Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Как правило, бесперебойное финансирование мероприятий, которые предусмотрены бюджетами Российской Федерации, требует систематического пополнения финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на местном уровнях. Это, главным образом, достигается за счёт того, что различные физические и юридические лица уплачивают налоги и иные обязательные платежи, поскольку, согласно Части первой статьи третьей Налогового Кодекса РФ (НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций………………………………5
Понятие и сущность налога на прибыль…………………………………………………….5
Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Современное состояние налога на прибыль организаций в РФ……………………16
2.1. Исчисление налога на прибыль организаций и порядок его уплаты…………………16
2.2. Основные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в Российской Федерации………………………………………………………………………………18
2.3. Основные направления налоговой политики государства по налогу на прибыль на 2013 год и на плановый период с 2014 по 2015 годы……………...……………………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………………………………….33
Расчётная часть…………………………………………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций………………………………5
Глава 2. Современное состояние налога на прибыль организаций в РФ……………………16
2.1. Исчисление налога
на прибыль организаций и
2.2. Основные проблемы исчисления
и уплаты налога на прибыль
организаций в Российской
2.3. Основные направления
налоговой политики
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Расчётная часть…………………………………………………………………
Введение
Как правило, бесперебойное финансирование
мероприятий, которые предусмотрены
бюджетами Российской Федерации, требует
систематического пополнения финансовых
ресурсов, как на федеральном, так
и на местном уровнях. Это, главным
образом, достигается за счёт того,
что различные физические и юридические
лица уплачивают налоги и иные обязательные
платежи, поскольку, согласно Части
первой статьи третьей Налогового Кодекса
РФ (НК РФ), каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства
налогообложения; при установлении налогов
учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога. Однако
на практике случается так, что зачастую
юридические и физические лица несвоевременно
уплачивают налоги и сборы в связи с различными
объективными и субъективными причинами.
Налог на прибыль организаций как один
из важнейших налогов в налоговой системе
РФ является федеральным и взимается на
территории нашего государства в соответствии
с гл. 25 Налогового кодекса РФ. Это прямой
налог, то есть он напрямую воздействует
на экономический потенциал налогоплательщика,
поэтому государство и стремится активно
влиять на развитие экономики именно через
механизм его применения. Благодаря тому,
что налог на прибыль непосредственно
связан с размером реального дохода, полученного
налогоплательщиком, государство через
предоставление или отмену льгот и регулирование
налоговой ставки ограничивает или стимулирует
ту или иную деятельность, инвестиционную
активность в различных отраслях экономики
и регионах. Большую роль в регулировании
экономики играет амортизационная политика,
устанавливаемая государством и напрямую
связанная именно с налогообложением
прибыли организаций. Таким образом, в
теории и практике налогообложения прибыли
предприятий довольно чётко прослеживается
тенденция поиска со стороны государства
оптимального сочетания двух разнонаправленных
функций налога - фискальной и производственно-стимулирующей.
Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций
Как правило, важнейшими обобщающими показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций являются прибыль и рентабельность. Повышение уровня данных показателей свидетельствует не только об улучшении использования финансовых и производственных ресурсов, но и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции, учитывая убытки от различных хозяйственных операций. В этом показателе своё отражение находят все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организаций. Вот почему прибыль является конечным, оценочным показателем. Значение прибыли для любого предприятия очень велико, поскольку она является одним из его основных собственных финансовых ресурсов. Прибыль представляет собой денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Это такой показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведённой продукции, состояние производительности труда и уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности. Несмотря на многообразие налогов, только лишь некоторые из них являются основными источниками поступлений в бюджет, играя при этом решающую роль при перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода, активно влияя тем самым на процесс воспроизводства, создавая предпосылки экономического роста. К таким налогам относится налог на прибыль организаций, который в различных превращённых формах существовал в распределительных отношениях отечественной хозяйственной системы в условиях государственного монополизма, то есть в период после Октябрьской революции и до начала 1990-х годов. В период Новой экономической политики (НЭПа) предприятия уплачивали налог с дохода. После отмены НЭПа (конец 1920-х годов) от налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. В 1930-х годах была введена «двухканальная система» налогообложения, которая означала следующее: в доход государственного бюджета перечислялись прибыль и налог с оборота, однако эти платежи нельзя было назвать налоговыми, поскольку, по сути, они выполняли только одну функцию налогов — фискальную. С 1966 года предприятия уплачивали уже три платежа с доходов такие, как плата за фонды, фиксированный (рентный) платеж и свободный остаток прибыли. В результате чего у предприятий практически не оставалось в собственном распоряжении свободных средств. Таким образом, в 1930-х годах впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена совершенно новая модель экономики — экономика центрального планирования (плановая экономика), основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В данной модели нет, и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения — самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления организаций государству, ведь весь доход, созданный предприятиями, фактически являлся собственностью государства. В конце 1970-х годов был предпринят крупномасштабный эксперимент по внедрению нормативно-долевого метода распределения прибыли, суть которого заключалась в том, что в распоряжение предприятий стали оставлять определённый процент прибыли без права вышестоящих органов изменять этот процент в течение календарного года. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису, который и разразился в конце 1980-х годов. В 1990 году в Советском Союзе был введен так называемый, «линейный» налог на прибыль. Его уплачивали все юридические лица, кроме иностранных, однако и этот налог просуществовал не долго. После развала СССР и образования Российской Федерации в 1991 году начала формироваться налоговая система нового государства. В декабре 1991 года был принят Закон № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», просуществовавший десять лет. Кроме осуществления фискальных функций налог на прибыль служил очень важным инструментом регулирования экономики. Регулирующая функция этого налога была ярко выражена в законе, в соответствии с которым строительные, сельскохозяйственные и промышленные организации в первые два года своего существования полностью освобождались от уплаты налога, а уже в третий и четвертый годы уплачивали лишь только его часть. Для предприятий, осуществляющих капитальные вложения в своё развитие, также существовала льгота и ряд других льгот. С 1 января 2002 года в действие вступила глава 25 Налогового кодекса РФ, после чего Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 от 27.12.1991 года утратил свою силу. С принятием данной главы нормативно-правовая база по налогу на прибыль претерпела значительные изменения. В настоящее время этот налог действует на всей территории Российской Федерации. Согласно Налоговом Кодексу Российской Федерации (НК РФ), налог на прибыль организаций является федеральным прямым налогом. В структуре системы налогообложения он занимает особое место, поскольку устанавливает последовательность и определяет взаимосвязь с налоговыми нормами на разных уровнях. Несмотря на то, что этот налог федеральный, платежи его распределяются между бюджетами разных уровней. Налог на прибыль — одна из основных современных форм налогового изъятия. Он также занимает особое место в налоговых системах, так как уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности. Поэтому к налогу на прибыль нужно относиться как к такому инструменту, который влияет на экономическое развитие, и каждая норма законодательства о налоговом изъятии прибыли должна быть обоснована и экономически оправдана. Следовательно, с экономической точки зрения налог на прибыль представляет собой регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической же точки зрения налог на прибыль – это отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства. Прибавочная стоимость — разница между новой стоимостью, которая создана в процессе труда, и стоимостью рабочей силы в форме заработной платы, которая была использована для создания этой новой стоимости. Налог на прибыль конкретизируется через элементы налога, состав которых одинаков для всех налогов. Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога; в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Таким образом, рассмотрев понятие и сущность налога на прибыль, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль организаций как одна из основных современных форм налогового изъятия занимает очень важное место в налоговой системе РФ, поскольку уменьшает именно то, что по определению является главной целью предпринимательской деятельности, то есть прибыль. К данному виду налога нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждая законодательная норма о налоговом изъятии прибыли должна быть чётко обоснована и экономически оправдана.
1.2 Налогоплательщики и объекты налогообложения Согласно НК РФ, а именно статье 246, налог на прибыль уплачивается двумя основными группами налогоплательщиков такими, как российские организации (юридические лица); иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. В свою очередь, освобождаются от уплаты налога на прибыль налогоплательщики, перешедшие на специальные режимы налогообложения — единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённую систему налогообложения (УСНО), единый сельскохозяйственный налог; лица, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного бизнеса и уплачивающие налог на игорный бизнес. В соответствии со ст. 288 НК РФ, налогоплательщиками признаются российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Платежи в бюджеты субъектов РФ осуществляются российскими организациями - налогоплательщиками, по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, исходя из той доли прибыли, которая приходится на эти обособленные подразделения и которая определяется по следующей формуле:
Дп = (Усч + Уаи) / 2,
где, Дп - доля прибыли каждого из обособленных
подразделений; Усч - удельный вес среднесписочной
численности работников или расходов
на оплату труда обособленного подразделения
в общих значениях данных показателей
в целом по предприятию; Уаи - удельный
вес остаточной стоимости амортизируемого
имущества обособленного подразделения
в общих значениях данного показателя
в целом по предприятию.
Глава 2. Современное состояние налога на прибыль организаций в РФ
2.1. Исчисление налога на прибыль организаций и порядок его уплаты Ставки по налогу на прибыль, предусмотренные российским законодательством, как правило, могут отличаться в зависимости от той сферы деятельности, которой занимается организация. Сам по себе, налог на прибыль организаций, как уже было отмечено выше, является прямым налогом (в отличие, к примеру, от налога на добавленную стоимость), удерживаемым с юридических лиц, то есть с организаций (например, банков, страховых компаний, производственных предприятий и т.д.). Налоговая декларация является основанием для взимания данного налога. В общем виде, размер удержанного налога исчисляется методом умножения налоговой базы на налоговую ставку, выраженную в долях (или процентах, но деленных на 100%). Иными словами, существует следующая формула:
Налог на прибыль = Налоговая база
* Налоговая ставка (в %)/100
Налоговая база организации служит выражением прибыли юридического лица в денежном эквиваленте, то есть разницы между доходами и расходами с учётом различных вычетов и скидок. Теперь подробнее о налоговых ставках. Статья 284 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает налоговые ставки по налогу на прибыль. В соответствии с ней, общая ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 года снизилась с 24% до 20%, в том числе, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Федерации, может быть понижена законами субъектов Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков, но при этом не может быть ниже 13,5%. Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента. Ставка 0% установлена для доходов, получаемых: образовательными и медицинскими учреждениями; в виде дивидендов при условии, что доля компании, получившей дивиденды, в уставном капитале фирмы-плательщика дивидендов составляет более 50% на протяжении более года; от муниципальных и государственных облигаций (в виде процентов), выпущенных до 20 января 1997 года; сельскохозяйственными, а также рыбохозяйственными производителями, при условии, что их деятельность удовлетворяет требованиями ст.346 п.2 НК РФ; прибыль, которая получена Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), а прибыль, не связанная с данной деятельностью, облагается по общей ставке - 20%. Для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается также в размере 0 процентов. Ставку налога на прибыль, равную 9%, необходимо учитывать при наличии дохода от: дивидендов по акциям отечественных и иностранных компаний, за исключением тех случаев, по которым предусмотрена ставка 0%; муниципальных ценных бумаг (в виде процентов), выпущенных в обращение до 1 января 2007 года, имеющих срок обращения от трёх лет. Ставка по налогу на прибыль 15% используется при учёте доходов, которые получены: иностранными организациями в виде дивидендов по акциям российских компаний; в виде процентов от государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных в обращение после 1 января 2007 года. Ставки 10% и 20% применяются при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, не имеющих на территории РФ постоянных представительств. Преимущественно, это 20%, за некоторыми исключениями с учётом иных положений данной ст. 284 и ст. 310 НК РФ. Налоговым периодом по налогу на прибыль признаётся календарный год. Отчётными периодами по данному налогу признаются - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчётными периодами для налогоплательщиков, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. По итогам налогового периода исчисляется сумма налога, а по итогам отчётных периодов - суммы авансовых платежей. На ежеквартальные платежи налога на прибыль, исходя из фактической прибыли, полученной за отчётный период, имеют право следующие категории налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 3 ст. 286 НК РФ:
Предприятия, которые уплачивают налог один раз в квартал, сдают налоговые декларации и уплачивают налог на прибыль по итогам отчётных периодов (кварталов) не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Если организации не относятся к вышеперечисленным, то, в соответствии с ст. 287 НК РФ, они уплачивают налог по итогам налогового периода (года) и вправе выбрать один из двух способов уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль:
Организации, которые выбрали второй способ уплаты авансовых платежей, обязаны ежемесячно сдавать налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Таким образом, рассмотрев данный параграф, я пришла к выводу, что зная ставку налога на прибыль организаций, а именно 0%, 9%, 10%, 15% и 20%, можно переходить к определению налоговой базы и расчету удерживаемого налога по представленной выше формуле, процедуре его уплаты и, в дальнейшем, к заполнению декларации.
2.2. Основные проблемы исчисления и уплаты
налога на прибыль организаций в Российской
Федерации Налог на прибыль является одним
из самых «проблемных» налогов в Российской
Федерации, относительно которого возникает
наибольшее число доначислений и споров
с проверяющими органами в суде, например,
Постановление ФАС Уральского округа
№ Ф09-2770/13 от 12 апреля 2013 г. по делу № А60-28228/2012
«Заявление ОАО о признании недействительным
решения инспекции от 29.03.2012 № 1215/13 в части
доначисления налога на прибыль в сумме
19 122 413 руб., начисления соответствующих
пеней и штрафов». В отношении данного
налога в Налоговом Кодексе России содержится
достаточно много неясных формулировок,
из-за которых многие налогоплательщики
и налоговые органы встречаются в суде.
Итак, рассмотрим проблемы, связанные
с начислением и уплатой налога на прибыль,
которые на наш взгляд являются одними
из важнейших. Расходы должны быть
обоснованными и документально подтвержденными
(ст. 252 НК РФ). Экономическая обоснованность,
как правило, является относительной категорией.
Также и суды трактуют это понятие по-разному.
В Постановлении Федерального Арбитражного
Суда (ФАС) Московского округа № А40-79747/11-91-341
от 05.05.2012 года суд указал, что по смыслу
статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность расходов, понесённых налогоплательщиком,
определяется не фактическим получением
доходов в конкретном налоговом (отчётном)
периоде, а направленностью таких расходов
на получение дохода. В Постановлении
ФАС Уральского округа № Ф09-8067/11 от 09.12.2011 года по делу № А76-8322/2011 суд отметил,
что коммерческая деятельность, в том числе, подразумевает риск возникновения
убытка. Поэтому данное обстоятельство
не свидетельствует о получении необоснованной
налоговой выгоды и не препятствует учёту
затрат в целях исчисления налога на прибыль. В НК РФ не содержится конкретного
перечня документов, которые позволяют
обосновать расходы организации. Вопросы,
которые в связи с этим возникают, приходится
решать в суде. Например, спорным является
вопрос о подтверждении тех или иных расходов
при отсутствии каких-либо необходимых
документов. В НК РФ вопросам
о подтверждении хозяйственных операций
не посвящено ни одной статьи. Вместе
с тем налоговые органы нередко доначисляют
налог на прибыль, если заподозрят налогоплательщика
в том, что хозяйственные операции не были
осуществлены. Призн