Налоги периода НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:18, доклад

Описание работы

В первые месяцы после Октябрьской революции делались попытки наладить
нормальное налогообложение, возродить финансовую систему, но попытки эти в силу реальной обстановки не вышли за рамки общих пожеланий.

Файлы: 1 файл

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

уравнительным сбором в единый налог с оборота, который, впрочем, по своей

природе и организации оказался ближе к акцизу, чем собственно к налогу с

оборота. Во-первых, он неравномерно ложился на разные отрасли производства,

облагая главным  образом производство и реализацию предметов потребления.

Во-вторых, он не облагал равномерно все звенья оборота, а сосредоточивался

в одном оптовом  звене, освобождая от обложения производство, что особенно

нежелательно, антиципируя (предвосхищая) реализацию товаров в рознице.

Вернемся, однако, к налоговой системе 20-х годов. Вторым важным

налогом на городское население в тот период, как уже говорилось, был налог

подоходно-поимущественный, представлявший собой, подобно промысловому

налогу, сложный  агрегат, состоящий из двух самостоятельных  частей

подоходного и  поимущественного обложения. Облагались этим налогом

городские жители, получавшие ежегодный доход от 300 руб. или обладавшие

имуществом  стоимостью от 300 руб. Подоходно-поимущественным  налогом

облагались  не только физические, но и юридические  лица: товарищества,

акционерные общества и т.д. Поимущественное обложение затрагивало не только

предметы обихода, роскоши, но и производственное оборудование частных и

акционерных предприятий, запасы сырья, товаров и т.д. Словом,

поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал.

Государственные предприятий были свободны от поимущественного обложения, но

платили подоходный налог в размере 8%.[19]

Обложение частных  предприятии, как видим, было разнообразным. Они

облагались  в зависимости от оборота, от капитала, от дохода. Само по себе

разнообразие форм обложения не порок; при достаточно умеренным ставкам,

оно позволяет  уловить и отразить налогоспособность  предприятия. Недостатки

системы налогообложения 20-х годов заключались не в  ее многообразии, а в

ее чрезмерности и необоснованной прогрессии обложения, в произвольном

применении  норм обложения на местах.

Поимущественное обложение (т.е обложение капитала) прогрессивно

возрастало  по мере роста размера имущества. В результате всякое слияние

капиталов, создание товариществ, акционерных обществ  вело к удвоению и

утроению обложения, приходящегося на каждого участника  общества или

товарищества. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ:

сначала как  совокупный доход общества, потом  как выплаченный дивиденд.[20]

Непомерная  тяжесть обложения толкала частные предпринимателей на путь

быстрой наживы, спекуляции , препятствовала рациональной концентрации и

накоплению  капитала даже на самом примитивном  уровне. Определенное значение

в финансовой системе  нэпа имел рентный налог с городских  и других земель,

изъятых из сельскохозяйственного  оборота (например, под железными

дорогами). Этому  виду налога нет аналога в настоящее  время, хотя

потребность такого рода платежа очевидна.

Считаю необходимым  также упомянуть и о налоге на сверхприбыль,

установленном летом 1926 г. в дополнение к подоходному налогу. Налог на

сверхприбыль  был объявлен временным и преследовал  цель изъятия из частного

хозяйства максимум прибыли, осевшей в нем за период 1925-26 гг., когда

давление на частный сектор было несколько ослаблено. В связи с этим налог

устанавливал  со второго полугодия 1925-26 года дополнительное обложение

частных владельцев торговых и промышленных предприятий  при двух условиях:

1) если их  доходность в окладном периоде  превышала доходность в предыдущем

и 2) если уже в предшествующем периоде их доход превышал 4-х кратный

необлагаемый  минимум (300-500 рублей).

Размеры обложения  налогом на сверхприбыль определялись пропорционально

возрастанию доходности облагаемых лиц с одного полугодия  на другое и

ограничивались 50% подоходного налога за этот же период. Таким образом, при

помощи налога на сверхприбыль у предпринимателя  могло изыматься до 65-70 %

прибыли, а в  дальнейшем (1928-30 гг.) и до 95%.

Рентный налог  в городах состоял из двух частей: основной ренты и

дополнительной ренты. Основная рента взималась в размере средней доходности

сельскохозяйственных  угодий в данной местности. Она, таким  образом,

отражала и  компенсировала потери от выпадения  земли из

сельскохозяйственного оборота.

Дополнительная  рента с городских земель взималась в зависимости от

доходности  строений, возведенных на этой земле. Она варьировалась в

зависимости от местонахождения участка (в центре города она повышалась) и

была, как правило, в несколько раз выше ренты  основной. В 90-е гг. введение

рентного налога могло бы воспрепятствовать бесхозяйственному отношению к

земле.[21]

Наконец, говоря о налоговой системе нэпа нужно  упомянуть о таком ее

существенном  элементе, как гербовый сбор. Казалось бы, гербовая пошлина

существует  и поныне, взимается за услуги государственных учреждений

гражданам, и, следовательно, особой проблемы здесь нет. Нужно, однако,

принять во внимание, что специфика гербового сбора, в 20-х годах

заключается в  том, что им были обложены не только услуги, оказываемые

гражданам, но и, что самое главное внутрихозяйственный документооборот. А

именно гербовым сбором облагались векселя, акции, облигации, договора о

поставках, подрядах, страховании, торговые сделки и т.д. От гербового сбора

были освобождены  лишь правительственные учреждения, но не государственные

хозяйственные организации и предприятия. Гербовый сбор в размере 0,2 –

0,25% облагаемой  суммы призван был рационализировать  и минимизировать

документооборот внутри народного хозяйства, ослабить бумаготворчество,

поощрять прямые договорные отношения, не оформляемые юридически,

препятствовать  бюрократизации хозяйственной жизни.[22]

Помимо выше указанных основных налогов в  период нэпа существовал и ряд

более мелких платежей.

С переходом  к нэпу были провозглашены имущественные  права граждан,

охраняемые законом, и права наследования в пределах общей стоимости

наследства  до 10000 руб. золотом. В связи с этим была установлена

наследственная  пошлина от 1 до 4% от стоимости каждой доли наследованного

имущества, получаемой каждым наследником в отдельности. От уплаты пошлины

освобождались те наследники, чья доля имущества  стоила меньше 1000 руб.

золотом.

Для нетрудовых элементов, не имеющих возможности  служить в Красной

Армии, в 1925 г. был  введен специальный военный налог, который платили

зачисленные в тыловое ополчение. Налог уплачивался мужчинами от 21 до 40

лет. В течении  первых двух лет налог взимался в  повышенном размере – 25% от

окладов подоходного  или сельскохозяйственного налогов, уплачиваемых этими

лицами, но не менее 100 руб. в с плательщика подоходного и 50 руб. с

плательщика сельхозналога.

Серьезное финансовое значение имел также введенный в 1922 г.

квартирный  налог. Его ставки были дифференцированы в зависимости от

социального положения  граждан. Так, например, предельная ставка налога с

квадратной сажени (2,13 м.) жилой площади, занимаемой рабочими и служащими,

составляла  не больше 10 руб., а с остальных  граждан не свыше 90 руб. в год.

Реформа 1930 г. положила конец налоговой системе нэпа. Нужно иметь в

виду, что практически  налоговая система нэпа прекратила функционировать

раньше - с концом самого нэпа (с 1929 г). К 1930 г уже был  ликвидирован

частный сектор в промышленности и торговле и  утратила свое значение вся

сложная система  налогообложения частного сектора. Гибло индивидуальное

крестьянское хозяйство, по отношению к нему уже не действовали никакие

юридические нормы, в том числе и нормы налогообложения, государство встало

на путь пренебрежения  законами и экспроприации собственности  своих граждан.

Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного

сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г.

прекратили  свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация

управления  в лице „хозрасчетных” объединений (всего их насчитывалось в 1930

г. на всю промышленность 32) делала излишней сложную налоговую систему

взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.[23]

Основные направления  налоговой реформы 1930 г. сводились  к следующему.

Во-первых, акциз  и промысловый налог сливались  в единый налог с оборота (об

этом шла  речь выше). Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными

предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли и

этот платеж отождествлялся, сливался с ведомственным  распределением

прибыли, т.е, строго говоря, переставал быть налогом. Первоначально этот

единый платеж пытались упорядочить, установив общую  норму отчислений – 81%

от прибыли, но скоро выяснилось, что централизованное распределение прибыли

по своей  природе

качественно отлично  от налогообложения и не поддается реальному

нормированию.[24]

В ходе реформы 1930 г. исчезли также такие важнейшие  формы

налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с

внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку  к 1930 году

была ликвидирована  экономическая основа для этих форм налогов. Закон о

трестах 1927 г. исключил из баланса трестов, из их капиталов  землю, которая

до революции  составляла существенную часть всех капиталов промышленности, а

по закону о  трестах 1923 г. включалась в баланс трестов  по дореволюционной

оценке (что, правда, означало занижение ее удельного  веса в капиталах

трестов примерно вдвое в связи с ростом общего индекса цен по сравнению с

довоенным уровнем  в 2 раза). Исключение земли из балансов трестов законом

1927 г. завышало  рентабельность хозяйства и, главное, открывало широкий

простор для  хищнического использования земли  и природных ресурсов.

Обложение внутрихозяйственного оборота гербовым сбором теряло смысл  в

связи с быстро идущей бюрократизацией хозяйственной  жизни, заменой рыночных

форм связей, регулируемых законом, административными  распоряжениями,

законом не регулируемыми, спускаемыми сверху вниз. Кредитная  реформа,

начатая в январе 1930 г., ликвидировала такой важнейший  документ

внутрихозяйственного  оборота, как вексель; рынок "окостеневал" и

разрушался, его  заменяло централизованное распределение. Прибыль

перестала быть стимулом производства. Предприятия  были заинтересованы в

получении ассигновании, которые могли превышать прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характеризуя  итоги развития налоговой системы и налоговой политики в годы НЭПа, можно заключить, что налогообложение периода НЭПа - уникальная эпоха в истории российского финансового права, начавшаяся с перехода от натуральных налогов к денежным, отмеченная проведением многочисленных налоговых реформ и экспериментов. Политика НЭПа с ее ярко выраженной фискальным характером была создана в помощь реализации поставленных перед правительством задач - индустриализации, коллективизации, формированию социальной политики. На их решение требовалось немало денежных средств, которые могли быть получены только в результате повышения фискального потенциала- налога, что и стало главным направлением налоговой политики периода НЭПа. При этом если иные (буржуазные) государства повышали фискальный потенциал налогов в основном за счет совершенствования их обложения, то советское государство в этом случае, наряду с этим приемом, использовало и политический инструмент воздействия. Он выражался в применении налогов в качестве орудия классовой политики. Путем усиления «налогового прессинга» в отношении так называемых капиталистических элементов (особенно в последние годы существования НЭПа) государство пыталось решить задачи как финансового, так и политического характера. Оно использовало налоги не только в интересах пополнения доходной части государственного бюджета, но как средство усиления экономического давления на частный сектор, что неизбежно привело в конечном счете к свертыванию НЭПа.

Информация о работе Налоги периода НЭПа