Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Екатеринбурский   филиал

НОУ ВПО «Московский институт       предпринимательства и права»                      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: НАЛОГИ И НАЛООБЛОЖЕНИЕ.

 

 Вариант №5 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил (а) студент  …3… курса, …… группы    

                Корзухина Екатерина Владимировна     

                                                  Ф.И.О.

                Научный руководитель

                Симонова  Алла Дмитриевна

                                      Ф.И.О.

                Старший препадователь 

                (должность,  ученая степень) 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург, 2011 г.

1. Понятие налоговой  системы, ее структура, этапы становления и развития. Виды налогов. Законы, регулирующие порядок и правила налогообложения.

1.1 Этапы развития и функции налоговой системы

 

    Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

         Понятие «система налогообложения»  более широкое, чем понятия  «налоговая система» и «налоговое  администрирование». В нормативных документах и специальной литературе налоговая система трактуется часто как совокупность налогов, сборов, пошлин и установленных правил их исчисления и взимания. Именно так изначально в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 2) налоговая система определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке...».

         Налоговое администрирование - это направления и технология деятельности налоговых органов в сфере налоговых правоотношений для достижения целей налоговой политики конкретного периода.

    Таким образом, понятие «система налогообложения» характеризует в динамике всю  совокупность процессов, результатом  которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и других денежных фондов государства. В этом состоит главная (фискальная) задача системы налогообложения любого государства.

         Налоги выполняют 5 следующих  функций:

1) регулируют  товарно-денежные отношения;

2) стимулируют  экономическое развитие;

3) усиливают  научно-технический прогресс;

4) распределяют  доходы;

5) обеспечивают  содержание государственного аппарата (фискальная функция).1 

         В РФ система налогообложения  прошла несколько этапов своего  развития.

         Первый этап (1992-1998 гг.) - это период ее «запуска» и становления на основе принятия в декабре 1991 г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловливали нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых налогов. К числу серьезных недостатков системы налогообложения  относилось использование начисляемых в зависимости от выручки предприятий «оборотных» налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных нормативных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

         Система налогообложения этого  периода имела ярко выраженный  фискальный характер, что обусловливало  постоянный рост налоговой нагрузки  на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Система налогообложения все в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.

         Второй этап становления системы налогообложения в РФ связан с вступлением в действие с 1 января 1999 г. части первой («общей») и с 1 января 2001 г. части второй («специальной») Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ является федеральным конституционным законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения. Появление кодекса означало комплексную и качественную перестройку налогообложения в РФ.

    Часть первая Налогового кодекса формирует  базовые моменты налогообложения в РФ: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения налогов и сборов, принципы их деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие статьи части первой Налогового кодекса характеризуют участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых нарушений и применяемые санкции.

         Часть вторая Налогового кодекса  фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых «расписывает» порядок исчисления и взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения в РФ. В 2005 г. планируется завершить работу над частью второй Налогового кодекса. После завершения работы над частью второй Налогового кодекса РФ, с 2006 г. планируется «период налоговой стабильности», в течение которого законодательство о налогах и сборах существенно меняться не будет.2

          В Налоговом кодексе РФ впервые  законодательно закреплены принципы, на которых строится система налогообложения в РФ.  Этому вопросу посвящен следующий раздел данной работы.

1.2. Принципы организации  налоговой системы

  

         Налоговая политика государства   представляет собой совокупность  мероприятий по установлению налогов и сборов и  принятие мер по их собираемости.  Рассмотрим базовые, основополагающие принципы налоговой политики. 

         1. Всеобщность и равенство налогообложения,  обязанность каждого лица уплачивать  законно установленные налоги. Данный принцип является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

         Обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  распространяется на всех лиц,  признаваемых налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах плательщиками. Эта общая норма применительно к практике налогообложения конкретизируется в ст. 23 Налогового кодекса как обязанность налогоплательщика "уплачивать законно установленные налоги", т.е. только те, которые предусмотрены налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного кодексом. В противном случае налогоплательщик в соответствии со ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" вправе "не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц".3

         2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационного характера  и различно применяться, исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированных ставок налогов  и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данное ограничение соответствует закрепленным в Конституции РФ принципам равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности (ст. 8) и равенства прав и обязанностей иностранцев, лиц без гражданства и российских граждан (ст. 62).

    3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание. Они  не могут быть произвольными.  Это означает, что законно установленный  налог в обязательном порядке имеет экономический смысл и реальное основание для взимания в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения имущества, прироста его стоимости и т. д.Практическое значение этого принципа состоит в том, что он законодательно ограничивает потребность государства в денежных ресурсах, его стремление вводить новые налоги для пополнения казны.

    4. Не допускается установление  налогов и сборов, ограничивающих  или препятствующих законной  деятельности налогоплательщиков, нарушающих единое экономическое пространство РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно препятствуют свободному перемещению по территории РФ товаров, работ, услуг и капиталов. Это вытекает из норм Конституции РФ, которая гарантирует единое экономическое пространство страны и не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 и 74).

    5. Федеральные налоги и сборы  могут устанавливаться, изменяться  или отменяться только путем  внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    Из  данного принципа системы налогообложения  вытекает важнейший практический вывод: не законным, а следовательно не подлежащим уплате, должен признаваться любой налог, введенный нормативным актом законодательной власти субъекта РФ и представительным органом местного самоуправления, если он не предусмотрен Налоговым кодексом. Данный принцип определяет также место правовых актов исполнительных органов власти в налоговых отношениях издание ими нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается, изданные имеют силу только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов. В противном случае налог не считается законно установленным, а плательщик получает право его не платить.

    6. Особое место среди принципов  современной системы налогообложения  в РФ занимает норма, в соответствии с которой все неустраненные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика («презумпция невиновности»). Важно отметить, что правильность «толкования» устанавливается в судебном порядке.

    Из  данной нормы вытекает важнейший  момент для практики налогообложения. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию  обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Второй момент заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.4

         Законодательно установленные принципы  налогообложения в РФ определяют структуру и содержание собственно налоговой системы. Она имеет три уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых представлен одноименной группой налогов, установление и введение которых является налоговой компетенцией органа власти соответствующего уровня.

1.3 Виды налогов

     Новая налоговая система Российской Федерации  включает 4 группы налогов:

     1. Федеральные налоги и сборы,  определяемые законодательством  РФ;

     2. Республиканские налоги и сборы  республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

     3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые  местными органами государственной  власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

Информация о работе Налоги и налогообложение