Налоги и налогобложение домохозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Домашние хозяйства выступают важнейшими субъектами налоговых отношений. Приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы является последовательное снижение налогового бремени и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки. Но такой процесс осуществляется лишь в отношении отдельных налогов и категорий налогоплательщиков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1. Домашние хозяйства……………………………………………………….5
1.2. Финансы домашних хозяйств……………………………………………...5
1.3. Расходы домашних хозяйств………………………………………………7
Глава 2
2.1. Система налогообложения…………………………………………………9
2.2. Прямые налоги домохозяйств…………………………………………….11
2.3. Косвенные налоги домохозяйств…………………………………………13
Заключение ……………………………………………………………………..15
Словарь терминов………………………………………………………………17
Приложение……………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение домохозяйств.docx

— 251.53 Кб (Скачать файл)

3. В системе косвенного  налогообложения должны соблюдаться  социальные приоритеты, в частности  поэтапное снижение ставок НДС  и акцизов, а также сохранение  пониженной ставки. Бремя косвенных  налогов ложится на конечных  потребителей продукции, которыми  чаще всего являются физические  лица. В этом аспекте видится  сохранение социальной составляющей  НДС, а также либо дальнейшее  сокращение перечня подакцизных  товаров, либо снижение ставок  акцизов. 

4. По налогу на доходы  индивидуальных предпринимателей  устанавливаются социальные налоговые  вычеты пропорционально количеству  членов домашнего хозяйства. Индивидуальный  предприниматель, привлекающий членов  своей семьи к финансово-хозяйственной  деятельности (без оплаты труда), должен иметь право на предоставление  налоговых вычетов в соответствующем  размере. 

5. Создание льготного  налогового режима для индивидуальных  предпринимателей - производителей  сельскохозяйственной продукции,  в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств. Специальный налоговый  режим или общепринятая система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей должны быть  максимально простимулированы в целях создания деловой и инвестиционной активности в данной отрасли.

Применяя налоги и сборы  с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты  различных уровней; во-вторых, оказывает  влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального  для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

 

 2.2. Прямые налоги домашних хозяйств

Прямой налог — налог, который взымается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические (налогообременитель) и фактические налогоплательщики (налоговый агент) совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать.

К числу прямых налогов  относятся: подоходный налог, налог  на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с  наследства и дарения, имущественный  налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет. Отличительная особенность данного  налога — относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги — налог  на прибыль; налог на имущество; налог  на доходы физического лица. Налог  на прибыль — налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на имущество организаций  — облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое  на балансе в качестве объектов ОС.

Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость  имущества (земля, дом, ценные бумаги и  т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Центральное место в системе  налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ —  налог на доходы физических лиц). Он взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода. Потенциальными плательщиками НДФЛ РФ являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции - 17%, в США-до 60%). Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источником прямого финансирования; в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. НДФЛ выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями.

Отметим также, что домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости  дотируется из местных бюджетов.

 Вторым по значимости  после подоходного налога для  домашнего хозяйства является  налог на имущество физических  лиц. Налог на имущество вносится  два раза в год к 15 сентября  и к 15 ноября. Это местный налог,  но его введение обязательно  для всей территории России. Налогом  облагается находящееся в собственности  физических лиц недвижимое имущество:  жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества:  лодки, катера, самолеты и другие  водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

 Домашние хозяйства  обязаны также выплачивать налог  с имущества, переходящего им  в порядке наследования или  дарения. Сумма налога зависит  от стоимости переходящего имущества  и степени родства нового владельца  имущества.

 К имущественным налогам  тесно примыкает налог с владельцев  автотранспортных средств. Его  выплачивают граждане, владеющие  грузовым или легковым автотранспортом,  не подлежащим обложению налогом  на имущество.

 В некоторых случаях  в расходную часть бюджета  домашнего хозяйства приходится  включать государственную пошлину  — обязательный платеж, взимаемый  с исковых и иных заявлений  и жалоб, подаваемых в суды  различных инстанций; за государственную  регистрацию актов гражданского  состояния; за выдачу документов  уполномоченными на это органами  или должностными лицами.

 Размер пошлины устанавливается  в широких пределах в зависимости  от характера юридических действий  или выдаваемых документов.

 Органы местного самоуправления  в соответствии с действующим  законодательством могут устанавливать  на своей территории местные  налоги на физических лиц. К  ним относятся:

 ► целевые сборы  с граждан на содержание милиции,  благоустройство территории, на  нужды образования и другие  цели. Эти сборы с физических  лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;

 ► сбор с владельцев  собак (не может превышать в  год '/7 части МРОТ);

 ► сбор на выдачу  ордера на квартиру (ставка поставлена  в зависимость от площади и  качества жилья, максимальный  размер сбора не может превы­шать 75% МРОТ);

 ► сбор за уборку  населенных пунктов (величина  не имеет законодательных ограничений);

 ► курортный сбор  и др.

 

2.3. Косвенные налоги домохозяйств

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Основная доля налогов, поступающих  от физических лиц в государственную  казну, приходится на невидимые ими  косвенные налоги, содержащиеся в  цене товара и выплачиваемые при  его покупке. К ним относятся  налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень  товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль  организаций, налог на имущество  организаций, таможенные пошлины и  ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Виды косвенных налогов:

Индивидуальные (акцизы) –  косвенные налоги, которые устанавливаются  в процентах от продажной цены товара; они устанавливаются, как  правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями  сверхприбыли;

Универсальные (налог на добавленную стоимость);

Фискальные монополии  – платежи, которые выплачиваются  юридическими и физическими лицами за услуги, предоставляемые им государственными организациями; примерами фискальных монополий являются, например, плата  за различные государственные лицензии, разрешения, оформление документов и  т.п. Также сюда относятся налоги с оборота

Таможенные пошлины –  платежи, которые выплачиваются  при пересечении товарами государственной  границы в ходе экспортных (экспортные пошлины) и импортных ( импортные пошлины) операций; подобно акцизам таможенные пошлины носят индивидуальный характер, т.е. устанавливаются в разном размере на разные виды товаров;

Собственник предприятия, производящего  товары или оказывающего услуги, продает  их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую  налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а  покупатель — плательщиком косвенного налога.

Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей  суммы расходов российских домашних хозяйств. В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой потребностей его участников.

 

Заключение

 

В настоящее время существуют серьезные различия в определении  налогового бремени предприятий (организаций) и физических лиц (населения). К сожалению, приходится констатировать тот факт, что официальная методика расчета  налогового бремени, применяемая органами государственной статистики, не совсем соответствуют реальному положению  дел.

Обычно налоговое бремя, которое несут домашние хозяйства ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг. Например, в России доля косвенных налогов, оплачиваемых населением (домашними хозяйствами), как основным конечным потребителем, составляет около 60 — 70 %.

Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в  России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени. Отменены многие неэффективные, малозначимые налоги и сборы, не предусмотренные  первой частью Налогового кодекса РФ, налог на наследование или дарение, налог с продаж, снижена на 10% ставка ЕСН и на 2% НДС. Тем не менее, фактическое  налоговое бремя остается завышенным по сравнению с оптимальным его  уровнем, рассчитанным на реализацию эффективной  налоговой политики ускоренного  экономического роста в России. Такое  оптимальное совокупное налоговое  бремя должно составлять сейчас 27 - 28% начисленных налогов к чистой добавленной стоимости (доходу) в  рамках следующих границ налогообложения: нижний налоговый предел - 24 %, верхний  налоговый предел - 31%.

Учитывая вышесказанное, в работе делается ряд выводов, связанных  с приоритетами развития налоговой  политики, непосредственно связанными с налогообложением домашних хозяйств.

Во-первых, необходимо довести  общее налоговое бремя до оптимальных  параметров. Это позволит обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками  на базе общего роста экономики и  потребления.

Во-вторых, при снижении совокупного  налогового бремени не следует забывать о нижнем его пределе. Уровень  налогообложения ниже этого предела  чреват существенными невосполнимыми налоговыми потерями государства.

В-третьих, снижать налоговое  бремя необходимо постепенно и поэтапно. Единовременное резкое уменьшение совокупной налоговой нагрузки приведет лишь к  серьезным потерям текущих доходов, затруднит выполнение государством своих функций, подорвет основу для  проведения дальнейших налоговых реформ. Поэтому, снижать налоговое бремя  необходимо на 3 - 4 % в год, что позволит безболезненно экономике пройти временную адаптацию к новым  условиям и пропорциям распределения  общественного продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

  1. Домашнее хозяйство – это хозяйство, которое ведется одним или несколькими индивидами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
  2. Домашнее хозяйство – хозяйствующая единица, состоящая из одного или более лиц, объединенных общим бюджетом и местом проживания, которая снабжает экономику страны ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека.
  3. Финансы домашнего хозяйства — это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности.
  4. Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека.
  5. Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены. Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
  6. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  7. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  8. Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
  9. Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
  10. Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
  11. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
  12. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  13. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  14. Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические (налогообременитель) и фактические налогоплательщики (налоговый агент) совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Прямые налоги являются обязательными, и каждый гражданин обязан их выплачивать.
  15. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.
  16. Налоговый вычет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Информация о работе Налоги и налогобложение домохозяйств