Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:45, дипломная работа

Описание работы

Изменения в отечественной налоговой системе в последнее десятилетие ХХ в. и в первые годы века ХХI были обусловлены глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, экономике и структуре государственных финансов страны.
С началом развития рыночных отношений в 1991-1992 гг. возникла необходимость создания налоговой системы, адекватной новым условиях хозяйствования. На решение этой задачи был направлен Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 История возникновения НДФЛ, его сущность
1.2 Налогоплательщики
1.3 Объект налогообложения
1.4 Налоговая база и особенности ее определения по отдельным видам дохода
1.5 Льготы по налогу на доходы физических лиц
1.6 Налоговые вычеты
1.7 Налоговые ставки
1.8 Порядок исчисления НДФЛ
ГЛАВА 2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
2.1 История возникновения ЕСН, его сущность
2.2 Предпосылки и необходимость образования внебюджетных фондов
2.3 Налогоплательщики ЕСН
2.4 Объект налогообложения
2.5 Налоговая база
2.6 Налоговые льготы
2.7 Налоговые и отчетные периоды
2.8 Ставки налога
2.9 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАЛОГОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НА ПРИМЕРЕ
ЗАО «ЗАРЯ»
3.1 Расчет налога на доходы физических лиц
3.2 Расчет единого социального налога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

НДФЛ.doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Профессиональный институт управления

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Налоги на доходы физических лиц»

 

 

 

Студента-дипломника

Лынова Евгения Николаевича

Научный руководитель:

д.э.н., профессор Горяев И.П.

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Налог на доходы физических лиц

1.1 История возникновения НДФЛ, его сущность

1.2 Налогоплательщики

1.3 Объект налогообложения

1.4 Налоговая база и особенности ее определения по отдельным видам дохода

1.5 Льготы по налогу на доходы физических лиц

1.6 Налоговые вычеты

1.7 Налоговые ставки

1.8 Порядок исчисления НДФЛ

Глава 2. Единый социальный налог

2.1 История возникновения ЕСН, его сущность

2.2 Предпосылки и необходимость образования внебюджетных фондов

2.3 Налогоплательщики ЕСН

2.4 Объект налогообложения

2.5 Налоговая база

2.6 Налоговые льготы

2.7 Налоговые и отчетные периоды

2.8 Ставки налога

2.9 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога

Глава 3. Расчет налогов по заработной плате на примере

заО «Заря»

3.1 Расчет налога на доходы физических лиц

3.2 Расчет единого социального налога

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

 

Изменения в отечественной налоговой системе в последнее десятилетие ХХ в. и в первые годы века ХХI были обусловлены глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, экономике и структуре государственных финансов страны.

С началом развития рыночных отношений в 1991-1992 гг. возникла необходимость создания налоговой системы, адекватной новым условиях хозяйствования. На решение этой задачи был направлен Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ». Законодательно было установлено, что объектами налогообложения являются прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и другие объекты. Косвенные налоги эволюционировали от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления (налогов с оборота; налог с продаж, введенный в 1991 г.) к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства посредством введения новых косвенных налогов - налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов.

Активное законотворчество в течение 1991─1992 гг. привело к тому, что на начало 1993 г. налоговая система России была представлена совокупностью более 40 налогов и сборов. Существовало также 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формировалась за счет целевых отчислений. На протяжении 90-х гг. российская налоговая система продолжала трансформироваться, приспосабливаться к ее новым условиям хозяйствования за счет включения в нее нового или модификаций действующего налога, способного, по мнению реформаторов, достаточно быстро пополнить доходы бюджета. Однако такая политика на деле реальных положительных результатов. Как показала практика, за период 1995-1999 гг. произошло существенное снижение эффективности налогового администрирования, нашедшее реальное отражение в приросте недоимки налоговых сборов в процентах к ВВП, который составил по федеральному бюджету в 1996 г. 1997 г. 1,3, - в 1998 г.-2,1, в 1999 г. - 0,9, а по консолидированному бюджету соответственно ─ 3,0, 2,4, 2,9, 0,7 %.

В результате к 2000 г. в России сложилось трехуровневая налоговая система, имеющая преимущественно фискальный характер и практически не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе, стимулирование развития отечественного производства и поощрения инвестиционной активности производителей.

Практика 90-х гг. показала бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство на основе копирования западных образцов. Стало очевидно, что задача создания оптимальной налоговой системы, способной сбалансировать интересы государства и налогоплательщиков, может быть решена только путем формирования единого согласованного Налогового кодекса и дополнения его законодательным инструментарием внесения сбалансированных поправок по мере возникновения необходимых для этого предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать снижение налоговой нагрузки и решение вопроса ликвидации барьеров, препятствующих развитию бизнеса, большую прозрачность налогоплательщиков для государства, а также улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Было принято решение о проведении налоговой реформы в несколько этапов, причем значительную часть преобразований предусматривалось реализовать в 2001-2003 и 2004-2005 гг. Однако некоторые мероприятия, носящие концептуальный характер, из-за невозможности оформления в виде законодательных инициатив, в частности вследствие неопределенности будущей экономической динамики, должны быть сформулированы и реализованы по мере создания соответствующих условий.

07 декабря 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон "О подоходном налоге с физических лиц". За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз. На сегодняшний день налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) регулируется Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

С 1 января 2001 года вместо взимавшихся ранее на территории Российской Федерации страховых взносов в государственные внебюджетные фонды был введен единый социальный налог (далее - ЕСН), правовое регулирование которого осуществляется главой 24 НК РФ.

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. Фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды позволяют оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; за счет внебюджетных фондов оказывается медицинская помощь населению.

В декабре 2001 года были приняты два важных закона относительно пенсионной реформы. Постановлением Правительства РФ была разработана концепция реформы пенсионного обеспечения.

Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Целью дипломной работы является детальное изучение налогов, начисляемых на заработную плату – Налога на доходы физических лиц и Единого социального налога, раскрытие их экономической функции.

Задачами дипломной работы являются:

– рассмотрение экономической функции НДФЛ и ЕСН;

– рассмотреть порядок формирования налоговой базы и порядок исчисления НДФЛ и ЕСН.

Объектом исследования является ЗАО «ЗАРЯ».

 


Глава 1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

1.1  История возникновения налога на доходы физических лиц. Его сущность

 

НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX начала XX в. (Пруссия – с 1891 г., Франция – с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода - эти и другие факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает - 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале, налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, а также ст. З и подп. I п. 1 главы. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц