Налог на прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Как правило, бесперебойное финансирование мероприятий, которые предусмотрены бюджетами Российской Федерации, требует систематического пополнения финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на местном уровнях. Это, главным образом, достигается за счёт того, что различные физические и юридические лица уплачивают налоги и иные обязательные платежи, поскольку, согласно Части первой статьи третьей Налогового Кодекса РФ (НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций………………………………5
Понятие и сущность налога на прибыль…………………………………………………….5
Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Современное состояние налога на прибыль организаций в РФ……………………16
2.1. Исчисление налога на прибыль организаций и порядок его уплаты…………………16
2.2. Основные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в Российской Федерации………………………………………………………………………………18
2.3. Основные направления налоговой политики государства по налогу на прибыль на 2013 год и на плановый период с 2014 по 2015 годы……………...……………………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………………………………….33
Расчётная часть…………………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_nalogam.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций………………………………5

    1. Понятие и сущность налога на прибыль…………………………………………………….5
    2. Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………………………………………………………………..9

Глава 2. Современное состояние  налога на прибыль организаций в РФ……………………16

2.1.     Исчисление налога  на прибыль организаций и порядок  его уплаты…………………16

2.2.  Основные проблемы исчисления  и уплаты налога на прибыль  организаций в Российской Федерации………………………………………………………………………………18

2.3.     Основные направления  налоговой политики государства  по налогу на прибыль на 2013 год и на плановый период с 2014 по 2015 годы……………...……………………………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы……………………………………………………………….33

Расчётная часть…………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

Введение

Как правило, бесперебойное финансирование мероприятий, которые предусмотрены  бюджетами Российской Федерации, требует  систематического пополнения финансовых ресурсов, как на федеральном, так  и на местном уровнях. Это, главным  образом, достигается за счёт того, что различные физические и юридические  лица уплачивают налоги и иные обязательные платежи, поскольку, согласно Части  первой статьи третьей Налогового Кодекса  РФ (НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Однако на практике случается так, что зачастую юридические и физические лица несвоевременно уплачивают налоги и сборы в связи с различными объективными и субъективными причинами.         Налог на прибыль организаций как один из важнейших налогов в налоговой системе РФ является федеральным и взимается на территории нашего государства в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. Это прямой налог, то есть он напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство и стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря тому, что налог на прибыль непосредственно связан с размером реального дохода, полученного налогоплательщиком, государство через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Большую роль в регулировании экономики играет амортизационная политика, устанавливаемая государством и напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.           Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли предприятий довольно чётко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога - фискальной и производственно-стимулирующей.            Выбранная нами тема исследования, касающаяся проблем правильности, полноты исчисления налога на прибыль и своевременной его уплаты является очень актуальной в наше время и важной для изучения постольку, поскольку налог на прибыль считается одним из главных налогов, взимаемых на территории РФ.    Теоретическое значение курсовой работы заключается в рассмотрении сущности налога на прибыль организаций и его основного содержания.      Практическое значение курсовой работы заключается в выявлении главных проблем, связанных  с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций, поскольку данный налог является одним из проблемных в нашей стране, и в определении их влияния на исчисление и уплату налога на прибыль.      При написании данной курсовой работы перед нами ставится цель - выявить существующие в настоящее время главные проблемы правильности и полноты исчисления налога на прибыль организаций и проблемы своевременности его уплаты, а также наметить пути решения выявленных проблем.        Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность налога на прибыль; проследить современное его состояние в России, то есть изучить порядок исчисления и уплаты данного налога, выявить важнейшие проблемы исчисления налога на прибыль и его уплаты, а также рассмотреть основные направления налоговой политики государства по налогу на прибыль на будущие годы.              Объектом данного исследования является налог на прибыль организаций.    Предмет – проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в Российской Федерации.            Особенности исследования: работа построена мною таким образом, что она разделена на две главы для лучшего изучения и чёткого понимания выбранной темы. В первой главе рассматривается сущность и содержание налога на прибыль организаций, а во второй – его современное состояние в РФ, в частности, как правильно исчисляется и в какие сроки уплачивается данный налог, каковы основные проблемы его исчисления и уплаты и какие существуют направления государственной налоговой политики по налогу на прибыль.

 

 

 

Глава 1. Основное содержание налога на прибыль организаций

    1. Понятие и сущность налога на прибыль  

Как правило, важнейшими обобщающими показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций являются прибыль и рентабельность. Повышение уровня данных показателей свидетельствует не только об улучшении использования финансовых и производственных ресурсов, но и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.    Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции, учитывая убытки от различных хозяйственных операций. В этом показателе своё отражение находят все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организаций. Вот почему прибыль является конечным, оценочным показателем.          Значение прибыли для любого предприятия очень велико, поскольку она является одним из его основных собственных финансовых ресурсов. Прибыль представляет собой денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Это такой показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведённой продукции, состояние производительности труда и уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.    Несмотря на многообразие налогов, только лишь некоторые из них являются основными источниками поступлений в бюджет, играя при этом решающую роль при перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода, активно влияя тем самым на процесс воспроизводства, создавая предпосылки экономического роста. К таким налогам относится налог на прибыль организаций, который в различных превращённых формах существовал в распределительных отношениях отечественной хозяйственной системы в условиях государственного монополизма, то есть в период после Октябрьской революции и до начала 1990-х годов.       В период Новой экономической политики (НЭПа) предприятия уплачивали налог с дохода. После отмены НЭПа (конец 1920-х годов) от налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. В 1930-х годах была введена «двухканальная система» налогообложения, которая означала следующее: в доход государственного бюджета перечислялись прибыль и налог с оборота, однако эти платежи нельзя было назвать налоговыми, поскольку, по сути, они выполняли только одну функцию налогов — фискальную. С 1966 года предприятия уплачивали уже три платежа с доходов такие, как плата за фонды, фиксированный (рентный) платеж и свободный остаток прибыли. В результате чего у предприятий практически не оставалось в собственном распоряжении свободных средств.       Таким образом, в 1930-х годах впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена совершенно новая модель экономики — экономика центрального планирования (плановая экономика), основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В данной модели нет, и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения — самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления организаций государству, ведь весь доход, созданный предприятиями, фактически являлся собственностью государства.   В конце 1970-х годов был предпринят крупномасштабный эксперимент по внедрению нормативно-долевого метода распределения прибыли, суть которого заключалась в том, что в распоряжение предприятий стали оставлять определённый процент прибыли без права вышестоящих органов изменять этот процент в течение календарного года. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису, который и разразился в конце 1980-х годов.     В 1990 году в Советском Союзе был введен так называемый, «линейный» налог на прибыль. Его уплачивали все юридические лица, кроме иностранных, однако и этот налог просуществовал не долго. После развала СССР и образования Российской Федерации в 1991 году начала формироваться налоговая система нового государства. В декабре 1991 года был принят Закон № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», просуществовавший десять лет. Кроме осуществления фискальных функций налог на прибыль служил очень важным инструментом регулирования экономики. Регулирующая функция этого налога была ярко выражена в законе, в соответствии с которым строительные, сельскохозяйственные и промышленные организации в первые два года своего существования полностью освобождались от уплаты налога, а уже в третий и четвертый годы уплачивали лишь только его часть. Для предприятий, осуществляющих капитальные вложения в своё развитие, также существовала льгота и ряд других льгот.          С 1 января 2002 года в действие вступила глава 25 Налогового кодекса РФ, после чего Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 от 27.12.1991 года утратил свою силу. С принятием данной главы нормативно-правовая база по налогу на прибыль претерпела значительные изменения. В настоящее время этот налог действует на всей территории Российской Федерации.        Согласно Налоговом Кодексу Российской Федерации (НК РФ), налог на прибыль организаций является федеральным прямым налогом. В структуре системы налогообложения он занимает особое место, поскольку устанавливает последовательность и определяет взаимосвязь с налоговыми нормами на разных уровнях. Несмотря на то, что этот налог федеральный, платежи его распределяются между бюджетами разных уровней.          Налог на прибыль — одна из основных современных форм налогового изъятия. Он также занимает особое место в налоговых системах, так как уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности. Поэтому к налогу на прибыль нужно относиться как к такому инструменту, который влияет на экономическое развитие, и каждая норма законодательства о налоговом изъятии прибыли должна быть обоснована и экономически оправдана. Следовательно, с экономической точки зрения налог на прибыль представляет собой регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической же точки зрения налог на прибыль – это отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства. Прибавочная стоимость — разница между новой стоимостью, которая создана в процессе труда, и стоимостью рабочей силы в форме заработной платы, которая была использована для создания этой новой стоимости.               Налог на прибыль конкретизируется через элементы налога, состав которых одинаков для всех налогов. Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога; в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.          Таким образом, рассмотрев понятие и сущность налога на прибыль, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль организаций как одна из основных современных форм налогового изъятия занимает очень важное место в налоговой системе РФ, поскольку уменьшает именно то, что по определению является главной целью предпринимательской деятельности, то есть прибыль. К данному виду налога нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждая законодательная норма о налоговом изъятии прибыли должна быть чётко обоснована и экономически оправдана.

1.2 Налогоплательщики и объекты налогообложения      Согласно НК РФ, а именно статье 246, налог на прибыль уплачивается двумя основными группами налогоплательщиков такими, как российские организации (юридические лица); иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. В свою очередь, освобождаются от уплаты налога на прибыль налогоплательщики, перешедшие на специальные режимы налогообложения — единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённую систему налогообложения (УСНО), единый сельскохозяйственный налог; лица, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного бизнеса и уплачивающие налог на игорный бизнес. В соответствии со ст. 288 НК РФ, налогоплательщиками признаются российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Платежи в бюджеты субъектов РФ осуществляются российскими организациями - налогоплательщиками, по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, исходя из той доли прибыли, которая приходится на эти обособленные подразделения и которая определяется по следующей формуле:

Дп = (Усч + Уаи) / 2,                                                                                                               (1.1)

где,   Дп - доля прибыли каждого из обособленных подразделений;     Усч - удельный вес среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда обособленного подразделения в общих значениях данных показателей в целом по предприятию;            Уаи - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в общих значениях данного показателя в целом по предприятию.             Налогоплательщики, как правило, могут самостоятельно определять, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода. В случае если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами территории России, уплата налога и представление налоговых деклараций, согласно ст. 311 НК РФ, осуществляются организацией по месту своего нахождения.         Для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, с 1 января 2009 года действует новое правило, согласно которому, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Федерации, то распределение прибыли по каждому из них может не производиться. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Федерации. Налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Федерации, уведомив о своём принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых данный налогоплательщик состоит на налоговом учёте по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога или изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Федерации или же произошли иные изменения, влияющие на порядок уплаты налога.   Объектом налогообложения, в соответствии со ст. 247 НК РФ, является прибыль, которая определяется как разница между налогооблагаемыми доходами организации за текущий год и расходами, принимаемыми к вычету, за текущий год. Также вычету подлежат и убытки прошлых лет.          Согласно ст. 248 НК РФ, к доходам относятся: доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;  внереализационные доходы. Из доходов при их определении исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учёта.       В соответствии со ст. 249 НК РФ, доходами от реализации признаётся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых товаров, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.          Перечень внереализационных расходов представлен в ст. 250 НК РФ. В частности, к ним относятся доходы: от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров организации; в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду, если такие доходы не являются доходами по основным видам деятельности и другие.          Доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы (полный их перечень представлен в ст. 251 НК РФ), в частности, являются доходы: в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный (складочный) капитал организации, включая доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью (первоначальным размером) и другие.          Согласно ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведённые расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.   Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.      Следовательно, рассмотрев данный раздел своей работы и обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль уплачивается российскими организациями,  иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающими доходы от источников в РФ и организациями, которые являются ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков и которые признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков. В свою очередь, основным объектом налогообложения является полученная налогоплательщиком прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние  налога на прибыль организаций в  РФ

2.1. Исчисление налога на прибыль организаций и порядок его уплаты   Ставки по налогу на прибыль, предусмотренные российским законодательством, как правило, могут отличаться в зависимости от той сферы деятельности, которой занимается организация. Сам по себе, налог на прибыль организаций, как уже было отмечено выше, является прямым налогом (в отличие, к примеру, от налога на добавленную стоимость), удерживаемым с юридических лиц, то есть с организаций (например, банков, страховых компаний, производственных предприятий и т.д.). Налоговая декларация является основанием для взимания данного налога.    В общем виде, размер удержанного налога исчисляется методом умножения налоговой базы на налоговую ставку, выраженную в долях (или процентах, но деленных на 100%). Иными словами, существует следующая формула: 

Налог на прибыль = Налоговая база * Налоговая ставка (в %)/100                                  (2.2)

Налоговая база организации служит выражением прибыли юридического лица в денежном эквиваленте, то есть разницы между доходами и расходами с учётом различных вычетов и скидок. Теперь подробнее о налоговых ставках.    Статья 284 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает налоговые ставки по налогу на прибыль. В соответствии с ней, общая ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 года снизилась с 24% до 20%, в том числе, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Федерации, может быть понижена законами субъектов Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков, но при этом не может быть ниже 13,5%. Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.     Ставка 0% установлена для доходов, получаемых: образовательными и медицинскими учреждениями;  в виде дивидендов при условии, что доля компании, получившей дивиденды, в уставном капитале фирмы-плательщика дивидендов составляет более 50% на протяжении более года; от муниципальных и государственных облигаций (в виде процентов), выпущенных до 20 января 1997 года; сельскохозяйственными, а также рыбохозяйственными производителями, при условии, что их деятельность удовлетворяет требованиями ст.346 п.2 НК РФ;  прибыль, которая получена Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), а прибыль, не связанная с данной деятельностью, облагается по общей ставке - 20%.       Для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается также в размере 0 процентов.             Ставку налога на прибыль, равную 9%, необходимо учитывать при наличии дохода от: дивидендов по акциям отечественных и иностранных компаний, за исключением тех случаев, по которым предусмотрена ставка 0%; муниципальных ценных бумаг (в виде процентов), выпущенных в обращение до 1 января 2007 года, имеющих срок обращения от трёх лет.               Ставка по налогу на прибыль 15% используется при учёте доходов, которые получены: иностранными организациями в виде дивидендов по акциям российских компаний; в виде процентов от государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций с ипотечным покрытием, выпущенных в обращение после 1 января 2007 года. Ставки 10% и 20% применяются при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, не имеющих на территории РФ постоянных представительств. Преимущественно, это 20%, за некоторыми исключениями с учётом иных положений данной ст. 284 и ст. 310 НК РФ.            Налоговым периодом по налогу на прибыль признаётся календарный год. Отчётными периодами по данному налогу признаются - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчётными периодами для налогоплательщиков, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. По итогам налогового периода исчисляется сумма налога, а по итогам отчётных периодов - суммы авансовых платежей.       На ежеквартальные платежи налога на прибыль, исходя из фактической прибыли, полученной за отчётный период, имеют право следующие категории налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 3 ст. 286 НК РФ:

    • бюджетные организации;
    • иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства;
    • некоммерческие организации в случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов;
    • участники простого товарищества в части прибыли от совместной деятельности;
    • инвесторы, в соответствии с соглашениями о разделе продукции в случае получения дохода от такой деятельности;
    • любые организации, если выручка от реализации за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.

Предприятия, которые уплачивают налог один раз в квартал, сдают налоговые декларации и уплачивают налог на прибыль по итогам отчётных периодов (кварталов) не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Если организации не относятся к вышеперечисленным, то, в соответствии с ст. 287 НК РФ, они уплачивают налог по итогам налогового периода (года) и вправе выбрать один из двух способов уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль:

    • уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли за предыдущий отчетный период (квартал) не позднее 28-го числа каждого месяца отчётного квартала. В данном случае ежемесячные авансовые платежи засчитываются в счёт уплаты квартального авансового платежа. Если же суммы уплаченных в течение квартала авансовых платежей окажутся больше квартального авансового платежа, то организация имеет право зачесть сумму переплаты в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль и иным налогам, а если меньше - недоплаченную сумму нужно внести в бюджет;
    • уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли за прошлый месяц не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за отчётным.

Организации, которые выбрали второй способ уплаты авансовых платежей, обязаны ежемесячно сдавать налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.          Таким образом, рассмотрев данный параграф, я пришла к выводу, что зная ставку налога на прибыль организаций, а именно 0%, 9%, 10%, 15% и 20%, можно переходить к определению налоговой базы и расчету удерживаемого налога по представленной выше формуле, процедуре его уплаты и, в дальнейшем, к заполнению декларации.

2.2. Основные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в Российской Федерации            Налог на прибыль является одним из самых «проблемных» налогов в Российской Федерации, относительно которого возникает наибольшее число доначислений и споров с проверяющими органами в суде, например, Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-2770/13 от 12 апреля 2013 г. по делу № А60-28228/2012 «Заявление ОАО о признании недействительным решения инспекции от 29.03.2012 № 1215/13 в части доначисления налога на прибыль в сумме 19 122 413 руб., начисления соответствующих пеней и штрафов». В отношении данного налога в Налоговом Кодексе России содержится достаточно много неясных формулировок, из-за которых многие налогоплательщики и налоговые органы встречаются в суде. Итак, рассмотрим проблемы, связанные с начислением и уплатой налога на прибыль, которые на наш взгляд являются одними из важнейших.              Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Экономическая обоснованность, как правило, является относительной категорией. Также и суды трактуют это понятие по-разному. В Постановлении Федерального Арбитражного Суда (ФАС) Московского округа № А40-79747/11-91-341 от 05.05.2012 года суд указал, что по смыслу статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность расходов, понесённых налогоплательщиком, определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчётном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. В Постановлении ФАС Уральского округа № Ф09-8067/11 от 09.12.2011 года по делу № А76-8322/2011 суд отметил, что коммерческая деятельность, в том числе, подразумевает риск возникновения убытка. Поэтому данное обстоятельство не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды и не препятствует учёту затрат в целях исчисления налога на прибыль.            В НК РФ не содержится конкретного перечня документов, которые позволяют обосновать расходы организации. Вопросы, которые в связи с этим возникают, приходится решать в суде. Например, спорным является вопрос о подтверждении тех или иных расходов при отсутствии каких-либо необходимых документов.     В НК РФ вопросам о подтверждении хозяйственных операций не посвящено ни одной статьи. Вместе с тем налоговые органы нередко доначисляют налог на прибыль, если заподозрят налогоплательщика в том, что хозяйственные операции не были осуществлены.            Признание доходов. Некоторые средства, например, направленные на компенсацию убытков, могут быть признаны частью доходов организации, вследствие чего будет доначислен налог на прибыль. Все денежные средства, перечисленные на компенсацию убытков по своему экономическому содержанию, являются частью дохода (экономической выгодой), полученного организацией от реализации услуг, и они не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, а потому подлежат учёту в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ № 16814/10 от 31.05.2011 года). В качестве ещё одного примера приведём следующую ситуацию: отделу вневедомственной охраны при ОВД были доначислены налоги и штраф. Как указал налоговый орган, данный отдел при налогообложении прибыли должен был учесть доходы от оказания услуг по охране имущества граждан и юридических лиц. Однако, Президиум ВАС РФ, соглашаясь с таким выводом налогового органа, тем не менее, счёл его решение незаконным, подчеркнув, что подразделения вневедомственной охраны при ОВД оказывают платные услуги по договорам на охрану имущества. Будучи учреждениями, которые финансируются как за счёт бюджетных средств, так и доходов от коммерческой деятельности, подобные отделы являются плательщиками налога на прибыль. При этом подразумевается прибыль, полученная от коммерческой деятельности. НК РФ (в спорный период с 2007 по 2009 гг.) предусматривал определённый порядок расчёта базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности. Так, к примеру, было запрещено направлять суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль. Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны, не могут быть квалифицированы в качестве сумм целевого финансирования, не учитываемых при налогообложении. Подобные средства должны были перечисляться в бюджет после уплаты налогов. Таким образом, данные средства подлежали учёту в составе доходов при налогообложении прибыли. Между тем в данном споре инспекция, доначисляя налог, не учла сумму расходов учреждения, что было незаконным. Отдел должен был перечислять названные доходы от оказания услуг в бюджет и затем получать их в качестве финансирования. Однако подобное не освобождало отдел от обязанности включать такие средства в доходы при налогообложении прибыли. Следовательно, он не лишен также и права учесть затраты, понесённые при упомянутой деятельности, в расходах (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12527/12 от 23 апреля 2013 г. № 12527/12).  Расходы в пользу третьих лиц. Налоговый Кодекс не запрещает организациям иметь расходы в пользу третьих лиц в рамках ведения предпринимательской деятельности, однако на практике такие расходы нередко оказываются спорными. Суды по-разному решают такие вопросы. Некоторые считают расходы в пользу третьих лиц необоснованными. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа № А12-17486/2010 от 02.08.2011 года суд установил, что налогоплательщик по поручению собственника застраховал арендованное имущество для исполнения договора залога, стороной которого он не являлся. В связи с этим суд признал необоснованными затраты на страхование. Вместе с тем в Постановлении ФАС Уральского округа № Ф09-2737/09-С3 от 06.05.2009 года суд указал, что налогоплательщик правомерно учёл расходы на страхование заложенного имущества, которое принадлежало третьему лицу, поскольку эта обязанность была возложена на него кредитным договором.     Группировка расходов. Спорным может быть также признан вопрос об отнесении расходов к конкретной группе. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть включены одновременно в состав нескольких групп расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесёт такие затраты (Постановление ФАС Поволжского округа № А55-9777/2010 от 28.03.2011 года).   Период учёта расходов. Проблема определения периода признания конкретного вида расходов также вызывает многочисленные споры, ведь данный период серьёзно влияет на величину налоговой базы. Материальные расходы на приобретение сырья признаются в том налоговом периоде, в котором произошла реализация продукции, в стоимости которой они учтены (Определение ВАС РФ № ВАС-9868/11от 26.08.2011 года). Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа № А45-12953/2010 от 15.06.2011 года.           Оформление документов. В НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, которые имеются в документах. Тем не менее, налогоплательщики допускают ошибки при оформлении документов, и эти ошибки могут стать причиной реальных и довольно серьёзных споров с проверяющими органами. В Определении ВАС РФ от 15.07.2011 N ВАС-6944/11 суд выявил, что сведения, содержащиеся в документах, представленных заявителем в подтверждение понесённых расходов, являются недостоверными и противоречивыми.              Нормирование расходов. В отношении материальных расходов суды нередко рассматривают вопросы, связанные с нормативами потерь. При этом нормы либо не предусмотрены законодательно, либо установлены давно и не соответствуют современным требованиям. Всё же судебная практика неоднозначна. Например, в Определении ВАС РФ № ВАС-13107/11 от 24.10.2011 года суд исходил из того, что затраты на оплату услуг по намыву песка должны расцениваться как косвенные расходы, нормативы потерь полезных ископаемых определены в соответствии с законом. В Определении ВАС РФ № ВАС-13593/11 от 20.10.2011 года указано, что суд, отказывая в удовлетворении заявления, пришёл к обоснованному выводу о том, что акты об обнаружении утечки воды не являются достаточным доказательством правомерности отнесения обнаруженных утечек к технологическим потерям воды.     Должная осмотрительность. Понятие должной осмотрительности в НК РФ отсутствует. Однако все вопросы, связанные с этим понятием, достаточно часто рассматриваются судами. В спорах с налоговыми органами налогоплательщикам нередко приходится подтверждать факты проявления должной осмотрительности при взаимодействии с контрагентами. В ином случае суд может встать на сторону налогового органа. Примером может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А29-7309/2010 от 20.06.2011 года, в котором суд отказал налогоплательщику в отмене решения, поскольку реальность хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом не подтверждена, фактические действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, при выборе контрагента налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, установлен факт невключения налогоплательщиком процентов по договорам займа в состав доходов при исчислении налога на прибыль. Однако в другой ситуации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А82-8294/2008от 18.03.2011 года) суд указал, что материалами дела подтверждена реальность приобретения заявителем товара у контрагента, и налоговый орган не смог доказать, что заявитель действовал без должной осмотрительности и в момент совершения операций по приобретению товара у контрагента должен был знать о недостоверности сведений, содержащихся в представленных поставщиком документах. Таким образом, подводя итог выше сказанному, важно отметить, что действительно налог на прибыль в нашей стране является одним из самых проблемных, поскольку, существует довольно много спорных вопросов между налогоплательщиками и проверяющими органами, которые они вынуждены решать в суде, и в данном параграфе в качестве примеров нами были приведены некоторые судебные решения.    

Информация о работе Налог на прибыль организаций