Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...........…..…..3
1. НДФЛ: понятие, плательщики, объекты налогообложения……………..…..4
2. Порядок исчисления НДФЛ……………………………………..…………….5
3. Порядок уплаты НДФЛ………………………………………..……………...10
Заключение…………………………………………………...…..………………16
Cписок использованной литературы…………………...………………………18

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГБОУВПО)

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологии и управления» (ВСГУТУ)

 

Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоги  и таможенные платежи»

 

на тему: Налог на доходы физических лиц

 

 

 

Выполнила: студентка группы 590-4

Орлова. М. А.

Проверила: Баторова Е. М.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………...........…..…..3

1. НДФЛ: понятие, плательщики, объекты налогообложения……………..…..4

2. Порядок исчисления НДФЛ……………………………………..…………….5

3. Порядок уплаты НДФЛ………………………………………..……………...10

Заключение…………………………………………………...…..………………16

Cписок использованной литературы…………………...………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это  проявляется в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система  в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие её отдельные элементы представляли интерес исключительно  лишь для узкого круга специалистов – профессионалов.

В настоящее время положение  коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения нашей  страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ.

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего  германской, моделей, налоговая система  России на первых порах представляла собой многоступенчатую, сложную  и нередко недостаточно ясную  систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия.

В действующую с 1992 г. систему  налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: налог на доходы физических лиц; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

Налог на доходы физических лиц в той или иной форме  взимался всегда: будь то церковная  или светская десятина, барщина или  оброк. В России подоходный налог  служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует  отметить, что это прямой налог  на совокупный доход физического  лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

В последние годы доля НДФЛ в бюджете нашей страны не превышала 12-13%. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

В данной работе определяется роль и место НДФЛ, порядок их исчисления и уплаты.  Работа состоит  из введения, основной части работы, заключения, списка использованных источников.

 

1. НДФЛ: понятие, плательщики, объекты налогообложения

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом  и закреплён статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников и Российской Федерации, но не являющиеся ее налоговыми резидентами.

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. Нерезидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации, т.е. менее 183 дней в календарном году.

К налоговой ответственности  привлекаются лица, достигшие 16-летнего  возраста.

Итак, плательщиками НДФЛ вне зависимости от возраста и  гражданско-правового статуса являются физические лица - налоговые резиденты  и нерезиденты РФ, у которых  возникает объект налогообложения.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками  от источников в РФ и/или от источников за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ, либо от источников в РФ - для  физических лиц, не являющихся таковыми.

 

2. Порядок исчисления  НДФЛ

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц имеет ряд  особенностей. Прежде всего, определим, кто занимается расчетом налоговой  базы по НДФЛ. Это могут быть:

-     физические  лица, получающие доход от своей  деятельности;

-     индивидуальные  предприниматели, ведущие предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, зарегистрированные  в установленном порядке;

-     нотариусы,  адвокаты, частные охранники и  частные детективы и другие лица, занимающиеся частной практикой в установленном законом порядке;

-     иностранные  граждане, осуществляющие трудовую  деятельность по найму у физических  лиц на основании патента, выданного  в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у  физических лиц, обязаны приобрести патент. Стоимость такого патента  представляет собой фиксированный  авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1 000 руб. в месяц. Указанный  платеж должен быть перечислен по месту  жительства или месту пребывания иностранного работника до дня начала срока, на который выдается патент. По итогам налогового периода иностранец самостоятельно определяет общую сумму  НДФЛ.

При этом если сумма НДФЛ оказалась больше уплаченных авансовых  платежей, то работник должен перечислить  разницу в бюджет до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом и подать декларацию не позднее 30 апреля этого же года.

Если же итоговая сумма  НДФЛ оказалась ниже перечисленных  авансовых платежей, то переплата  не возвращается иностранному работнику  и налоговую декларацию подавать не надо. Также иностранный работник должен подать налоговую декларацию, если он до окончания налогового периода  выезжает с территории РФ, а подлежащая уплате сумма НДФЛ оказался выше перечисленных  платежей, и если патент аннулирован. Заметим, размер фиксированного авансового платежа будет индексироваться  на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор будет использоваться с 2012 года;

-     физические  лица:    получившие вознаграждение  от других физических лиц и  организаций, не являющихся налоговыми  агентами, на основании трудовых  и гражданско-правовых договоров;

-     налоговые  резиденты Российской Федерации,  получающие доходы от источников  за пределами РФ,    получающие  доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, а также другие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами,    получившие выигрыш от организаторов конкурсов, тотализаторов и других игр, основанных на риске, включая игры с использованием игровых автоматов,    получившие вознаграждение как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей и так далее;

-     налоговые  агенты.    Налоговыми агентами  являются лица, на которых в  соответствии с НК РФ возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению  налогов в бюджетную систему  Российской Федерации. 

Виды доходов налогоплательщиков, с которых налоговые агенты должны удерживать НДФЛ и перечислять их в бюджет:

-     заработная  плата и премии;

-     другие вознаграждения  за труд (при этом следует помнить,  что доходы могут иметь денежную  и натуральную форму выражения,  а также могут быть выражены  в материальной выгоде);

-      доплаты;

-      надбавки;

-     компенсации  (сверх установленных законом  или коллективными, трудовыми  или ученическими договорами  норм), связанные с:    возмещением  вреда от увечья или другого  повреждения здоровья;    предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг;    переездом на работу в другую местность;    использованием личного имущества;    вредными условиями труда;    задержкой заработной платы;    ученичеством;

-      компенсации,  связанные с возмещением командировочных  расходов, а именно:    суточные, то есть для командировок по  Российской Федерации эта сумма  должна превышать 700 руб., а для  зарубежных - 2 500 руб. в день;    расходы по найму жилого помещения  (в части, превышающей установленную  норму);    не подтвержденные  документально командировочные  расходы;    отпускные и компенсации  взамен части отпуска, превышающей  28 дней;    пособия по временной нетрудоспособности за счет средств соцстраха и доплаты к ним за счет организации, а также пособия по уходу за больным ребенком и заболевшим членом семьи (за счет средств соцстраха);

-     вознаграждения  по договорам аренды;

-     вознаграждения  по гражданско-правовым договорам;

-     авторские  вознаграждения;

-     дивиденды  учредителям;

-     выплаты по  инициативе организации;

-     полная или  частичная компенсация стоимости  путевок в зарубежные санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, а  также туристских путевок;

-     возмещение  стоимости обучения, не связанного  с повышением профессионального  уровня;

-     возмещение  стоимости форменной одежды;

-     возмещение  расходов на проезд к месту  работы.

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц установлен статьей 225 НК РФ.    Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая  налоговой ставке, установленной  пунктом 1 статьи 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение, которыми у  него возникло, а также доходы в  виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

В отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 35%, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению. При этом стандартные, социальные, имущественные  и профессиональные налоговые вычеты не применяются.

В этом случае сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как произведение налоговой  базы на соответствующую ставку, предусмотренную  пунктами 2, 3, 4, 5 статьи 224 НК РФ.

Общая сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога должна быть выражена в полных рублях, то есть все, что  менее 50 копеек, не учитывается, а все, что свыше, - округляется до рубля.

Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый  орган, то не позднее 30 дней до наступления  срока платежа налоговый орган  направляет налогоплательщику налоговое  уведомление. В налоговом уведомлении  должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой  базы, а также срок уплаты налога.. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налогового агента, то он представляет в налоговый  орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого  налогового периода и суммах начисленных  и удержанных в этом налоговом  периоде налогов. Сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц