Налоги как основной источник доходов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
-проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;
-выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….…3
1. Доходы государства………………………………………………………………5
1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства……..5
1.2 Структура налоговых доходов государства……………………………............9
2. Налоговая система в период мирового кризиса…...…………………………..16
2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику………………..…....16
2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….…….…..20
2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики……………….23
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………….…..30

Файлы: 1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Основными источниками  поступлений налоговых доходов 2005 году стали (млрд. руб.):

-НДС- 1025,66;

-НДПИ-908,73;

-Налога на прибыль-1353,78;

-ЕСН-267,51;

-Акцизов-236,15.

Если анализировать  доходы нашей бюджетной системы  с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления1.

Доля налоговых доходов (в %):

2000г. - 88,3; 2001г. – 81,3; 2002г. – 75,8;

2003г. – 74,5; 2004г. –  83,7; 2005г. – 86,4.(см. диаграмма 1)

Диаграмма 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику

Как видно из диаграммы  доля налоговых доходов в консолидированном  бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается тенденция  ее незначительного понижения. В  определенной степени это может  являться результатом проводимой налоговой  реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.[9]

В различных странах  основную часть доходов бюджета  составляют именно налоги: в США  они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.

В России доля налогов, примерно, соответствует жировым показателям: в 2000г. она составляла более 88%, в 2001г. – около 82%, а если взять 2005г., то более 86%.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его  расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Однако, наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

Но также налоги действуют  и на экономику в целом. Причем иногда, они оказывают угнетающее воздействие. К примеру, у предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств  для инвестиций, модернизации, адаптации  к условиям рынка.

Формирование рыночных отношений в России привели к  необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался  опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована, прежде всего, на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов  по их видам вызвана тем, что грамотная  оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, рассмотрим именно налоговые доходы федерального бюджета и нормативы их зачислений:

-Налог на прибыль  организаций (в зависимости от  организации и соглашений) – от 20% до 100%;

-НДС – 100%;

-Акцизы на различные  виды спирта – 50%, 100%;

-Акцизы на табачную продукцию – 100%;

-Акцизы на автомобильный  бензин, дизельное топливо и т.д.  – 40%;

-Акцизы на автомобили  легковые и мотоциклы – 100%;

-Акцизы по подакцизным  товарам и продукции – 100%;

-НДПИ (в зависимости  от вида полезного ископаемого  и зоны добычи) - 40%, 95%, 100%;

-Сбор за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (в зависимости от принадлежности) – 70% и 100%;

-ЕСН – 100%;

-Государственная пошлина  – 100%.

Диаграмма 2.Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2004 года (%)

 

Налог на прибыль вырос  с 161,6 на 346,1 млрд.руб.

ЕСН снизился с 328,5 до 235,8 млрд. руб.

НДС изменился с 232,3 до 403,3 млрд. руб.

Акцизы на нефть увеличились с 35,2 до 42,3 млрд. руб.

НДПИ поднялся с 759,2 до 775,5 млрд. руб. (См. диаграмму 2)

Диаграмма 3.Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2005 года (%).

Значительная часть налоговых поступлений в 2004-2005гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость, НДПИ, налога на прибыль организаций, ЕСН и акцизов.

Доходы федерального бюджета на 2004 год утверждены на уровне 3273,84 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.

Анализ показывает, что  налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила  более 79,8% , это на 1,7% выше показателя предыдущего года.[10]

Такой небольшой рост объясняется снижением налоговой  нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической  коньюктуры. Показателем налогового бремени может служить доля налоговых  доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2004 году она сокращается до 24,2%.(См. диаграмму 3).

Если пронаблюдать роль акцизов, то у нас получится следующее:

-2004 год - 109,74 млрд. рублей;

-2005 год – 83,95 млрд. рулей.

Из этих данных видно, что уровень поступления сумм за акцизы снижается. Хотя, если взять конкретно акцизы за нефтепродукты, то эти поступления наоборот выросли на 16,9% и составили 42,3 млрд. рублей. Анализ указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, было бы целесообразней оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете. Но, несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля над деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.[7]

 

 

 

 

 

2. Налоговая система  в период мирового кризиса

 

2.1 Влияние финансового  кризиса на налоговую политику

 

Целый ряд принятых в  срочном порядке изменений направлен  на совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость, а также его исчисления и уплаты. Так, компании получили право неуплаты в бюджет НДС за строительно-монтажные работы, выполненные для собственного потребления. Соответствующее положение внесено в подпункт 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. Уточнен и порядок обоснования нулевой ставки экспортного НДС. Для подтверждения обоснованности таковой участникам ВЭД разрешается представлять в налоговые органы не сами таможенные декларации или их копии, а специальный реестр деклараций, заверенный сотрудниками таможни. Должны заметно сократиться сроки возврата НДС. Согласно одобренному парламентариями законопроекту, инспекторы смогут выносить два самостоятельных решения по возмещению этого налога: одно, положительное, — в отношении суммы, которая не вызывает споров; другое, отказное — касательно той части НДС, которая кажется ревизорам сомнительной.

Прежде чем заморозить их, теперь налоговики будут обязаны  уведомить о принятом решении  прокурора. Авторы поправок отмечают, что до сих пор представители инспекций ФНС нередко излишне вольно пользовались правом на приостановку операций по счетам компаний. К тому же, вопреки положениям Налогового кодекса, нередко замораживались все средства провинившегося налогоплательщика, в то время как законодательство позволяет ограничивать операции в пределах суммы налоговой задолженности. Появилась в Налоговом кодексе и новая статья, которая позволяет фирмам и ПБОЮЛ получить отсрочку или рассрочку на срок до пяти лет по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

 

Правом предоставлять  такую возможность, согласно статье 64.1 Налогового кодекса, наделен до конца 2009 года министр финансов. Отсрочка или рассрочка, предусмотренная  абзацем 1 пункта 1 названной статьи, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.[8]

Чтобы отодвинуть срок перечисления в бюджет причитающихся сумм, компания должна будет обратиться к главе Министерства финансов Алексею Кудрину с заявлением. К данному документу следует приложить справку ИФНС о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; предполагаемый график погашения задолженности; документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности; письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации. Копию заявления необходимо будет направить в налоговую инспекцию по месту учета фирмы. На принятие положительного или отрицательного решения Минфину отведен месяц со дня получения заявления. Однако стоит иметь в виду, что на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, будут начисляться проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Значительным корректировкам подверглись и положения, посвященные  налогу на прибыль. Например, ежемесячные  авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие уплате за IV квартал 2008 года, компании и индивидуальные предприниматели вправе исчислять исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата аванса. При этом в новой редакции статьи 27.1 НК отмечается, что сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, следует определять с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансового платежа за IV квартал — 28 ноября.

Стоит иметь в виду, что изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль  должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, которые решили воспользоваться предусмотренным настоящей статьей правом, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная величина авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Таким образом, налогоплательщикам дана единовременная возможность «перескочить»  с одного режима на другой и уплачивать авансы по фактической прибыли. Пересмотрели депутаты с подачи премьер-министра Владимира Путина и ставку налога на прибыль. За счет уменьшения федеральной части налога с 6,5 до 2,5 процента она составит 20 процентов. Региональная составляющая осталась на прежнем уровне — 17,5 процента.

Снижение налоговой  нагрузки — оптимальная основа для  резкого повышения предпринимательской  активности в стране. Таким образом, государство дает производителям возможность  максимально эффективно использовать свои активы в условиях финансового кризиса, — подчеркнул, оценивая принятые поправки, представитель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук.

Парламентарий также  отметил, что существенное значение для реального сектора российской экономики имеет инициатива премьер-министра, который предложил дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль на 10 процентов — до 5 процентов.[10]

Благодаря этой мере субъекты Российской Федерации смогут поддержать малый и средний бизнес, защитить экономически активных граждан, предоставить им дополнительные финансовые преференции. Тем самым стабилизационные шаги будут осуществляться не только на федеральном, но и на региональном уровне, что даст ощутимый интеграционный эффект, значительно повышающий результативность предпринятых мер, — заявил представитель нижней палаты федерального собрания. Он напомнил, что в истории мировой экономики кризисы традиционно играли санитарную роль, устраняя изжившие себя, косные механизмы наращивания капитала, построенные на финансовых спекуляциях. В такие периоды выигрывает тот, кто умело распоряжается своими резервными ресурсами, направляя их на удовлетворение актуальных нужд реального сектора, — резюмировал Олег Валенчук. Поправки в Налоговый кодекс, одобренные недавно депутатами Госдумы, обойдутся государственной казне в весьма внушительную сумму. Так, по словам премьер-министра Владимира Путина, снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль на 4 процента лишит госбюджет более 400 миллиардов рублей, которые останутся работать в экономике. Что касается повышенной амортизационной премии, то на нее будет «потрачено» порядка 100-150 миллиардов рублей. Об этом сообщил министр финансов Алексей Кудрин.[9]

Информация о работе Налоги как основной источник доходов государства