Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
-проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;
-выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов
Введение………………………………………………………………………..….…3
1. Доходы государства………………………………………………………………5
1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства……..5
1.2 Структура налоговых доходов государства……………………………............9
2. Налоговая система в период мирового кризиса…...…………………………..16
2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику………………..…....16
2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….…….…..20
2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики……………….23
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы………………………………………….…..30
Основными источниками поступлений налоговых доходов 2005 году стали (млрд. руб.):
-НДС- 1025,66;
-НДПИ-908,73;
-Налога на прибыль-1353,78;
-ЕСН-267,51;
-Акцизов-236,15.
Если анализировать доходы нашей бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления1.
Доля налоговых доходов (в %):
2000г. - 88,3; 2001г. – 81,3; 2002г. – 75,8;
2003г. – 74,5; 2004г. – 83,7; 2005г. – 86,4.(см. диаграмма 1)
Диаграмма 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику
Как видно из диаграммы
доля налоговых доходов в
В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.
В России доля налогов, примерно, соответствует жировым показателям: в 2000г. она составляла более 88%, в 2001г. – около 82%, а если взять 2005г., то более 86%.
Налоги как основной
элемент доходов бюджета
Но также налоги действуют и на экономику в целом. Причем иногда, они оказывают угнетающее воздействие. К примеру, у предприятий, которые полностью платят налоги, не остается достаточных средств для инвестиций, модернизации, адаптации к условиям рынка.
Формирование рыночных
отношений в России привели к
необходимости серьезного реформирования
налоговой системы. При разработке
новой налоговой системы
Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована, прежде всего, на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.
Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по их видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному). Например, рассмотрим именно налоговые доходы федерального бюджета и нормативы их зачислений:
-Налог на прибыль организаций (в зависимости от организации и соглашений) – от 20% до 100%;
-НДС – 100%;
-Акцизы на различные виды спирта – 50%, 100%;
-Акцизы на табачную продукцию – 100%;
-Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. – 40%;
-Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы – 100%;
-Акцизы по подакцизным товарам и продукции – 100%;
-НДПИ (в зависимости от вида полезного ископаемого и зоны добычи) - 40%, 95%, 100%;
-Сбор за пользование
объектами водных
-ЕСН – 100%;
-Государственная пошлина – 100%.
Диаграмма 2.Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2004 года (%)
Налог на прибыль вырос с 161,6 на 346,1 млрд.руб.
ЕСН снизился с 328,5 до 235,8 млрд. руб.
НДС изменился с 232,3 до 403,3 млрд. руб.
Акцизы на нефть увеличились с 35,2 до 42,3 млрд. руб.
НДПИ поднялся с 759,2 до 775,5 млрд. руб. (См. диаграмму 2)
Диаграмма 3.Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2005 года (%).
Значительная часть налоговых поступлений в 2004-2005гг. была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость, НДПИ, налога на прибыль организаций, ЕСН и акцизов.
Доходы федерального бюджета на 2004 год утверждены на уровне 3273,84 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16130 млрд. руб. и уровня инфляции 10%.
Анализ показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2004 году составила более 79,8% , это на 1,7% выше показателя предыдущего года.[10]
Такой небольшой рост
объясняется снижением
Если пронаблюдать роль акцизов, то у нас получится следующее:
-2004 год - 109,74 млрд. рублей;
-2005 год – 83,95 млрд. рулей.
Из этих данных видно, что уровень поступления сумм за акцизы снижается. Хотя, если взять конкретно акцизы за нефтепродукты, то эти поступления наоборот выросли на 16,9% и составили 42,3 млрд. рублей. Анализ указывает на резкое сокращение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, было бы целесообразней оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете. Но, несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля над деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.[7]
2. Налоговая система в период мирового кризиса
2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику
Целый ряд принятых в
срочном порядке изменений
Прежде чем заморозить их, теперь налоговики будут обязаны уведомить о принятом решении прокурора. Авторы поправок отмечают, что до сих пор представители инспекций ФНС нередко излишне вольно пользовались правом на приостановку операций по счетам компаний. К тому же, вопреки положениям Налогового кодекса, нередко замораживались все средства провинившегося налогоплательщика, в то время как законодательство позволяет ограничивать операции в пределах суммы налоговой задолженности. Появилась в Налоговом кодексе и новая статья, которая позволяет фирмам и ПБОЮЛ получить отсрочку или рассрочку на срок до пяти лет по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Правом предоставлять такую возможность, согласно статье 64.1 Налогового кодекса, наделен до конца 2009 года министр финансов. Отсрочка или рассрочка, предусмотренная абзацем 1 пункта 1 названной статьи, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.[8]
Чтобы отодвинуть срок перечисления в бюджет причитающихся сумм, компания должна будет обратиться к главе Министерства финансов Алексею Кудрину с заявлением. К данному документу следует приложить справку ИФНС о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; предполагаемый график погашения задолженности; документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности; письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации. Копию заявления необходимо будет направить в налоговую инспекцию по месту учета фирмы. На принятие положительного или отрицательного решения Минфину отведен месяц со дня получения заявления. Однако стоит иметь в виду, что на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, будут начисляться проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Значительным корректировкам подверглись и положения, посвященные налогу на прибыль. Например, ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие уплате за IV квартал 2008 года, компании и индивидуальные предприниматели вправе исчислять исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата аванса. При этом в новой редакции статьи 27.1 НК отмечается, что сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, следует определять с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансового платежа за IV квартал — 28 ноября.
Стоит иметь в виду,
что изменение порядка
Таким образом, налогоплательщикам дана единовременная возможность «перескочить» с одного режима на другой и уплачивать авансы по фактической прибыли. Пересмотрели депутаты с подачи премьер-министра Владимира Путина и ставку налога на прибыль. За счет уменьшения федеральной части налога с 6,5 до 2,5 процента она составит 20 процентов. Региональная составляющая осталась на прежнем уровне — 17,5 процента.
Снижение налоговой
нагрузки — оптимальная основа для
резкого повышения
Парламентарий также
отметил, что существенное значение
для реального сектора
Благодаря этой мере субъекты Российской Федерации смогут поддержать малый и средний бизнес, защитить экономически активных граждан, предоставить им дополнительные финансовые преференции. Тем самым стабилизационные шаги будут осуществляться не только на федеральном, но и на региональном уровне, что даст ощутимый интеграционный эффект, значительно повышающий результативность предпринятых мер, — заявил представитель нижней палаты федерального собрания. Он напомнил, что в истории мировой экономики кризисы традиционно играли санитарную роль, устраняя изжившие себя, косные механизмы наращивания капитала, построенные на финансовых спекуляциях. В такие периоды выигрывает тот, кто умело распоряжается своими резервными ресурсами, направляя их на удовлетворение актуальных нужд реального сектора, — резюмировал Олег Валенчук. Поправки в Налоговый кодекс, одобренные недавно депутатами Госдумы, обойдутся государственной казне в весьма внушительную сумму. Так, по словам премьер-министра Владимира Путина, снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль на 4 процента лишит госбюджет более 400 миллиардов рублей, которые останутся работать в экономике. Что касается повышенной амортизационной премии, то на нее будет «потрачено» порядка 100-150 миллиардов рублей. Об этом сообщил министр финансов Алексей Кудрин.[9]
Информация о работе Налоги как основной источник доходов государства