Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:32, реферат

Описание работы

Огромное значение для государства имеет бюджет, в нем прописаны все возможные пути получения доходов для исполнения государством своих функций и задач. Самым весомым источником доходов государства являются налоги. Одним из важных налогов, которые занимают большой удельный вес в бюджете является Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
НДФЛ – это основной вид прямого налога, который взимается в Украине с доходов физических лиц, исчисляемый в процентах от их дохода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика НДФЛ………………………………………………..4
2. Анализ поступлений НДФЛ в бюджет Украины……………………………8
3. Особенности применения налоговой социальной льготы…………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

ндфл Укр.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из требований статьи 168.1.2 НК налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого  дохода единым платежным документом.

Банки принимают  платежные документы на выплату  дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными  из кассы, то сроки уплаты налога определяются статьей 168.1.4 НК.

В таком случае налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского  дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, оказания).

 

  1. Анализ поступлений НДФЛ в бюджет Украины

Как уже было сказано, НДФЛ – это вид прямого  налога, который взимается с доходов физических лиц.

Рассмотрим  показатели поступлений с данного  вида налога в бюджет Украины и  проанализируем их.

Табл.1.

НДФЛ в составе  сводного бюджета Украины

Показатели

2010, млн. грн

Удельный вес, %

2011, млн. грн.

Удельный вес, %

Темп припоста

Всего доходов  бюджета

314506,3

100

398310,4

100

126,6

Налоговые поступления

234447,7

74,5

334691,9

84

142,2

НДФЛ

51029,3

16,2

60224,5

15,1

118,0


Источник: Сводный  бюджет Украины за 2010–2011 гг.

налог доход физический бюджет

Исходя из данной таблицы мы видим, что доходы госбюджета Украины увеличились на 26,6% относительно предыдущего периода, что на 83804,1 млн. грн больше 2010 года. Также наблюдается рост налоговых поступлений на 42,2% что на 100244,2 млн. грн больше 2010 года, НДФЛ в составе доходов содержится 16,2% в 2010 году и 15,1% в 2011 году. Абсолютное отклонение увеличивается на 9195,2 млн. грн. хотя мы видим, что относительный показатель уменьшился на 1%.

Отобразим графически роль НДФЛ в бюджете государства

 

Рис. 1. НДФЛ в составе бюджета 2010-2011 годов

 

Рассмотрим  состав НДФЛ в налоговых поступлениях бюджета Украины, сведем данные в  таблицу.

Табл. 2.

Состав НДФЛ в налоговых поступлениях в бюджет

Показатели

2010, млн. грн.

Удельный вес, %

2011, млн. грн.

Удельный вес, %

Темп роста

Налоговые поступления

234447,7

100

334691,9

100

142,2

НДФЛ

51029,3

21,76

60224,5

20

118,0


Источник: сводный  бюджет Украины 2010–2011 гг.

 

Из данных таблицы  видно, что относительные показатели уменьшились на 1,26%, а в абсолютном значении НДФЛ растет положительно. Данная динамика свидетельствует о значительных изменениях в законодательной базе, а именно с принятием Налогового Кодекса были пересмотрены вопросы по НДФЛ, значительно увеличились размеры льгот и тд.

Приведем вниманию структуру всех налоговых поступлений в бюджет Украины в виде графика.

 

Сводный бюджет Украины 2010

Сводный бюджет Украины 2011 г.

Рис. 2. Состав налоговых поступлений в бюджет Украины 2010–2011 гг.

 

Построим трендовый анализ состава и структуры НДФЛ согласно данных таблицы 3.

 

Табл. 3. Показатели размера НДФЛ в бюджете Украины за последние 5 лет., млн. грн.

показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Всего доходов

219939,10

297844,60

288579,60

314506,3

398310,4

НДФЛ

34782,10

45895,80

44485,30

51029,3

60224,5

Удельный вес, %

15,81

15,41

15,42

21,76

20


Источник: показатели сводного бюджета Украины (http://taxman.org.ua)

 

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в  доходах сводного бюджета занимает НДС – 25–30%. А три главных налога – НДС, НДФЛ и налог на прибыль – дают бюджету практически до 60% доходов. А если к этой троице добавить акциз и ввозную пошлину, то получим уже 70%. Итого на все прочие налоги остается 5–6% доходной части бюджета.

Исходя из данных таблицы мы видим, что рост доходов бюджета наблюдается постоянный. Это свидетельствует об значительных изменениях в налоговом законодательстве и повышением ставок многих налогов. Отчетливо видны отклонения начиная с 2010 года именно тогда был принят Налоговый Кодекс. В относительных значениях рост НДФЛ наблюдается незначительный, а в абсолютных он постоянно растет.

Исходя из данных таблицы 3 построим тренд.

 

Рис. 4. Структура НДФЛ в составе доходов бюджета Украины 2007–2011 гг.

 

Таким образом, бюджетная роль НДФЛ заключается в том, что данный вид налога является наиболее преобладающим в бюджете Украины за последние годы, данный налог занимает второе место по показателям за 5 лет после НДС.

НДФЛ немного  превосходит Налог на прибыль  предприятий, так как плательщиками являются физические лица, как резиденты таки нерезиденты, следовательно чем больше плательщиков, тем больше удельный вес данного налога в составе доходов бюджета Украины.

 

 

  1. Налоговые социальные льготы.

 

Регулирующая  роль НДФЛ заключается в основном в применяемых льготах по НДФЛ. Рассмотрим основные из них, а также проанализируем их в динамике.

Статья 169 Налогового Кодекса Украины гласит, что перерасчет налога и налоговые социальные льготы.

Плательщик  налога имеет право на налоговые социальные льготы при выполнении всех нижеуказанных условий:

 –Доход получен от одного работодателя.

 –Доход получен в виде заработной платы.

 –Сумма дохода не превышает 1 500 гривен в месяц (для 2012 года).

 –Нет дополнительных доходов в виде стипендии, денежного или имущественного обеспечения из бюджета.

 –Нет доходов от предпринимательской и независимой профессиональной деятельности.

Размеры налоговых  социальных льгот:

• Для любого плательщика налога: 100% размера прожиточного минимума для работоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года. Для 2012 года этот размер равен 1073 гривну.

• Для плательщика  налога, содержащего двух или больше детей до 18 лет: 100% прожиточного минимума для работоспособного лица, установленного на 1 января отчетного налогового года, на каждого ребенка. Для 2012 года этот размер равен 1073 гривну. Общая сумма налоговых социальных льгот определяется произведением установленного размера на количество детей. А граничная сумма дохода, которая дает право на получение налоговых социальных льгот, равна произведению 1500 гривень (для 2012 года) на количество детей.

• В размере 150% для случаев:

а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или  опекуном, попечителем - в расчете  на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;

б) содержит ребенка-инвалида - в расчете на каждого ребенка  в возрасте до 18 лет;

в) является лицом, отнесенным Законом к первой или  второй категориям лиц, пострадавших в  результате Чернобыльской катастрофы

г) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;

ґ) является инвалидом I или II группы

д) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия  как гражданину, подвергшемуся преследованию  за правозащитную деятельность, включая  журналистов;

е) является участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты"

• В размере 200% для случаев:

а) Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы

б) участником боевых действий во время Второй мировой  войны или лицом, которое в  то время работало в тылу, и инвалидом I и ІІ группы, из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны

в) бывшим узникам  концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время  Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным;

г) лицом, которое было насильственно вывезено с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками;

ґ) лицом, которое  находилось на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

В последнее  время налоговые органы требуют  у налогоплательщиков пояснений  относительно происхождения средств, за которые были приобретены автомобили или недвижимость, и пытаются «обложить налогом расходы», понесенные в связи с приобретением таких ценностей.

Прежде чем  делать расчет заработной платы необходимо отразить право на получение работниками  социальной льготы по НДФЛ. Это право устанавливается документом «Заявление на применение льготы НДФЛ», который доступен через меню «Документы – Расчет зарплаты – Заявление на применение льготы НДФЛ».

Комитет ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой  и таможенной политики пришел к однозначному выводу: «требования налоговых органов относительно предоставления гражданами объяснений об источниках происхождения их средств, направленных на приобретение товарно-материальных ценностей для личного пользования, а также уплаты налога на доходы физических лиц с сумм таких расходов, не удовлетворяют нормам действующего законодательства.»

Налоговая социальная льгота применяется к начисленному налогоплательщику месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).

Налогоплательщик  подает работодателю заявление о  самостоятельном избрании места  применения налоговой социальной льготы (далее заявление о применении льготы).

Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным  доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отражает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от налогоплательщиков заявлениями о применении льготы, а также заявлениями об отказе от такой льготы.

Перечень таких  документов и порядок их представления  определяет Кабинет Министров Украины.

Налоговая социальная льгота НЕ может быть применена к:

– доходов налогоплательщика, иных чем заработная плата;

– заработной платы, которую налогоплательщик в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещественного) обеспечение учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, выплачиваемые из бюджета;

– дохода самозанятого лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.

Налоговая социальная льгота к заработной плате государственных служащих применяется при ее начислении до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений, указанных в подпункте 169.2.2 настоящего пункта, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц