Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:27, курс лекций
Сумма налога исчисляется как про изведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют налог самостоятельно и кроме того исчисляют суммы авансовых платежей по налогу. Физические лица не являющиеся индивидуальными предпринимателями получают от налогового органа письменное уведомление об уплате налога.
Раздел 1.
Налоги и налоговая система РФ в условиях рыночной экономики.
Тема 1. Сущность и функции налогов, их классификация.
План: 1. Экономическая сущность налогов, их назначение и роль.
2. Элементы налогов.
3. Функции налогов.
4. Налоговая политика государства, основные направления её реализации.
5. Налоговый кодекс России в системе налоговых отношений.
6. Классификация налогов.
В -1. Возникновение налогов обычно связывают с возникновением государства. Их главное предназначение изначально заключалось в формировании материальной базой (фондов финансовых резервов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной.
Налог, как экономическая категория выражает денежные обращения между государством, с одной стороны, и физическим и юридическим лицом с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждение часть стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и финансист А. Смит. в 1776г. Издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов»
НК ч.1. ст.8.
Под НАЛОГОМ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под СБОРОМ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определённых прав или выдачу лицензий.
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками являются:
Назначение
налогов – регулирование экономических
отношений и финансовое обеспечение бюджетной
системы.
Налоги являются
основным источником доходов государственного
бюджета. Примерно 80% доходной части
бюджета формируются за счёт налогов.
С помощью налогов происходит регулирование отдельных отраслей производства.
Страна нуждается
в определённых лекарственных средствах.
Чтобы стимулировать их производство государство вводит льготы по налогам для предприятий, выпускающие эти препараты–тогда производителям выгодно вкладывать деньги в развитие этой отрасли.
Если препарат производится только за рубежом, то для снижения их стоимости можно снять таможенные пошлины на ввоз - это сделает выгодным их импорт.
В -2. Налог считается установленным в том случае, когда определены все его элементы: субъект, объект, единица обложения, налоговая база, налоговый период, ставка, льготы и налоговый оклад.
ст. 19. Субъект налога - налогоплательщик – это лицо (юридическое или физическое), на которое, по закону, возложена обязанность, платить налог.
ст. 38. Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению (прибыль, добавленная стоимость, имущество).
Единица обложения представляет собой определённую количественную меру измерения объекта обложения. Она может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объём товара и т.д.).
Единица обложения по земельному налогу – гектар,
По налогу на доходы физических лиц – рубль.
ст. 53. Налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую
или др. характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база
может отличаться от объекта налога.
ст. 55. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
ст. 53. Налоговая ставка
представляет собой величину налога на
единицу измерения налоговой базы.
В зависимости
от объекта налогообложения
Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.
Процентные устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть:
- пропорциональными;
- прогрессивными;
- регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Напр.: Ставка налога на прибыль – 20%.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается их размер.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. Напр.: Единый социальный налог.
ст. 56. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Виды налоговых льгот:
- необлагаемый
минимум – наименьшая часть
объекта налогообложения,
- вычеты из облагаемого дохода;
- уменьшение
ставки налога вплоть до устано
Напр.: по НДС;
- скидки с исчисленной суммы налогов.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога,
уплачиваемую налогоплательщиком с одного
объекта обложения.
Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами:
- у источника получения дохода;
- по декларации;
- по кадастру.
Взимание налога «у источника»
осуществляется в основном при обложении
налогом доходов лиц наёмного труда.
Взимание налога «по декларации»
представляет собой изъятие части
дохода после его получения.
Кадастровый метод предлагает
использование кадастра.
В –3. Экономическая сущность налога проявляется через его функции.
В современных условиях налоги выполняют следующие функции:
- фискальную;
- распределительную;
- стимулирующую;
- контрольную.
Фискальная функция является основной
функцией налога.
Она заключается в изъятии
части доходов предприятий и граждан для
создания материальных условий функционирования
государства и выполнения им собственных
функций - обороны и защиты правопорядка,
решение социальных, природоохранительных
и др. задач.
Стимулирующая функция означает, что с помощью налогов, их ставок, льгот и санкций государства влияет на развитие экономики и отдельных её отраслей. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определённых производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
Контрольная функция проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за выполнением (действенностью) производимой экономической политики государства.
В -4. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны.
Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогам.
Государство проводит налоговую политику, используя следующие методы:
Это делается с целью получения как можно больше финансовых ресурсов.
В этом случае государство ослабляет налоговый пресс с целью обеспечения расширения капитала и стимулирования инвестиционной активности.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику.
В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, введение или отмена налоговых льгот, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и др.
В современных условиях политика осуществляется для достижения следующих целей:
- участие государства в регулировании экономики;
- обеспечение
потребностей всех уровней
- обеспечение
государственной политики
В -5. Налоговая система РФ формировалась в основном в 1991 -92 гг. Важной задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности, предсказуемости налогового законодательства и упрощения налоговой системы.
В 1998 г. принята с 1.01.1999 г. вступила в действие первая общая часть НК РФ.
Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы России, включающие перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Изменения налоговой системы, предусмотрены и направлены на решение следующих задач:
- построение справедливой, стабильности, понятной и единой налоговой системы;
- создание рациональной
налоговой системы,
- формирование
единой налоговой правовой
С принятием НК часть налогов отменена, часть объединена. Вместе с тем появились и новые налоги, изменилось распределение налогов на федеральные и региональные.
В НК изменена процедура
уплаты налогов и установлен чёткий
порядок изменения срока
В НК чётко регламентированы
правила налоговых проверок и
чётко прописана система
Действующее налоговое законодательство предусматривает большое количество льгот практически по всем основным налогам.
С 1.01.2001 г. вступила в действие 2 часть НК РФ., в которой определены главы:
- НДС;
- акцизы;
- налог на доход физических лиц;
- единый социальный
налог (взнос), по которому установлена регрес
- налог на прибыль организаций и др.
В -6. Налоги классифицируются по следующим признакам:
- налог на имущество;
- ресурсные налоги (земельный, водный, на недра);
- налог на доходы и прибыль;
- налог на действия (обороны, услуги, фин. операции) и пр.
- прямые;
- косвенные.( акциз. НДС, таможенная пошлина)
Прямые устанавливаются непосредственно на доход, зарплату, имущество (Напр.: налог на прибыль, налог на имущество предприятия).
Информация о работе Налоги и налоговая система РФ в условиях рыночной экономики