Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:13, реферат
Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. И если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели не только денежную форму, но и распределительную или, иначе говоря, социальную функцию. Самого начала налог был сбором за счет, которого более «сильный» становился богаче за счет слабого. Правда, это налогом то назвать нельзя, простой грабеж. Но со временем часть изымаемых денег начала направляться на создание и улучшение общественных благ. И сейчас социальная функция налога является одной из самых значимых.
Введение 2
Налоги 4
Сущность налогов: понятие, виды 4
Принципы налогообложения 6
Функции налога 7
Система налогообложения в РФ 8
Налоги и налоговая справедливость 10
Налоговая справедливость (суть) 10
Налог на справедливость 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Оглавление
Введение 2
Налоги 4
Сущность налогов: понятие, виды 4
Принципы налогообложения 6
Функции налога 7
Система налогообложения в РФ 8
Налоги и налоговая справедливость 10
Налоговая справедливость (суть) 10
Налог на справедливость 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16
В начале своей работы хотелось бы уделить немного времени и места одному небольшому, но довольно существенному для меня вопросу – «Почему я выбрал эту тему?». Мне кажется, что работая над любым рефератом по налогам, каждый думающий и интересующийся человек в тот или иной момент задаст себе вопрос – «А что такое налог? А почему его взимают? Справедливо ли это?». А ведь действительно, мы родились в мире, который уже имеет свою устоявшуюся систему, и налоги часть этой системы. Многие даже не задумываются, почему так происходит. Кто-то может поворчать, что вон, мол, деньги собирают, а ничего путного не делается, но на этом все, стоп. Мне кажется, что порассуждать на эту тему не только интересно и занимательно, но и полезно.
Так вот ответ на вопрос «почему» прост – потому, что именно эта тема является краеугольным камнем всех остальных, она интересна и, что немаловажно, пришлась мне по душе.
Итак, в данной работе я хочу изложить свои мысли касательно вопроса справедливости, а также поговорить о налоге в целом и его отличительных чертах. Хочу отметить, что выбор данной темы также обусловлен желанием закрепить и углубить теоретические знания, полученные в ходе обучения и возможностью развить навыки самостоятельного подбора информации. Считаю, что эффективность данного мероприятия очевидна, потому что опыт, полученный в результате данной работы, безусловно, является существенным конкурентным преимуществом при дальнейшем трудоустройстве.
Надеюсь, я смог достаточно ясно разъяснить свою позицию и сейчас считаю необходимым начать с изложения базовой информации. После этого я закончу свое введение и перейду к основной части работы.
Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. И если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели не только денежную форму, но и распределительную или, иначе говоря, социальную функцию. Самого начала налог был сбором за счет, которого более «сильный» становился богаче за счет слабого. Правда, это налогом то назвать нельзя, простой грабеж. Но со временем часть изымаемых денег начала направляться на создание и улучшение общественных благ. И сейчас социальная функция налога является одной из самых значимых.
Однако существуют и другие функции налогов, которые будут рассмотрены подробнее далее. А сейчас хочу лишь отметить, что государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого, по сути, и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и так далее. Этот список можно продолжать до бесконечности, и звучит он поистине замечательно, но проблема в том, что не всегда деньги в нужное время и в нужном объеме доходят туда, где в них действительно нуждаются. Это может происходить по разным причинам, но мы знаем, что нужно совсем чуть-чуть, чтобы почувствовать несправедливость и обман. Мне кажется, нет такой государственной системы, в которой все были бы довольны. Но вот встает вопрос – где та грань довольства? Сколько процентов населения должно чувствовать себя довольными?
Напоследок, хочется отметить простую мысль о том, что хотя налогообложение в стране чаще вызывает возмущение, чем одобрение общества, без него не способно существовать ни одно государство.
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»1.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней организации и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований2.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Скорее всего, унифицировать налоги и тем самым уменьшить их количество не получится. Это связано с тем, что людям психологически легче платить постепенно и небольшими частями. Но при таком большом разнообразии налогов необходимо иметь хорошо организованную систему, которой, к сожалению, в России пока нет.
По механизму формирования налоги подразделяются на 2 вида - прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, к которым относятся подоходный налог и налог на добавленную прибыль, поимущественные налоги, в том числе на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги), таможенные пошлины. Они полностью переносятся на цену товара, работы или услуги.
Различия в налогах также зависит от характера облагаемых доходов и расходов, от того, кто их взимает и в какой бюджет они поступают, какое целевое назначение имеют.
Виды налогов
различаются также в
Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
Пропорциональные налоги - налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода.
В основе определения
налога лежит представление о
договорном происхождении государства.
Шотландский экономист и
- принцип справедливости - каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. По мнению А. Смита, «не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше»;
- принцип определенности - необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. Неопределенность налогообложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и продуктивностью;
- принцип удобности - налог должен быть незаметным для плательщика, т.е. должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом;
- принцип экономии - расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Для того чтобы
вникнуть в суть налоговых платежей,
важно определить основные принципы
системы налогообложения. Как правило,
они едины для системы
- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.
- необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
- обязательность уплаты налогов.
- система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
- налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и тем самым служить эффективным инструментом государственной экономической политики.
Рассматривая
функции налогообложения, я думаю,
что на первое место нужно поставить регулиру
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных и товарно-денежных отношений;
- регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующем в обществе, является закон стоимости.
Другая функция - это стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Следующая функция – распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ. И, конечно же, распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.
И последняя функция - это фискальная. Изъятие части доходов организаций и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры-библиотеки, архивы и т.п.) либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).
Налоговым кодексом
Российской Федерации введена
Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень - налоги республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень - местные налоги. Налоги городов, районов, поселков. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
К числу федеральных
относятся: налог на добавленную
стоимость, налог на прибыль организаций,
акцизы, налог на доход физических
лиц, налог на добычу полезных ископаемых,
водный налог, сборы за пользование
объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических
ресурсов, государственная пошлина.
Эти налоги создают основу финансовой
базы государства. Наибольшие доходы региональным
бюджетам приносят налог на имущество
организаций, налог на игорный бизнес,
транспортный налог. Это соответствует
мировой практике с той разницей,
что в большинстве стран не
делаются различия между налогом
на имущество организаций и