Налоги и налогобложение домохозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Домашние хозяйства выступают важнейшими субъектами налоговых отношений. Приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы является последовательное снижение налогового бремени и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки. Но такой процесс осуществляется лишь в отношении отдельных налогов и категорий налогоплательщиков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1. Домашние хозяйства……………………………………………………….5
1.2. Финансы домашних хозяйств……………………………………………...5
1.3. Расходы домашних хозяйств………………………………………………7
Глава 2
2.1. Система налогообложения…………………………………………………9
2.2. Прямые налоги домохозяйств…………………………………………….11
2.3. Косвенные налоги домохозяйств…………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………………..15
Словарь терминов………………………………………………………………17
Приложение……………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение домохозяйств.docx

— 251.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Уральский государственный  педагогический университет

Институт физики, технологии и экономики

Кафедра технологии и экономики

 

 

 

 

Налоги и налогообложение  доходов домохозяйств

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент I курса

института физики, технологии и экономики,

группа Б-11

Острикова Анастасия

 

 

 

 

Екатеринбург 
2013г.

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1

1.1. Домашние хозяйства……………………………………………………….5

1.2. Финансы домашних хозяйств……………………………………………...5

1.3. Расходы домашних хозяйств………………………………………………7

Глава 2

2.1. Система налогообложения…………………………………………………9

2.2. Прямые налоги домохозяйств…………………………………………….11

2.3. Косвенные налоги домохозяйств…………………………………………13

Заключение ……………………………………………………………………..15

Словарь терминов………………………………………………………………17

Приложение……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………..22

 

 

Введение

 

Социально-экономические  преобразования, проводимые сегодня  в России, предопределяют необходимость  формирования эффективной системы  налогообложения как одного из важных условий улучшения экономической  ситуации в стране. Налоговая политика государства на современном этапе  в основном характеризуется налогообложением юридических лиц. В этом плане  налогообложение физических лиц  отходит на второй план, а о налогообложении  домашних хозяйств вообще не идет речь. Домашние хозяйства являются основным конечным потребителем и оплачивают до 70% всех косвенных налогов.

Домашние хозяйства выступают  важнейшими субъектами налоговых отношений. Приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы является последовательное снижение налогового бремени и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается  число налогов, снижаются налоговые  ставки. Но такой процесс осуществляется лишь в отношении отдельных налогов  и категорий налогоплательщиков. В этой связи возникает необходимость  реформирования системы налогообложения  домашних хозяйств в направлении  снижения налогового бремени и решения  ряда социальных проблем. Именно в таком  контексте рассматривается стратегия  развития налогообложения домашних хозяйств, и в первую очередь, подоходного  налогообложения физических лиц  как самой крупной, фискально- и социально значимой формы. Актуальность проблемы усиливается ее социальной составляющей. Плоская ставка налога на доходы физических лиц, превалирование в российской налоговой системе косвенных налогов, перекладываемых преимущественно на население, и другие особенности сводят на нет принцип социальной справедливости в налогообложении, что противоречит мировой налоговой практике.

Однако до сих пор пока не сложилась целостная теория налогообложения  домашних хозяйств. Большинство работ  по данной проблеме сводятся к анализу  и отдельным предложениям по действующей  практике взимания отдельных налогов  с физических лиц. Слабо исследованы  место и роль домашних хозяйств в  рыночной системе хозяйствования, степень  их участия в формировании доходной части государственного бюджета. Остается еще немало спорных вопросов в  области теории и практики налогообложения  данных субъектов налоговых отношений. Не определены границы и оптимальный уровень налоговой нагрузки в современных российских условиях хозяйствования.

 

Глава 1

 

    1. Домашние хозяйства.

Часто термин «домашнее хозяйство» в экономической литературе используется как аналогичный термину «семья». Но в отличие от семьи домохозяйства  включают не только родственников и  могут состоять из одного, двух и  более членов.

Ведение домашнего хозяйства  представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве  производятся услуги и продукция, предназначенные  для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве  для продажи или реализации услуг  на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивидуальной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяйственной продукции – личное подсобное  хозяйство с товарной направленностью.

В домашнем хозяйстве могут  осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются  и используются финансовые ресурсы.

 

    1. Финансы домашних хозяйств.

 Финансы домашнего  хозяйства — это совокупность  экономических денежных отношений,  связанных с формированием и  использованием денежных средств,  создаваемых в результате индивидуальной  трудовой деятельности.

Экономика домашнего хозяйства  опирается на достаточно сложный  комплекс отношений между его  различными участниками. Эти отношения  определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов. Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники  находят взаимопонимание при  принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных  участников домашнего хозяйства  обеспечивается их регулированием, под  которым понимается возможное изменение  части располагаемого дохода, приходящегося  на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домашнего  хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как  единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.

 Таким образом, финансы  домашних хозяйств являются одним  из элементов финансовой системы  государства. Каждый из этих  элементов определенным образом  влияет на процесс общественного  воспроизводства. В каждой области  финансовой системы процесс образования  и использования фондов денежных  средств имеет свои, присущие  только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой  системы играют в процессе  ее формирования, определяет их  особенности. Так, финансы предприятий  являются основой финансовой  системы, поскольку именно в  предпринимательском секторе создается  валовой внутренний продукт, распределяемый  в ходе дальнейших финансовых  отношений. Централизованные элементы  финансовой "системы играют важную  роль в перераспределении денежных  средств между отдельными отраслями,  экономическими регионами, различными  социальными группами населения.  Финансы домашних хозяйств имеют  свои особенности, которые отличают  их от других элементов финансовой  системы.

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта  сфера финансовых отношений в  наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс  создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как  государственный бюджет, находится  под жестким государственным  контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру  уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета  амортизационных отчислений и некоторых  других элементов себестоимости  и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости  и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими  словами, в условиях рыночной экономики  государство не имеет инструментов прямого» влияния на процесс распределения  располагаемого дохода домашних хозяйств.

 Вместе с тем государство  способно влиять на общую величину  дохода, которым реально располагает  домашнее хозяйство. Реальные  доходы домашнего хозяйства образуются  в результате многократного распределения  и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

 

    1. Расходы домашних хозяйств

 Денежные расходы домохозяйства  - фактические затраты на приобретение  материальных и духовных ценностей,  необходимые для продолжения  жизни человека, которые включают  потребительские расходы и расходы,  не связанные непосредственно  с потреблением. Они выполняют  очень важную роль по воспроизводству  рабочей силы отдельных членов  домашнего хозяйства.

 Расходы бюджета домохозяйства  играют существенную роль и  экономике страны. Используя свои  доходы, семья обеспечивает формирование  и развитие рынка товаров и  услуг. Реализуя свои накопления  и сбережения, она увеличивает  спрос на ценные бумаги, расширяя  тем самым фондовый рынок. Кроме  того, большое значение домохозяйства  как субъекта предложения важнейших  производственных ресурсов - труда  и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь  воспитанием детей, выступают  главными потребителями социально-культурной  сферы, которая финансируется  государством.

 В экономической науке  существуют различные подходы  к классификации расходов домашних  хозяйств. Так, с точки зрения  периодичности (частоты) осуществления,  выделяют три агрегированные  группы расходов домашних хозяйств:

1) краткосрочные расходы:  К первой группе можно отнести  расходы на насущные блага  (продукты, некоторые непродовольственные  товары, большая часть услуг)

2) среднесрочные расходы:  вторая группа включает расходы  на периодически (сезонно) приобретаемые  товары (одежда, обувь и др.)

3) долгосрочные расходы:  третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в  несколько лет.

 В этой классификации  не учтены обязательные платежи  домашних хозяйств, так как здесь  исходим из реальных доходов  домашнего хозяйства. Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних, хозяйств - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).

 

Глава 2

 

2.1. Система налогообложения

В рамках распределительной  функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов  финансовых отношений обязано выплачивать  налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых  домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим  интересам. Однако нужно иметь в  виду, что налоги и сборы, выплачиваемые  физическими лицами, являются одной  из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых  в условиях развитой рыночной экономики  направляются, в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.

В  составе регулирующей функции выделяется ряд подфункций. Среди последних, применительно  к системе налогообложения домашних хозяйств, можно выделить стимулирующую и социальную. Названные подфункции регулирующей функции системы налогообложения домашних хозяйств реализуются через налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты и санкции и других способы налогового воздействия государства на процесс воспроизводства. Эти меры являются следствием проводимой правительством налоговой политики, которая представляет собой систему мероприятий в области налогов и налогообложения, проводимых государством в составе общей финансовой политики и направленных на максимальную реализацию фискального, регулирующего и контрольного потенциала налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономически и социально значимого результата.

Основными принципами построения системы налогообложения домашних хозяйств и приоритетными направлениями  налоговой политики в рамках общей  экономической политики государства  на современном этапе развития России можно считать следующие:

- стимулирование рыночной  экономики, в частности поддержка  предпринимательства и трудовой  заинтересованности домашних хозяйств;

- обеспечение социальной  справедливости при налогообложении  посредством различных элементов  налогообложения, в первую очередь  ставок и льгот; 

- создание максимально  благоприятного налогового климата  для домашних хозяйств-товаропроизводителей;

- стимулирование перелива  капиталов, накопления капитала  и сбережений, сдерживание их  потребления в личных целях; 

- снижение налогового  бремени и упрощение режимов  налогообложения домашних хозяйств.

 

Практическая реализация данных приоритетных направлений лежит  в области осуществления комплекса мер повышения эффективности налогообложения домашних хозяйств:

1. Система подоходного  налогообложения должна быть  регрессивно ориентированной на  доходы семьи и индивидуальных  предпринимателей-товаропроизводителей, что достигается установлением  регрессивной шкалы ставок по  подоходному налогу, аналогичной  единому социальному налогу. Регрессия  устанавливается для супругов, подающих  совместную декларацию и индивидуальных  предпринимателей-домашних хозяйств.

2. Система поимущественного  налогообложения содержит минимальный  фискальный элемент, то есть  устанавливаются минимальные значения  ставок по налогу на имущество  домашних хозяйств и земельному  налогу. По данным налогам существуют  нижние и верхние пределы ставок  и при налогообложении домашних  хозяйств должны использоваться  именно нижние пределы вне  зависимости от изменения налоговой  базы.

Информация о работе Налоги и налогобложение домохозяйств