки
зрения, основное его бремя уплаты
переносится плательщиками на конечных
покупателей (т.е. потребителей) товаров
(работ, услуг). Однако в случаях, когда
цена товара ограничивается платежеспособностью
покупателя, косвенный налог, в частности
НДС, уменьшает прибыль производителя
и таким образом становится прямым
налогом.
Существующие в настоящее время
в России условия и порядок
взимания НДС делают его смешанным,
многообъектным налогом. Так, наряду с
общими правилами исчисления и уплаты
НДС, в некоторых случаях, например,
когда имеет место оборот товаров
(работ, услуг) внутри предприятия для
нужд собственного потребления, затраты
по которым не относятся на издержки
производства и обращения, осуществляется
строительство хозяйственным способом,
происходит реализация продукции по цене
не выше себестоимости и т.д., исчисление
НДС регулируется специальными правилами.
Так, при реализации продукции по цене
не выше себестоимости налогоплательщик
обязан увеличить для целей налогообложения
свою выручку до уровня рыночных цен, составить
специальный расчет, доначислить налог
и уплатить его в бюджет.
Впервые НДС был введён
в 1958 году во Франции[1]. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых
стран НДС отсутствует в таких странах,
как США, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.
В России НДС действует с 1 января 1992 года[2]. Порядок исчисления налога
и его уплаты первоначально был определён
законом «О налоге на добавленную стоимость»,
с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Отдельные
категории налогоплательщиков и
отдельные виды операций не
подлежат обложению налогом. В
целом изъятий и льгот по
НДС в НК РФ более 100. В
частности, организации и индивидуальные
предприниматели имеют право
на освобождение от обязанностей
плательщика НДС, если сумма выручки от реализации товаров, работ,
услуг за три предшествующих последовательных
календарных месяца не превысила определённой
величины (в соответствии с п. 1 ст. 145 НК
РФ — 2 млн руб.).
Плательщики НДС
Налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость признаются[3]:
- организации:
- промышленные и финансовые, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется банковская лицензия)и др.;
- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчетные счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в силу этого относящиеся к налогоплательщикам;
- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;
- некоммерческие организации в случае осуществления ими коммерческой деятельности, включающей операции по реализации основных средств и иного имущества;
- индивидуальные предприниматели (с 01.01.2001 г.);
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Не признаются
плательщиками организации, являющиеся
иностранными организаторами XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских
зимних игр 2014 г. в городе Сочи, иностранными
маркетинговыми партнерами Международного
олимпийского комитета, также филиалы,
представительства в Российской Федерации
иностранных организаций, являющихся
иностранными маркетинговыми партнерами
Международного олимпийского комитета
в отношении операций, совершаемых в рамках
организации и проведения XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр 2014 г. в городе Сочи (этот пункт применяется
до 01.01.2017 г.).
Организации
и индивидуальные предприниматели
могут быть освобождены от
исполнения обязанностей налогоплательщика,
если за три предшествующих
последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ,
услуг) без учета НДС не превысила в совокупности
2 млн руб.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения
признаются следующие операции (статья
146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- строительно-монтажные работы для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Не признаются
объектом налогообложения:
- операции, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;
- передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;
- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательно;
- передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
- операции по реализации земельных участков (долей в них);
- передача имущественных прав организации её «правопреемнику» (правопреемникам);
- передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным «законом» от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
- операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр
- оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну всех уровней (от государственной казны до казны автономной области);
- выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;
- операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Ставки НДС
в России
Максимальная ставка
НДС в Российской Федерации
после его введения составляла
28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января
2004 года составляет 18 %.
Для некоторых
продовольственных товаров и
товаров для детей в настоящее
время действует также пониженная
ставка 10 %; для экспортируемых товаров —
ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право
на нулевую ставку НДС при экспорте, он
должен каждый раз подавать в налоговый
орган заявление о возврате НДС и комплект
подтверждающих документов.
Таблица 1 – Налоговые
ставки по НДС
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
0% |
При реализации:
1)
товаров на экспорт при условии
их фактического вывоза за
пределы таможенной территории
РФ, а также работ (услуг), непосредственно
связанных с производством и
реализацией таких товаров;
2)
работ (услуг), непосредственно связанных
с перевозкой (транспортировкой) через
таможенную территорию Российской |
|
Федерации товаров в рамках транзита;
3)
услуг по перевозке пассажиров
и багажа при условии, что
пункт отправления или пункт
назначения пассажиров и багажа
расположены за пределами территории
РФ;
4)
работ (услуг), выполняемых (оказываемых)
непосредственно в космическом
пространстве;
5)
драгоценных металлов налогоплательщиками,
осуществляющими их добычу или
производство из лома и отходов,
содержащих драгоценные металлы;
6)
товаров (работ, услуг) для официального
пользования иностранными дипломатическими
и приравненными к ним представительствами
или для личного пользования дипломатического
или административно – технического персонала
этих представительств, включая проживающих
вместе с ними членов их семей;
7)
припасов, вывезенных с территории
РФ в таможенном режиме перемещения
припасов, где припасами признаются
топливо и горюче – смазочные
материалы, которые необходимы
для обеспечения нормальной эксплуатации
воздушных и морских судов,
судов смешанного (река – море)
плавания |
10% |
При реализации:
1)
отдельных продовольственных товаров
(мяса, молока, хлеба и пр.);
2)
некоторых товаров для детей
(обувь, одежда и пр.);
3)
периодически печатных изданий,
за исключением периодически
печатных изданий рекламного
или эротического характера;
4)
отдельных медицинских товаров
отечественного и зарубежного
производства |
10%/(100%+10%) и 18%/ |
1) при получении денежных средств,
связанных с оплатой товаров
(работ, услуг);
2)
при удержании налога налоговыми
агентами;
3)
при реализации товаров (работ,
услуг), приобретенных на стороне
и учитываемых с НДС;
4)
при реализации сельскохозяйственной
продукции и продуктов ее переработки
в соответствии с НК РФ |
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
18% |
Во всех остальных случаях |