Содержание.
Введение
- Плательщики налога на прибыль.
- Объект налогообложения.
3. Ставки налога на
прибыль, порядок и сроки его уплаты.
4. Проведение аудита налога
на прибыль
5. Классификация нарушений
по налогу на прибыль
6. Документальное оформление
результатов проверки
Заключение
Литература
Введение
Государство может воздействовать
на ход экономической жизни, лишь
располагая определенными денежными
средствами. Их должны предоставить все
заинтересованные в выполнении функций
государства стороны - граждане и
юридические лица. Для этого и
существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
Аудит отдельного налога - это
проверка правильности формирования налоговой
базы по данному налогу, состояния
расчетов перед бюджетом, применения
льгот, способов ведения учета и
составления налоговой отчетности.
Выбор налога для аудита зависит
от степени его тяжести в совокупных
затратах предприятия, которая определяется
на основе информации, полученной в
процессе комплексного налогового экспресс-аудита.
Наиболее востребованными
являются аудит налога на добавленную
стоимость, аудит налога на прибыль
и аудит налога на имущество организаций,
аудит единого социального налога
и налога на доходы физических лиц,
аудит прочих налогов.
Аудит налога на прибыль
проводится с целью выражения
мнения аудитора в части правильности
порядка исчисления и уплаты рассматриваемого
налога согласно требованиям действующего
законодательства.
При проведении аудита налога
на прибыль необходимо:
проанализировать порядок
ведения синтетического и аналитического
учета расчетов по налогу; провести
оценку правильности формирования налоговой
базы согласно нормам действующего законодательства,
например, определить доходы и расходы,
не учитываемые при определении
налоговой базы; провести оценку отражения
текущих налоговых обязательств
перед бюджетом в бухгалтерской
и налоговой отчетности; провести
оценку отражения сумм отложенных налогов
в бухгалтерской отчетности; провести
оценку полноты и своевременности
уплаты в бюджет налогов.
1. Плательщики
налога на прибыль
Плательщиками налога на прибыль
признаются все предприятия, организации,
являющиеся по Российскому законодательству
юридическими лицами и имеющие
прибыль от осуществления в
России предпринимательской деятельности.
К ним также следует отнести
коммерческие банки, негосударственные
пенсионные фонды, а также организации,
получившие лицензию на осуществление
страховой деятельности. Бюджетные
организации и некоммерческие
фонды, получающие доходы от
коммерческой деятельности, являются
плательщиками налога (по этой
части дохода).
К числу плательщиков налога
российское налоговое законодательство
относит также и иностранные
организации, осуществляющие в
России предпринимательскую деятельность
через постоянные представительства
и получающие в России доходы.
Не являются плательщиками налога
на прибыль- плательщики, переведенные
на специальные режимы налогообложения
(плательщики единого налога на
вмененный доход, предприятия,
применяющие упрощенную систему
налогообложения, плательщики единого
сельскохозяйственного налога), а
также организации, уплачивающие
налог на игорный бизнес, по
деятельности, относящейся к игорному
бизнесу.
2. Объект налогообложения
Объектом налогообложения по
налогу на прибыль организации
признается прибыль, полученная
налогоплательщиком.
Согласно ст. 247 НК РФ прибылью
признается:
- для российских организаций
- «полученные доходы, уменьшенные
на величину произведенных расходов»;
-для иностранных организаций,
осуществляющих деятельность в
Российской Федерации через постоянные
представительства, - «полученные через
эти постоянные представительства
доходы, уменьшенные на величину
произведенных этими постоянными
представительствами расходов»;
- для иных иностранных организаций
- «доходы, полученные от источников
в Российской Федерации».
3. Ставки налога
на прибыль, порядок и сроки его уплаты
Налоговая ставка устанавливается
в размере 20%, при этом 2% зачисляется
в федеральный бюджет, а 18% в
бюджет субъектов Российской
Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего
зачислению в бюджет субъектов
РФ, законами субъектов РФ, может
быть понижена для отдельных
категорий налогоплательщиков, но
не может быть ниже 13,5%.
Налоговым периодом по налогу
на прибыль признается календарный
год. Отчетными периодами по
налогу на прибыль признаются
первый квартал, полугодие и
девять месяцев календарного
года. По итогам каждого отчетного
(налогового) периода налогоплательщики
исчисляют сумму платежа исходя
из ставки налога и фактически
полученной прибыли, подлежащей
налогообложению, рассчитанной нарастающим
итогом с начала налогового
периода до окончания первого
квартала, полугодия, девяти месяцев
или года.
НК предусматривает три варианта
внесения авансовых платежей
по налогу на прибыль. При
этом система уплаты авансовых
платежей оговаривается в приказе
об учетной политике и не
может изменяться налогоплательщиком
в течение налогового периода.
Сумма авансовых платежей, подлежащая
уплате в бюджет, определяется
с учетом ранее начисленных
сумм авансовых платежей.
Первый вариант уплаты налога
- внесение авансовых платежей
ежеквартально через ежемесячные
взносы, рассчитанные исходя из
прибыли прошлого отчетного периода.
Уплата ежемесячных авансовых
платежей производится равными
долями в размере 1/3 фактически
уплаченного квартального авансового
платежа за квартал, предшествующий
отчетному кварталу. По итогам
отчетного периода осуществляется
перерасчет налога исходя из
фактически полученной за квартал
прибыли. Недоплаченные суммы
налога доплачиваются, переплата
- засчитывается в счет будущих
платежей.
Второй вариант уплаты налога
- исчисление ежемесячных авансовых
платежей исходя из фактически
полученной за месяц прибыли.
В этом случае исчисление сумм
авансовых платежей производится
налогоплательщиками исходя из
ставки налога и фактически
полученной прибыли, рассчитанной
нарастающим итогом с начала
налогового периода до окончания
соответствующего месяца.
Третий вариант уплаты налога
распространяется на организации,
у которых за предыдущие четыре
квартала выручка от реализации
не превышала в среднем 3 млн.
руб. за каждый квартал, а
также бюджетные организации,
простые товарищества. В этом
случае уплачиваются только квартальные
авансовые платежи исходя из
фактической прибыли, полученной
в отчетном квартале.
Ежемесячные авансовые платежи,
уплачиваемые исходя из прибыли
прошлого квартала, вносятся в
бюджет не позднее 28-го числа
каждого месяца этого отчетного
года. Налогоплательщики, исчисляющие
ежемесячные авансовые платежи
по фактически полученной прибыли,
уплачивают авансовые платежи
не позднее 28-го числа месяца,
следующего за отчетным периодом.
По итогам отчетного (налогового)
периода суммы ежемесячных авансовых
платежей, уплаченных в течение
отчетного (налогового) периода,
засчитываются при уплате квартальных
авансовых платежей. Квартальные
платежи засчитываются в счет
уплаты налога по итогам налогового
периода.
Налогоплательщики независимо
от наличия у них обязанности
по уплате налога и (или) авансовых платежей
по налогу, особенностей исчисления и
уплаты налога обязаны по истечении
каждого отчетного и налогового
периода предоставлять в налоговые
органы по месту своего нахождения
и по месту нахождения обособленного
подразделения соответствующие
налоговые декларации. Налогоплательщики
(налоговые агенты) представляют налоговые
декларации (налоговые расчеты) не позднее
28 дней со дня окончания соответствующего
отчетного периода. Налоговые декларации
(налоговые расчеты) по итогам налогового
периода представляются налогоплательщиками
(налоговыми агентами) не позднее 28 марта
года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Российские организации, имеющие
обособленные подразделения, исчисление
и уплату в федеральный бюджет
сумм авансовых платежей и
налога производят по месту
своего нахождения без распределения
по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей и
налога, подлежащих зачислению в
бюджеты субъектов РФ и муниципальных
образований, производится по
месту нахождения организации,
а также по месту нахождения
каждого из ее обособленных
подразделений исходя из доли
прибыли, приходящейся на эти
обособленные подразделения.
Суммы авансовых платежей и
налога, подлежащие зачислению в
бюджеты субъектов РФ и бюджеты
муниципальных образований, исчисляются
по ставкам налога, действующим
на территориях, где расположены
организация и обособленные подразделения.
Сведения о суммах авансовых
платежей и о суммах налога
налогоплательщик сообщает своим
обособленным подразделениям и
также налоговым органам по
месту нахождения обособленных
подразделений не позднее срока
для подачи налоговых деклараций
за соответствующий отчетный
или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает
суммы авансовых платежей и суммы
налога в бюджеты субъектов и
местные бюджеты не позднее срока,
установленного для подачи налоговых
деклараций за соответствующий отчетный
или налоговый период.
4. Проведение аудита
налога на прибыль
На этапе проведения аудита
по существу необходимо осуществить
процедуры по сбору достаточных
и надлежащих аудиторских доказательств
для выражения мнения, документировать
аудиторские доказательства.
Аудитор самостоятельно определяет
объем документации по каждой конкретной
работе и области аудита, руководствуясь
своим профессиональным мнением. Вместе
с тем объем документации должен
быть таков, чтобы в случае, если
возникнет необходимость передать
работу другому аудитору, не имеющему
опыта работы по этому заданию, новый
аудитор смог бы исключительно на
основе данных рабочих документов понять
проделанную работу и обоснованность
решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих
документов аудита по существу определяется
характером аудиторского задания, требованиями
к аудиторскому заключению, характером
и сложностью деятельности аудируемого
лица, состоянием систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля
аудируемого лица, необходимостью давать
задания аудиторам и осуществлять
контроль качества аудиторских услуг,
методами сбора аудиторских доказательств.
Рабочие документы аудитора, содержащие
информацию по аудиту отдельного периода,
относятся к текущим аудиторским
файлам.
На следующем, основном, этапе
проверки необходимо определить, на каких
именно участках налогового учета необходима
углубленная проверка. По результатам
предварительного анализа аудиторы
могут выявить проблемные моменты
в налоговой системе организации,
поэтому проводить полноценный
аудит всех участков налоговой системы
нецелесообразно. Например, на первом
этапе вполне можно понять, что
проблемы у организации, скорее всего,
возникнут с экспортным НДС, так
как организация реализует товары
(работы, услуги) за рубеж, с налогом
на прибыль, так как учет доходов
и расходов в целях налогообложения
не организован должным образом,
с акцизами, если организация реализует
подакцизную продукцию, и т.д. С
другой стороны, можно сразу определить
участки, где проблем, вероятнее
всего, не возникнет. Это касается в
первую очередь несложных налогов
(налог на рекламу, транспортный налог
и т.д.).
Таким образом, проверку исчисления
и уплаты налогов можно проводить
в тематическом разрезе. Однако в
организациях со сложной и объемной
системой налоговых обязательств, имеющих
обособленные подразделения, дочерние
компании, применяющих разные режимы
налогообложения (общий режим у
головной организации и единый налог
на вмененный доход у обособленного
подразделения), второй этап налогового
аудита должен проводиться сплошным
методом. При проведении второго
этапа работ осуществляется проверка
налоговой отчетности, представленной
экономическим субъектом по установленным
формам, правильности исчисления налогов,
сроков уплаты и т.д. При этом способы
и методы проверки каждого налога
имеют свои особенности. Например, при
проверке правильности исчисления налога
на прибыль в первую очередь обращается
внимание на документальное подтверждение
и экономическую обоснованность
затрат.