Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:45, дипломная работа
Изменения в отечественной налоговой системе в последнее десятилетие ХХ в. и в первые годы века ХХI были обусловлены глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, экономике и структуре государственных финансов страны.
С началом развития рыночных отношений в 1991-1992 гг. возникла необходимость создания налоговой системы, адекватной новым условиях хозяйствования. На решение этой задачи был направлен Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 История возникновения НДФЛ, его сущность
1.2 Налогоплательщики
1.3 Объект налогообложения
1.4 Налоговая база и особенности ее определения по отдельным видам дохода
1.5 Льготы по налогу на доходы физических лиц
1.6 Налоговые вычеты
1.7 Налоговые ставки
1.8 Порядок исчисления НДФЛ
ГЛАВА 2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
2.1 История возникновения ЕСН, его сущность
2.2 Предпосылки и необходимость образования внебюджетных фондов
2.3 Налогоплательщики ЕСН
2.4 Объект налогообложения
2.5 Налоговая база
2.6 Налоговые льготы
2.7 Налоговые и отчетные периоды
2.8 Ставки налога
2.9 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога
ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НАЛОГОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ НА ПРИМЕРЕ
ЗАО «ЗАРЯ»
3.1 Расчет налога на доходы физических лиц
3.2 Расчет единого социального налога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Систему налогов и сборов в Российской Федерации регулирует Налоговый Кодекс (далее НК РФ).
Налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам (ст.13 НК РФ)
Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным, когда определены элементы налогообложения, а именно:
– налогоплательщик
1.2 Налогоплательщики
Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников, расположенных в РФ.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Для того, чтобы физическое лицо стало налоговым резидентом РФ, ему необходимо находиться на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами РФ не являются.
В соответствии с первой частью НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после даты прибытия в РФ.
Российские граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, предусматривающих продолжительность работы в РФ текущем календарном году свыше 183 дней, считается налоговым резидентом с начала года. Но если работник увольняется до истечения 183 дней (до 2 июля), организация не может подтвердить факт его резиденства, следовательно, сумма налога будет взиматься по «нерезидентским» ставкам.
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в РФ, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий нерезидент РФ должен представить подтверждение того, что они является налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключен договор об избежание двойного налогообложения. В противном случае его доходы, полученные от российских источников, будут облагаться налогом по ставке 30%.
1.3 Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
от источников в РФ и(или) от источников за пределами РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Источниками доходов физических лиц в РФ могут выступать российские организации и(или) иностранные организации в связи с деятельностью их постоянного представительства в РФ. Перечень таких доходов (ст. 208 НК РФ) является открытым и включает в себя следующие виды доходов:
дивиденды и проценты;
страховые выплаты при наступлении страхового случая;
доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
доходы от реализации недвижимого и иного имущества, находящегося на территории РФ и принадлежащего физическому лицу; акций или иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия в РФ;
пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством или от иностранной организации;
доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобили в связи с перевозками в РФ и(или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
доходы, полученные от использования любых трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и(или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Источник выплаты доходов физическим лицам за пределами РФ – иностранные организации. Перечень таких доходов также является открытым и включает в себя:
1. Дивиденды и проценты;
2. Страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3. Доходы от исполнения за пределами РФ авторских или иных прав;
4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
5. Доходы от реализации:
недвижимого и иного имущества, находящегося за пределами РФ;
за пределами РФ акций и иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций;
прав требования к иностранной организации.
6. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия за пределами РФ;
7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
8. Доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки).
Если невозможно однозначно отнести доходы к источнику в РФ или к источнику за ее пределами, то определение источника осуществляет Минфин России. Он же устанавливает долю указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.
Не признаются доходами для целей налогообложения доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключенных между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
1.4 Налоговая база и особенности ее определения по отдельным видам доходов
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:
1. российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ, от которых налогоплательщик получил доход;
2. предпринимателями без образования юридического лица;
3. частными нотариусами, частными охранниками и детективами;
4. физическими лицами, получившими вознаграждение от других физических лиц по договорам гражданско-правового характера;
5. физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, получающими доход от источников за пределами РФ;
6. физическими лицами, получающими другие доходы, когда при их получении не был удержан налог.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Кроме того, в налоговую базу включают права на распоряжения, которые у него возникают, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых установлена ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы дохода, подлежащих налогообложению, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю, на следующий налоговый период отрицательная разница между суммами вычетов и доходами, подлежащими обложению, не переносится.
Для доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, отличные от 13%, налоговая база определяется как сумма денежного выражения таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов.
Налоговый кодекс установил особенности определения налоговой базы при получении физическими лицами доходов в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, доходов от долевого участия в организации, доходов по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:
1. частичная или полная оплата за него организацией или индивидуальным предпринимателем товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2. полученные налогоплательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные на безвозмездной основе услуги;
3. оплата труда в натуральной форме.
При оплате труда работников в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной продукции по ценам, определяемым в соответствии со ст. 40 НК РФ. В стоимость таких товаров включаются НДС и акцизы. Сумма налога удерживается за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, но она не может превышать 50% суммы выплат.
Материальная выгода у налогоплательщика может возникнуть в случае заключения с организацией или индивидуальным предпринимателем договора займа (кредита). Налоговая база по налогу на доходы определяется как превышение суммы процентов за использование заемными средствами, исчисленной исходя из трех четвертей действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При этом ставка рефинансирования берется на дату получения заемных средств. Если заем выдается в иностранной валюте, то материальную выгоду нужно рассчитать как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды производится в день уплаты процентов по полученным займам, но не реже чем один раз в календарном году. Налог на доходы с суммы материальной выгоды по процентам взимается за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
Материальная выгода не возникает в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита либо договора о приобретении товаров в кредит или рассрочку.
Доход в виде материальной выгоды может быть получен налогоплательщиком и при приобретении им товаров (работ, услуг) у физических или юридических лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению в налогоплательщику. В этом случае налоговая база определяется как превышение цены идентичных товаров, реализуемых зависимым лицом на рынке, над ценой, по которой этот товар тем же лицом продан налогоплательщику.
При получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов на их приобретение. Фактическое получение дохода от приобретения ценных бумаг, т.е. объект налогообложения, признается по дате перехода права собственности на приобретенные ценные бумаги к физическому лицу-покупателю.
Порядок определения рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ.
Если физическое лицо приобрело обращающиеся ценные бумаги по цене ниже рыночной, определяемой с учетом предельной границы колебаний, налоговая база для целей исчислений налога на доходы определяется как разница между рыночной ценой таких бумаг, скорректированной с учетом предельной границы колебаний, и фактическими расходами физического лица на их приобретение.
Если физическое лицо приобретает ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, не имеющие рыночной котировки на дату их приобретения, и упомянутая сделка купли-продажи совершается на не противоречащих действующему законодательству условиях, предполагается, что цена, по которой приобретаются бумаги, соответствует рыночной цене. Доход физического лица в виде материальной выгоды в таком случае отсутствует.
Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения связаны прежде всего с тем, что в нее не включаются страховые выплаты в связи с наступлением следующих страховых случаев: