Операции, не подлежащие
налогообложению (статья 149 НК РФ):
- предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
- реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, например:
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета;
- продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
- почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
- монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);
- товаров, помещенных под таможенную процедуру «магазина беспошлинной торговли»;
- товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения)
на территории Российской Федерации, например:
- реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации
- осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)
- осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
- оказание услуг адвокатами независимо от формы адвокатского образования, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,
- проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров,
- проведение работ на территории иностранного государства по диагностике и ремонту производственного оборудования, вывезенного на территорию этого государства из России (письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-07-08/252).
В случае, если налогоплательщиком
осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, не
подлежащие налогообложению (освобождаемые
от налогообложения) в соответствии
с положениями настоящей статьи,
налогоплательщик обязан вести
раздельный учёт таких операций.
Если в налоговом периоде не
осуществляется отгрузка товаров
(работ, услуг), операции по реализации
которых освобождаются от налогообложения
налогом на добавленную стоимость,
то раздельный учёт налога
не ведется (письмо Минфина
России от 02.08.2012 № 03-07-11/225).
Налогоплательщик, осуществляющий операции
по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные
настоящей статьи, вправе отказаться от
освобождения таких операций от налогообложения,
представив соответствующее заявление
в налоговый орган по месту учета в срок
не позднее 1-го числа налогового периода,
с которого налогоплательщик намерен
отказаться от освобождения или приостановить
его использование.
Такой отказ или приостановление возможен
только в отношении всех осуществляемых
налогоплательщиком операций. Не допускается,
чтобы подобные операции освобождались
или не освобождались от налогообложения
в зависимости от того, кто является покупателем
(приобретателем) соответствующих товаров
(работ, услуг). Не допускается отказ или
приостановление от освобождения от налогообложения
операций на срок менее одного года.
Налогоплательщики,
перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками
налога.
В последнее
время (2004—2008) высказывается ряд предложений
по полной отмене НДС в России или дальнейшем
сокращении его ставок, впрочем, в ближайшее
время изменений по НДС не предвидится,
так как за счёт НДС формируется около
четверти федерального бюджета России
(О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в федеральный бюджет
Российской Федерации в январе-ноябре
2008 года ).
Налоговый период (статья 163
НК РФ) устанавливается как квартал.
Налоговые ставки
(статья 164 НК РФ)
Ставка 0 % применяется, например,
при реализации товаров, вывезенных в
таможенной процедуре экспорта; оказании
услуг по международной перевозке товаров.
Ставка 10 % применяется, например,
при реализации отдельных продовольственных
товаров; товаров для детей; медицинских
товаров.
Ставка 18 % — основная, применяется
во всех остальных случаях.
Порядок исчисления
налога (статья 166 НК РФ)
Сумма налога при
определении налоговой базы исчисляется
как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой
базы, а при раздельном учете —
как сумма налога, полученная в результате
сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно
как соответствующие налоговым ставкам
процентные доли соответствующих налоговых
баз. Моментом определения
налоговой базы (статья 167 НК РФ) является
наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
- при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.
- При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.
- день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства
Налогоплательщик имеет право
уменьшить общую сумму налога,
на установленные налоговые вычеты
(статья 171 НК РФ). Вычетам подлежат
суммы налога, предъявленные налогоплательщику
при приобретении товаров (работ,
услуг), а также имущественных
прав на территории Российской
Федерации либо уплаченные налогоплательщиком
при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под её
юрисдикцией, в таможенных процедурах
выпуска для внутреннего потребления,
временного ввоза и переработки
вне таможенной территории либо
при ввозе товаров, перемещаемых
через границу Российской Федерации
без таможенного оформления.
Порядок и сроки
уплаты налога в бюджет (статья 174 НК
РФ)
Налоговый период
по НДС устанавливается как
квартал. Уплата налога по операциям,
признаваемым объектом налогообложения,
на территории Российской Федерации
производится по итогам каждого
налогового периода исходя из
фактической реализации (передачи)
товаров (выполнения, в том числе
для собственных нужд, работ, оказания,
в том числе для собственных
нужд, услуг) за истекший налоговый
период равными долями не позднее
20-го числа каждого из трех
месяцев, следующего за истекшим
налоговым периодом. Форма налоговой
декларации по НДС утверждена
приказом Минфина РФ от 15.10.2009
№ 104н.
Порядок возмещения
налога (статья 176 НК РФ)
В случае, если
по итогам налогового периода
сумма налоговых вычетов превышает
общую сумму налога, исчисленную
по операциям, признаваемым объектом
налогообложения, полученная разница
подлежит возмещению (зачету, возврату)
налогоплательщику. После представления
налогоплательщиком налоговой декларации
налоговый орган проверяет обоснованность
суммы налога, заявленной к возмещению,
при проведении камеральной налоговой
проверки в порядке. По окончании
проверки в течение семи дней
налоговый орган обязан принять
решение о возмещении соответствующих
сумм, если при проведении камеральной
налоговой проверки не были
выявлены нарушения законодательства
о налогах и сборах.
В случае выявления
нарушений законодательства о
налогах и сборах в ходе
проведения камеральной налоговой
проверки уполномоченными должностными
лицами налоговых органов должен
быть составлен акт налоговой
проверки. Акт и другие материалы
камеральной налоговой проверки,
в ходе которой были выявлены
нарушения законодательства о
налогах и сборах, а также представленные
налогоплательщиком (его представителем)
возражения должны быть рассмотрены
руководителем (заместителем руководителя)
налогового органа, проводившего
налоговую проверку. По результатам
рассмотрения материалов камеральной
налоговой проверки руководитель
(заместитель руководителя) налогового
органа выносит решение о привлечении
налогоплательщика к ответственности
за совершение налогового правонарушения
либо об отказе в привлечении
налогоплательщика к ответственности. Одновременно с этим
решением принимается:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
При наличии
у налогоплательщика недоимки
по налогу, иным федеральным налогам,
задолженности по соответствующим
пеням и (или) штрафам, подлежащим
уплате или взысканию, налоговым
органом производится самостоятельно
зачет суммы налога, подлежащей
возмещению, в счет погашения
указанных недоимки и задолженности
по пеням и (или) штрафам.
Заключение
Данная работа посвящена исследованию
НДС – одного из наиболее сложных в исчислении
налогов. Он имеет огромное фискальное
значение, являясь значительным источником
пополнения доходов бюджета. В то же время
налог на добавленную стоимость выполняет
регулирующую функцию путем воздействия
на механизм ценообразования. Значение
НДС для отечественной экономики сложно
переоценить.
Проанализировав действующий механизм
обложения НДС в РФ, стало очевидным, что
налог на добавленную стоимость прочно
вошел в налоговую систему Российской
Федерации. Он, безусловно, имеет свои
достоинства и недостатки. С его помощью
не удалось сразу решить все финансовые
проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь
на опыт, можно сказать, что это вряд ли
было возможно, так как послужить их решению
может только масштабный комплекс мер.
Но в целом налог имеет позитивное значение
и тенденции его развития в последнее
время позволяют сделать вывод, что за
ним и дальше сохранится ведущая роль
среди прочих налогов и платежей в Российской
Федерации.
Список использованной литературы
1. Налоговый
Кодекс РФ: части первая и вторая. – М.:
Юрайт, 2009. – 652 с.
2. Панасиков В.Г. Налогообложение
в Российской Федерации: Учебник. М.: ПРОСПЕКТ,
2008. – 456 с.
3. Рассолова М.М. Налоговое
право: Учебное пособие для вузов. – М.:
Юнити-Дана, 2010. – 413 с.
4. Семичева Н.И. Финансовое
право: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2006.
– 400 с.
5. Зубков В.В.
«Налоговые вычеты и исчисление НДС» //
Финансы, 2007, №9.
6. Семкина Т.И.
«Некоторые проблемы расчета налога на
добавленную стоимость» // Финансы, 2009 №11.
7. http: www.wikipedia.org.