Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 08:14, реферат
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Налоговая система»
на тему: «Налог на доходы физических лиц»
Елабуга
2014
Содержание
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.
Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведения полномасштабной налоговой реформы, направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
Тема реферата на современном этапе развития экономики является особо актуальной, поскольку реформирование подоходного налогообложения является важнейшим направлением в сфере совершенствования налоговой системы Российской Федерации. От того, насколько правильно построена система взимания налога на доходы физических лиц, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налог на доходы физических лиц на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики.
Существование подоходного налогообложения при социализме, как и в странах с рыночной экономикой, официально объяснялось необходимостью выравнивания доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости. Это достигалось с помощью установления необлагаемого минимума и слабо прогрессивной шкалы. Однако трудно говорить о действительной необходимости подобных мер в условиях, когда практически все доходы граждан прямо контролировались государством.
Подоходный налог был создан на основе опыта его взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.
Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).
В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.
В последние годы в мировой практике налогообложения происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.
Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две ставки - 15 и 39,6%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.
В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц, по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%.
Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.
Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.
Глава 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (статьи 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.
Основными чертами новой системы налогообложения являлись:
- отказ от прогрессивной
ставки налога и введение
- значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;
- внесение изменений в
определение налогооблагаемой
С 2001 года по настоящее время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).
С 2002 года число лиц, обязанных подавать декларацию, значительно уменьшилось, так как действует единая ставка налога, и к тому же даже те, кто имеет несколько источников дохода, могут декларацию не подавать.
Обязанность подавать налоговую декларацию в налоговые органы современным законодательством оставлена лишь за следующими категориями налогоплательщиков:
- частные предприниматели;
- нотариусы;
- частные охранники или детективы;
- лица, которые реализовали свое имущество (к примеру, квартиру, дом, земельный участок, садовый домик, гараж или автомобиль);
- лица, которые получили доход от средств по договору займа или ссуды, по договору аренды или найма;
- лица, которые выиграли
на тотализаторе или на
Если налогоплательщики не принадлежат к вышеперечисленным категориям, но хотят подать декларацию, это можно сделать, и не только в течение декларационной кампании.
Как и во многих странах, в российском налоговом законодательстве существуют нормы по избеганию двойного налогообложения.
В соответствии со статьей 232 НК РФ доходы, полученные налоговыми резидентами РФ за пределами страны, подлежат налогообложению в следующем порядке:
- если с иностранным
государством заключен договор (соглашение)
во избежание двойного
- если с иностранным
государством не заключен
Для освобождения от налогообложения (или применения налоговых вычетов) доходов гражданина, который не является налоговым резидентом РФ, пунктом 2 статьи 232 НК РФ предусмотрено обязательное выполнение следующих правил:
- гражданин должен предоставить
в российский налоговый орган
документ, подтверждающий, что он
является налоговым резидентом
государства, с которым Россия
заключила договор (соглашение) во
избежание двойного
- гражданин - налоговый резидент
указанного государства должен
предоставить в российский
В случае отсутствия указанных документов доходы гражданина-нерезидента, полученные им от российских источников, облагаются по повышенной ставке 30 процентов.
Итак, анализ соотношений принципов научной теории и мировой практики построения системы подоходного налогообложения с принципами, заложенными в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, показывает, что эти принципы в основном применяются в указанной главе Кодекса и условия их применения сближаются.
При развитии в России рыночной экономики появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики, имеющихся в развитых странах.
Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны1.
С момента принятия главы 23 Налогового Кодекса РФ в нее неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако ряд проблемных вопросов по-прежнему не освещен в ней должным образом.
Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджет государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
Структура налога показана на рисунке 1 [2].
Рис.1 Структура налога на доходы физических лиц
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет региона и является одним из основных источников дохода.
Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14% [3].
Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.