Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа
Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества.
Введение 2
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий 5
1.2. Характеристика налога на имущество 8
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество 14
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы 21
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество 24
2.3. Льготы по налогу 31
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество 36
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество 43
3.2. Схемы минимизации налога 48
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества 58
Заключение 64
Список использованных источников 68
Приложения 71
Под налоговым планированием
понимаются способы выбора «оптимального»
сочетания построения правовых форм
отношений и возможных
Не может быть оспорено
и право каждого субъекта предпринимательской
деятельности выбирать любые предусмотренные
законом правовые формы хозяйственной
деятельности таким образом, чтобы
обеспечить наиболее приемлемый для
данного предприятия режим
Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.
Задача налогового планирования
– организация системы
Основными принципами налогового планирования являются:
1. Естественность – каждая
схема должна иметь нормальное
экономическое обоснование и
быть полностью подкреплена
2. Принцип разумности. Разумность
в налоговой оптимизации
3. Цена решения. Выгода,
получаемая от налоговой
4. Нельзя строить способ
оптимизации налогообложения
5. Комплексный подход. Выбрав
метод снижения какого-либо
6. Индивидуальный подход.
Только изучив все особенности
деятельности предприятия,
7. Юридическая чистота.
Необходимо проанализировать
8. Принцип законности
9. Принцип адекватности
затрат. Допустимое соотношение
затрат на созданную схему
и ее обслуживание к сумме
экономии налоговых издержек
имеет индивидуальный порог,
10. Принцип конфиденциальности.
Доступ к информации о
11. Принцип подконтрольности.
Достижение желаемых
12. Принцип допустимого сочетания формы и содержания. Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывали и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги.
Организация налогового планирования заключается в:
- предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;
- исследовании действующего законодательства;
- исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования;
- изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.
Оптимизация налогообложения
предприятия, разработка отдельных
схем минимизации налогов
Налоговое планирование наиболее
эффективно на этапе организации
бизнеса, так как целесообразно
изначально грамотно подойти к выбору
организационно-правовой формы, места
регистрации предприятия, разработке
организационной структуры
Организация налогового планирования
в процессе функционирования предприятия
необходима при оформлении договорных
отношений с поставщиками и заказчиками,
осуществлении хозяйственных
Налоговая оптимизация по какому-либо налогу – это, в сущности, решение математической задачи.
Сначала выясняется сущность этого налога, то есть определяются все условия, при которых возникает обязанность уплачивать этот налог. Затем определяются направления, по которым возможно уменьшение налога.
После этого, исходя из этих направлений, рассматриваются все способы (применение договоров, учетной политики, разных категорий налогоплательщиков, льгот, разных ставок по налогу и т.д.), по которым возможна оптимизация налога.
Итогом этой работы
является выбор только тех способов
оптимизации, которые позволяют
уменьшить совокупное налогообложение
налогоплательщика в
Налог на имущество
является одним из самых проблемных
для налогоплательщика
В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.
При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.
В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.
Рассмотрим далее основные
схемы оптимизации
3.2. Схемы минимизации налога
Несовершенство налогового законодательства, жесткость фискального контроля и налогового бремени, непродуманность налогового администрирования, и неумение правительства эффективно использовать собранные налоги вынуждают предпринимателя принимать меры по сохранению своего имущества.
Уклонение от уплаты налогов в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика на недостатки налоговой политики государства. Именно это является главной причиной налоговой оптимизации.
Примечательно, что право
налогоплательщика на снижение налогового
бремени всеми законными
«…В случае, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов и позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.
То есть, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании представленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального платежа»[21].
Сегодня существует достаточно много схем минимизации имущественного налогообложения организаций.
Например, наиболее простым способом избежания уплаты налога на имущество организации является переход этой организации на специальный режим налогообложения.
Также нередко встречается такой способ, как покупка имущества на физическое лицо (или юридическое лицо) и передача его в аренду организации. Однако с 2006 года данный прием невозможен.
Как установлено письмом ФНС России от 17 февраля 2006 года № ГВ-6-21/178а, согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе
организаций (за исключением кредитных
и бюджетных) объектов основных средств
регулируется Приказами Минфина
России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006 № 7361) внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, вступающие в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года.
Согласно п.2 Изменений в ПБУ 6/01 активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, при единовременном выполнении условий, установленных подпунктами «б», «в» и «г» пункта 4 ПБУ 6/01, принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Одновременно пунктом 3 Изменений
в ПБУ 6/01 установлено, что в составе
доходных вложений в материальные ценности
отражаются основные средства, предназначенные
исключительно для
Таким образом, начиная с
2006 года основные средства, предназначенные
исключительно для
Осуществление некоторых схем возможно при определенных условиях. Так, А.Меньков рассматривает такой прием, как выбор низконалоговой территории.
В случае, если приобретается дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени компании, зарегистрированной в регионе, в котором установлена низкая ставка налога на имущество, или от имени фирмы, имеющей право на льготу в каком-либо регионе.
Ведь налог на имущество является региональным. Поэтому, если компания не ведет свою деятельность по месту нахождения имущества (не создает постоянные рабочие места, то есть обособленные подразделения), то налог с этого имущества уплачивается по ставке того региона (субъекта РФ), в котором зарегистрирована компания.
В большинстве регионов налог
на имущество взимается по максимальной
ставке 2%. Однако в некоторых регионах
ставка налога составляет 1, 1,8%. Кроме
того, в некоторых регионах установлены
пониженные ставки по налогу на имущество
для отдельных категорий
Схема, основанная на выборе низконалоговой территории, заключается в следующем. Предположим, что компания «А» планирует приобрести недвижимость. Для того чтобы оптимизировать налоговые платежи по налогу на имущество, покупку необходимо оформить на организацию (фирму «Б»), которая пользуется региональной льготой или уплачивает налог по низкой ставке. При этом фирма «Б» не должна вести деятельность по местонахождению приобретаемой недвижимости: тогда она либо будет уплачивать налог с этой недвижимости только в местный бюджет, либо уплачивать налог по невысокой ставке. Затем фирма «А» арендует приобретенную фирмой «Б» недвижимость и использует ее для своей производственной деятельности.