Налогавая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Сущность, виды и функции налогов…………………….……4
2.основные аспекты налоговой системы…………….……22
Заключение………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………...31

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

   Следующим существенным  шагов  в  совершенствовании  системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был  переход к  так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер:  не часть,  а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся  так  раздражавший предприятия   "свободный"  остаток  прибыли,  никогда  в действительности не являвшийся свободным.  Одновременно признавалось равенство  интересов предприятия и государства при распределении прибыли,  поскольку нормативы формировались с  учетом потребностей предприятий в средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство,  а также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

   Однако, система  экономических нормативов страдала  существенными недостатками.  Прежде всего  нормативы,  которые по  идее должны быть  едиными,  то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования на деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот:  сами эти требования  как  бы приспосабливались к положению,  возможностям каждого предприятия.  Единство  принципов  формирования нормативов было подменено явным субъективизмом,  размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований.

   Поэтому замена  экономических нормативов распределения  прибыли налогом  на  прибыль   была  логическим продолжением  курса на устранение из системы  экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов субъективизма и волюнтаризма.

   Налоги - это те  же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от  воли отдельных лиц. Индивидуализация  налоговых ставок,  льгот и  санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

   Налоги относятся  к классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль  можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный  на  общегосударственном уровне.

   Замена нормативов  отчислений от прибыли  в   бюджет  системой налогообложения  прибыли  была  целесообразна,  даже необходима, независимо от перехода  к  рыночным  отношениям  в  стране,  но последний ускорил  эту  замену и сделал ее неизбежной,  так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в  условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

   Нормально функционирующая   система налогов является одним  из средств борьбы с теневой  экономикой:  ведь уплата налога  с того или иного  дохода  означает  признание его легальности,  законности, в то время как  наличие дохода,  укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

   Повышение роли  налогов в  нашей  стране,  превращение  их  в основной  способ  изъятия части доходов  физических и юридических лиц  в государственный и местные  бюджеты -  свидетельство  роста финансовой культуры   общества.  При  достижении  определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься  им  с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач,  прежде всего - социальных. Естественно, если ставки  налогов  будут  отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

 

2.основные аспекты налоговой системы.

 

Совокупность налогов,  сборов, пошлин и других платежей,  взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В условиях рыночных отношений  и особенно в  переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

От того,  насколько правильно построена система  налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и  глобальная.

В шедyлярной налоговой  системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедyл могут  быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой  системе все доходы физических и  юридических лиц  облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает  расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая  система широко применяется  в  Западных государствах.

Основные принципы построения налоговой системы в  экономике с развитым рынком.

 

              На протяжении всей истории  человечества ни одно  государство  не  могло существовать без  налогов.  Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу,  несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие  мыслимых  и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

              Для того чтобы более глубоко  вникнуть в суть налоговых  платежей, важно  определить  основные  принципы налогообложения. "Качества,  с экономической точки зрения  желательные в любой  системе  налогообложения,  - отмечал Дж. Милль.5 Их сформулировал Адам Смит в форме четырех положений с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные  государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства,  каждый  по возможности,  т.  е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.  Соблюдение этого положения или пренебрежение  им ведет  к  так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который обязан  уплачивать  каждый,  должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому ...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика ...

4.Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из  кармана  плательщика  возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".6

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и  иллюстраций,  кроме тех,  которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами"  налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены  и  дополнены  в  соответствии с духом нового времени.

 

Современные принципы налогообложения  таковы:

 

1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда,  некоторые налоги  во  многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система  и   процедура  выплаты  налогов  должны быть простыми, понятными  и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко   адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого  валового внутреннего  продукта (ВВП)  и  быть  эффективным   инструментом государственной экономической   политики.

   К федеральным относятся следующие налоги :

 а) налог на добавленную  стоимость;

 б) акцизы на  отдельные группы и виды товаров;

 в) налог на доходы  банков;

 г) налог на доходы  от страховой деятельности;

 д) налог от биржевой  деятельности;

 е) налог на операции  с ценными бумагами;

 ж) таможенные пошлины;

 з) отчисления из  производства материально-сырьевой  базы,      зачисляемые  в спец. внебюджетный фонд РФ;

 и) платежи за  пользование природными ресурсами,  зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский     бюджет  республик в составе РФ, в краевые, областные   бюджеты краёв, областей, обл. бюджет       автономной области, окружные бюджеты автономных   округов и  районные бюджеты районов в порядке и на   условиях, предусматриваемых законодательными   актами РФ;

 к) подоходный налог с физических лиц;

 м) налоги,служащие  источниками,образующие дорожные   фонды;

 н) гербовый сбор;

 о) государственная  пошлина;

 п) налог с имущества,переходящего  в порядке  наследования и  дарения;

 р) сбор за использование  наименований "Россия",  "Российская Федерация"  и образовываемых на их   основе слов и словосочeтаний.

Налоги республик в  составе РФ и налоги краёв,  областей, автономной области, автономных       округов.

   К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги :

  а) налог на имущество  предприятий,сумма платежей по  

     налогу  равными долями зачисляется в  республиканский 

     бюджет  республики в составе РФ, краевые,  областные 

     бюджеты  краёв и областей, областной бюджет   автономной области,окружные бюджеты автономных  

     округов  и в районные бюджеты районов,городские 

     бюджеты  городов по месту нахождения  плательщиков;

 б) местный доход;

 в) плата за воду,забираемую  промышленными 

     предприятиями  из воднохозяйственных систем;

 г) республиканские  платежи за пользование природными      

     ресурсами.

   Налоги устанавливаются  законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её  территории. При этом конкретные  ставки определяются законами  республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги.

  К местным относятся  следующие налоги :

 а) налог на имущество  физических лиц. Сумма платежей       по налогу зачисляется в местный бюджет по месту       нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

 б) земельный налог.  Порядок зачисления поступлений  по      налогу в соотв.  бюджет определяется     законодательством  о Земле.

 в) регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью, сумма сбора   зачисляется в бюджет по месту их регистрации ;

 г) налог на строительство  объектов производственного   назначения в курортной зоне;

 д) курортный сбор;

 е) сбор за право  торговли : сбор устанавливается   районными, городскими (без районного деления ),   районными (в городе), коллективными, сельскими органами исп. власти. Сбор уплачивается путём     приобретения разового талона или временного патента      и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

 ж) целевые сборы  с граждан и предприятий, учреждений,  организаций, независимо от их оганизационно -   правовых форм, на содержание милиции, на        благоустройство территорий и др. цели.

з) налог на рекламу : уплачивают юридические и     физические лица, рекламирующие свою продукцию по       ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по      рекламе;

 и) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной    техники и персональных компьютеров.

к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,       имеющие в городах собак (кроме служебных), в        размере, не превышающем 1/7 установленного законом     размера минимальной месячной оплаты труда в год;

 л) лицензионный  сбор за право торговли винно-водочными           изделиями.Сбор вносят юридические и физические         лица, реализующие винно-водочные изделия населению       в размере : с юридических лиц - 50 установленных        законом размеров минимальной месячной оплаты труда       в год, с физических лиц - 20 установленных законом        размеров инимальной месячной оплаты труда в год.  

м) лицензионный сбор за право проведения местных        аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в       размере, не превышающем 10% стоимости заявленных       к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены       лотерейные билеты;

 н) сбор за выдачу  ордера на квартиру, сбор вносится       физическими лицами при получении  права на заселение       отдельной квартиры, в размере,  не превышающем 3/4      установленного законом размера минимальной        месячной оплаты труда в зависимости от общей       площади и качества жилья;

 о) сбор за парковку  автотранспорта. Сбор вносят       юридические и физические лица  за парковку автомашин       в спец. оборудованных для этого местах в размере,      установленном местными органами власти;

Информация о работе Налогавая система России