Налоги. Особенности фискальной политики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Тема фискальной политики и налогов на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
•раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
•рассмотреть основные виды и функции налогов;
•рассмотреть особенности фискальной политики в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Налоговая система и её функции……………………………………………..5
1.1. Сущность налогов…………………………………………………………...5
1.2. Виды налогов………………………………………………………………...7
1.3. Принципы налогообложения………………………………………………..9
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………..11
2. Фискальная политика государства………………………………………….13
2.1. Сущность фискальной политики…………………………………………..13
2.2. Виды фискальной политики………………………………………………..17
3. Направление и перспективы фискальной политики Р.Ф…………………...21
3.1. Проблемы фискальной политики и ее оптимизация……………………...21
3.2. Основные направления развития фискальной политики на 2011-2013 год………………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………....25
Список литературы……………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

моя первая курсовая по макроэкономике.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 Налоги.Особенности  фискальной политики в современной  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2011 год

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Налоговая система и её функции……………………………………………..5

1.1. Сущность налогов…………………………………………………………...5

1.2. Виды налогов………………………………………………………………...7

1.3. Принципы налогообложения………………………………………………..9

1.4. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………..11

2.  Фискальная политика государства………………………………………….13

2.1. Сущность фискальной политики…………………………………………..13

2.2. Виды фискальной политики………………………………………………..17

3. Направление и перспективы фискальной политики Р.Ф…………………...21

3.1. Проблемы фискальной политики и ее оптимизация……………………...21

3.2. Основные направления развития фискальной политики на 2011-2013 год………………………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………....25

Список литературы……………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Огромные  средства, взимаемые в виде налогов  и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Фискальная политика, в свою очередь, совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Поскольку осуществление  государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом.

Любое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и  непоследовательной.

Тема фискальной политики и налогов на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
  • рассмотреть основные виды и функции налогов;
  • рассмотреть особенности фискальной политики в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая система и её функции.

 

1.1. Сущность  налогов.

 

     Исторически  возникновение налогов относится  к периоду разделения общества  на социальные группы и появления  государства. Налоги представляют  собой один из основных методов  мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феода-лизме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

     В широком  смысле под налогом понимается  взимаемый на основе государственного  принуждения и не носящий характер  наказания или компенсации обязательный  безвозмездный платеж.

     В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

     Налоги  являются теми платежами, которые  осуществляются безвозмездно, т.е.  их уплата не устанавливает  каких-либо конкретных обязанностей  государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что  налоги – денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

 

1.2. Виды налогов

 

В России устанавливаются  и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

 По признаку переложимости  налоги распределены как прямые  и косвенные. 

Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

 По принадлежности  органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. Поэтому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

 В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

 Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

 В статьях 13-15 НК  приведена следующая классификация  налогов.

 К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4) единый социальный  налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых.

7) водный налог;

8) сборы за право  пользования объектами животного  мира и объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.

 К региональным  налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

 К местным налогам  относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

 К специальным налоговым  режимам относятся:

1) система налогообложения  единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);

2) упрощенная система  налогообложения (УСН);

3) система налогообложения  единым налогом на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

 Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

 К платежам, контролируемым  Федеральной таможенной службой  РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины  и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

 Платежи, контролируемые  Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

 К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

 Платежи, уплата  которых контролируется Федеральным  агентством лесного хозяйства,  включают плату за использование лесов.

 

1.3. Принципы налогообложения

 

Чтобы разобраться в  принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов  как таковых.

Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или  ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

1. Экономические принципы налогообложения.

2. Юридические принципы  налогообложения.

3. Организационные принципы  налогообложения.

К экономическим принципам  относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов  и оценивающие их как отдельное  экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального  учета интересов и возможностей  налогоплательщиков;

4) принцип экономичности  (эффективности).

Правовые принципы налогообложения часто используют в международной  практике. К ним относят:

1) принцип юридического  равенства перед законом любых  хозяйствующих субъектов и всех  граждан;

2) все налоговые преференции  обязательно утверждаются в законе;

Информация о работе Налоги. Особенности фискальной политики в современной России