Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, путей его совершенствования.
В курсовой работе решаются следующие задачи:
- сущность основных элементов налога на доходы физических лиц;
- порядок его исчисления и уплаты в бюджет;
- основные направления совершенствования;
- раскрытие его сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по НДФЛ.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Помимо этого в плановом периоде в главу 23 Кодекса планируется  внести следующие изменения:

1. Для упрощения работы, связанной с декларированием  доходов налогоплательщиков, предполагается освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, однако для реализации права на освобождение от налога на доходы физических лиц (получение разного рода налоговых вычетов) требуется представление налоговой декларации. Также предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, причем не только за счет изменений в законодательстве о налогах и сборах, но и путем издания более простых и понятных инструкций и рекомендаций для налогоплательщиков по ее заполнению.

2. С 2008 года главой 23 Кодекса установлены предельные  размеры суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц. Для того, чтобы указанные предельные размеры соответствовали текущей экономической ситуации, необходима индексация указанных норм в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам.

3. В среднесрочной  перспективе необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, целесообразно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 Кодекса инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13%.

4. В рамках концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

5. Будет продолжена  работа по уточнению в законодательном  порядке перечня доходов, освобождаемых  от налогообложения, установленных  статьей 217 Кодекса [50].

 

 

2.4 Пути совершенствования  НДФЛ

Международная налоговая  практика показывает, что государственная  экономика не может нормально  развиваться, если предприятия отраслей народного хозяйства имеют большую налоговую нагрузку. Но с другой стороны, без установления и взимания налогов, государство не сможет выполнять свои основные функции. Выход – перенос налогового бремени на физических лиц, получающих заработную плату и иные доходы. Принятие данных мер позволило в 80-х годах XX века оживить мировую экономику, что в свою очередь, привело к росту доходов населения экономически развитых стран, а правильная организация налогового контроля за доходами физических лиц позволила в этих странах компенсировать налоговые доходы бюджетов за счёт подоходного налога (налога на доходы физических лиц). Всё это и обуславливает объективную необходимость налогообложения доходов физических лиц [47].

Роль НДФЛ в формировании консолидированных бюджетов субъектов  РФ всё больше возрастает. На этом фоне наблюдается снижение общего налогового бремени, возложенного на предприятия, уменьшение числа федеральных и иных налогов. Но тем не менее, можно с большой уверенностью заявить, что принимаемые в данном направлении меры не дадут того эффекта, который был получен в других развитых странах, и главная причина этому – непринятие необходимых и достаточных мер, направленных на борьбу с сокрытием доходов физических лиц от налогообложения [42, с. 12].

При определении налоговой  базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Кроме этого, при определении налогооблагаемой базы, доходы налогоплательщика разбиваются по видам, если в отношении них устанавливаются различные налоговые ставки. Порядок определения налоговой базы зависит от налоговой ставки. Налоговая ставка для НДФЛ устанавливается в основном в размере 13%, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законодательством о налогах. При налогообложении доходов физических лиц по ставке 13% устанавливаются налоговые вычеты. Под налоговыми вычетами понимается сумма, на которую в соответствии с Налоговым кодексом может быть уменьшена налогооблагаемая база. Многие из установленных по НДФЛ налоговых вычетов и льгот в России не имеют практической пользы. При этом величина налога, который подлежит возврату из бюджета в масштабах всей страны, значительна, а в отношении каждого налогоплательщика составляет порою несколько рублей в месяц, что нельзя назвать социальной поддержкой налогоплательщика. Расчёты, производимые бухгалтерией налоговых агентов по возвратным суммам, являются трудоёмким процессом, особенно для предприятий с большой численностью персонала. Именно поэтому, в качестве мер по совершенствованию исчисления и взимания НДФЛ в РФ предлагается исключить некоторые налоговые вычеты, которые не значительны для налогоплательщиков [43, с. 66].

 Важным этапом в  становлении и развитии налоговой  системы является организация  контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. От того, на сколько качественно налажен контроль, зависит полнота и своевременность уплаты в бюджет налогов. Необходимо понимать, что, учитывая природу налогов (его обязательность, установление государством, безвозмездность в общепринятом понимании и т.д.), добровольно их никто и никогда не будет платить. Даже в тех странах, в которых проживают добросовестные налогоплательщики, эта «добросовестность» закреплена определёнными полицейскими мерами, и ослабление этих мер обязательно приведёт к развитию тенденции к сокрытию доходов от налогообложения. Контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджеты осуществляют налоговые органы. В целях контроля организуются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные, выездные, встречные, повторные выездные. В ходе проверок могут быть выявлены налоговые правонарушения. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые правонарушения не ограничиваются рамками административно-правовых (налоговых) отношений. В действиях налогоплательщика могут усматриваться признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица). Субъектом данного преступления может быть как налогоплательщик, так и налоговый агент [49].

Основная доля налога исчисляется и уплачивается налоговыми агентами. Но в тоже время, происходит смещение в структуре налога, уплаченного налоговыми агентами и самостоятельно налогоплательщиками в пользу последних, и это при общем снижении числа самостоятельных налогоплательщиков, что свидетельствует о качественных изменениях и о начале установления согласия между государством и налогоплательщиками – физическими лицами [47].

О низкой эффективности  свидетельствует и тот факт, что  основными нарушениями, выявляемыми  в ходе налоговых проверок являются бухгалтерские ошибки, которые не носят умышленный характер, и это на фоне массового сокрытия от налогообложения доходов. То есть, существующая система налогового контроля не способна выявлять факты сокрытия доходов от налогообложения. Необходимо внедрение в РФ практики контроля за доходами населения по их расходам. Здесь имеется ввиду необходимость законодательного установления возможности для налоговых органов вменять в сумму сокрытого дохода разницу между декларируемым доходом и выявленными расходами. Система контроля за крупными расходами Россиян в нашей стране налажена и исправно функционирует (обязательная государственная регистрация сделок с недвижимостью, постановка на учёт автотранспорта и т.д.). На сегодняшний день ситуация такова, что орган налогового контроля не может вменить факт сокрытия дохода до тех пор, пока документально не подтвердит факт получения этого дохода, даже если налоговому органу известно о крупных расходах налогоплательщика, которые не соответствуют его доходам. В работе затрагиваются и другие проблемы деятельности налоговых органов РФ по НДФЛ и налоговой системы в целом. Рассматривается вопрос расширения применения в работе налоговых инспекций новых информационных технологий, что позволит повысить эффективность контрольной деятельности налоговых органов. В заключение хочется отметить, что достигнуты некоторые положительные результаты на пути реформирования налоговой системы РФ, в том числе по вопросам исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ, но эти результаты уже достигнуты и есть все основания утверждать, что для дальнейшего реформирования НДФЛ требуются более глубокие меры, направленные на коренную перестройку существующей системы налогообложения физических лиц, к которым наряду с внедрением новой системы контроля по расходам можно предложить и введение всеобщего декларирования доходов и расходов населения с обязательной увязкой всех налоговых деклараций в единый информационный массив, что позволит сопоставлять данные, предоставляемые различными налогоплательщиками и анализировать их достоверность.

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность подоходного налога с физических лиц, показав обобщенную информацию о подоходном налоге с физических лиц в РФ, путем раскрытия места и роли в налоговой системе РФ.

Подоходный налог с  физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира, подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Но и сам НДФЛ имеет большой ряд недостатков. Большая часть населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды.

Поскольку государственный  бюджет формируется за счет налоговых  поступлений, то для государства  важно, чтобы предприниматели осуществляли свою деятельность, получая при этом максимальную прибыль. Так же в интересах государства является проведение налоговой политики, которая была бы не в ущерб простых граждан.

Однако на данном этапе  развития налоговых отношений между  государством и предпринимателем основное положение занимает то, насколько предприниматель сможет уклониться от налогообложения любыми законными и не законными способами.

В случаях попытки  скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих доходах, предприниматель заранее ставит себя в ситуацию, которая может привести не только к выплате больших штрафов, но и к уголовной ответственности.

Исходя из рассмотренного в этой работе материала, можно сделать  вывод, что налоговая система налогообложения подоходным налогом с физических лиц в РФ нуждается в преобразовании. Поскольку на данном этапе развития она не может убедить людей в том, что выплаченные ими налоги, в том числе подоходный налог, смогут поддержать такую политическую систему, которая была бы в состоянии более точно отражать их приоритеты и предпочтения. 

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  подоходным налогом являются следующие: построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства; создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; упрощение системы налогов; создание совершенной законодательной налоговой базы; совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения; создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.  

В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы налогообложения подоходным налогом с физических лиц, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

 

 

Список литературы

1 Федеральный закон от 19.07.2009г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.

2 Федеральный закон от 27 сентября 2009г.  № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.

3 Федеральный закон от 25 ноября 2009г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. № 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009.

5 «Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая, часть вторая» официальный  текст приводится по состоянию на 12 ноября 2009г.

6 Баранова, Л.Г., Врублевская О.В. Налогообложение юридических и физических лиц: учеб. пособие / под редакцией Л.Г. Баранова. – СПб.: Политехника, 2002. – 186 с.

7 Евстигнеева, Е.Н. Налогообложение и налоговое законодательство / под редакцией  Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2000. – 257 с.

8 Елгина, Е.Б. Заработная плата: налоги: учебное пособие / под ред. Е.Б. Елгина. –М.: Статус-Кво 97. 2006. – 96 с.

9 Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Е.Ю.Жидкова. – М.:Эсмо, 2009. – 276 с.

10 Иванова, Н.Г., Вайс Е.А.  Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Н.Г.Иванова – СПб.: Питер, 2005. – 284 с.

11 Кривошеев, И.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. И.А.Кривошеева. – М.: ННГАСУ Год, 2005. – 67 с.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц