Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 03:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение роли и проблем взимания региональных налогов.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы налогов.
2. Изучить налоги субъектов РФ их роль.
3. Проанализировать проблемы взимания региональных налогов.
Введение 3
1. Теоретические основы налогов 4
1.1 Сущность налогов 4
1.2 Классификация налогов 8
2. Налоги субъектов РФ 11
2.1 Транспортный налог 11
2.2 Налог на игорный бизнес 14
2.3 Налог на имущество организаций 17
3. Взимание налогов субъектов РФ 22
3.1 Анализ налоговый поступлений в бюджет Новосибирской области 22
3.2 Проблемы взимания налогов субъектов РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 31
СОДЕРЖАНИЕ
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность
налогов характеризуется
Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налогам присущи определенные черты, например, такие как: обязательный характер; законодательный характер; безэквивалентность, то есть безвозвратность.
Региональные налоги являются неотъемлемой частью современной системы налогообложения.
Целью данной работы является рассмотрение роли и проблем взимания региональных налогов.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы налогов.
2. Изучить налоги субъектов РФ их роль.
3. Проанализировать проблемы взимания региональных налогов.
Налог является экономической категорией, представляет важнейший инструмент мобилизации денежных средств в бюджет государства, бюджеты других уровней.
Понятие налога как объективной категории не может меняться в зависимости от проводимой налоговой политики государства, от содержания и видов налогов.
Правовое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ (ст. 8): «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на нраве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогам присущи определенные черты, например, такие как: обязательный характер; законодательный характер; безэквивалентность, т.е. безвозвратность.1.
Объединяющим началом всех налогов являются их элементы, которые приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные элементы налогов
Субъект налогообложения, или налогоплательщик, – лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и (или) услуг), сделки по купле-продаже товаров, работ и (или) услуг, различные формы накопленного богатства или имущества.
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет только та часть объекта налога, выраженная в облагаемых единицах, к которой по закону применяется налоговая ставка.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Налоговая ставка, или, как ее еще называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).
Порядок исчисления налоге представляет собой методику определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта налогообложения.
Порядок и сроки уплаты налога представляют собой законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Порядок и сроки уплаты налога в мировой практике, в том числе и в российском налоговом законодательстве, устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил, установленных в законе.
Источник налога характеризует
экономический показатель, за счет
которого налогоплательщик должен в
соответствии с действующим
Единица обложения (масштаб налога) представляет собой определенную законом количественную меру измерения объекта обложения.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.
Отчетный период – это установленный законодательством срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи по соответствующему налогу и представить контролирующему органу предусмотренную законодательством отчетность по данному налогу2.
Сущность налогов как экономической категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Выделяют фискальную и контрольную функции налогов.
При этом фискальная функция налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.
Контрольная функция налогов позволяет оценивать эффективность функционирования налоговой системы, осуществляется контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений3.
В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран. Эти принципы можно сгруппировать следующим образом:
1) финансовые: нейтральность, достаточность, эластичность;
2) справедливости: всеобщность, равномерность;
3) налогового управления: определенность, экономность, контролируемость, удобность.
Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране. Они включают три группы принципов, а именно:
1) организационные:
единство налоговой политики, единство
системы налогов,
2) юридические: законность,
ясность налогового
3) экономические: всеобщность налогообложения, экономическая обоснованность налогообложения, недопущение дискриминации налогоплательщиков, равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов4.
Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок, налоговых льгот и др. признаками5.
По учету объектов налогообложения. Наиболее распространена классификация налогов и сборов в соответствии с объектами налогообложения: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.), т.е. прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика.
Косвенные налоги взимаются через цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги).
По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социальный налог).
По уровню управления налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги устанавливаются
Федеральным собранием
Федеральные налоги являются основой формирования бюджетной системы Российской Федерации. Федеральные налоги могут зачисляться как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты.
Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и вводимыми региональными законодательными (представительными) органами власти (областные советы, советы народных депутатов, областные думы и др.). К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам в соответствии с частью первой НК РФ относятся: земельный налог, налоги на имущество физических лиц6.
По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом (например единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.)7.
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие на основании главы 28 НК и законов субъектов РФ. Налог является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, поскольку субъектам не предоставлено право не вводить его. При введении транспортного налога законодательным органам субъектов РФ предоставлено право определять ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением вышеназванных игр, и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые,
специально оборудованные для
использования инвалидами, а также
автомобили легковые с
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые
морские, речные и воздушные
суда, находящиеся в собственности
(на праве хозяйственного