Налоги: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.
В данной работе рассмотрим вопросы о сущности и функциях налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность налогов………………………………………………………4
Глава 2. Функции налогов……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность налогов………………………………………………………4

Глава 2. Функции  налогов……………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  тесной связи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности  видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики, что является главным регулятором рыночного хозяйства.

Налоговая система  должна быть по возможности стабильна  и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.

 Налоги необходимы  для содержания государственного  аппарата, армии. Создания различных  социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.

В данной работе рассмотрим вопросы о сущности и  функциях налогов.

 

 

Сущность  налогов.

Налоги являются одной из самых сложных для  понимания экономических категорий, поэтому, несмотря на то, что в отечественной  и зарубежной литературе приводится много определений налога, на современном этапе развития экономической мысли вопрос о дефиниции этого понятия, в полном объеме отражающей признаки, функции и роль налогов, остается актуальным и дискуссионным.

Налоги существовали со времен возникновения первых государств, однако теория налогов начала развиваться только с конца XV столетия, после перехода от натуральной системы хозяйства к денежной, открытия Америки и морского пути в Ост-Индию и общего расцвета внешней и внутренней торговли. С этого момента постоянно повышалась роль налога как инструмента государственного управления, что способствовало развитию взглядов на сущность налога, его понятие и функции.

Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему.

Специфическое воздействие на потребление оказывают  косвенные налоги, к которым традиционно  относят акциз, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость  и налог с продаж.

Воздействуя на элементы налога, распределение поступлений от прямых и косвенных налогов, государство регулирует экономику.

Государство оказывает  свое регулирующее воздействие на экономические  процессы посредством создания правовой среды, определяющей условия функционирования хозяйствующих субъектов.

Важнейшим элементом  этой среды выступают налоги.

Учитывая, что  «налогообложение как социальный институт выражает отношения между личностью  и государством по поводу перераспределения  из сферы частного хозяйства в  публичное материальных благ для  целей финансирования деятельности государства», автор считает необходимым подробно остановится на определении понятия «налог».

С развитием  производительных сил и сменой общественно-политических формаций государство прошло значительный эволюционный путь, и вместе с ним развивались и видоизменялись задачи, которые государство решало с помощью налогов. По этой причине на различных этапах исторического, политического и экономического развития общества в теории налогов и права существовали различные дефиниции налога.

Можно отметить, что каждый исторический период характеризуется  «своим» определением понятия «налог», ученые-экономисты определяли налог  и как платеж, и как взнос, и  как сбор, и как плату, и как  выплату, налоги наделялись разными  признаками, функциями, ролью, что указывает на различия в понимании сущности налогов.

И в настоящее  время вопрос определения понятия  «налог» не утратил своей актуальности. Как подчеркивается в работе В.В. Курочкина и Н.И. Осетровой, «налоговое поведение и социальные последствия, обусловленные действием социального механизма в сфере финансов, в частности налогообложения, в значительной степени зависят от определения понятия налога в законодательном акте».

Законодательно  закрепленное на сегодняшний день определение  налога представлено в части первой статьи 8 Налогового кодекса РФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и юридических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Автор согласен с В.В. Курочкиным и Н.И. Осетровой, что определение налога, данное в  Налоговом кодексе, следует уточнить как в целях правильного применения законодательства о налогах и сборах, так и в целях формирования и повышения налоговой культуры российских граждан, которая еще не достигла уровня, существующего в странах со сложившейся рыночной экономикой.

Заметим, что  официальное определение налога достаточно емкое, в нем указаны признаки платежа, плательщики налога, форма существования налога, цели взимания налога.

Несмотря на это, оно подвергается обоснованной критике такими ведущими отечественными специалистами в области налогообложения, как Д.Г. Черник, В.Г. Пансков, С.Д. Шаталов и др. Основные замечания к определению налога - отсутствие в определении указаний на природу возникновения обязанности по уплате налога, недостаточно точное указание на цель взимания. Кроме того, под это определение налога подпадают штрафы. Критиками отмечается также, что положение о взимании налога в форме отчуждения собственности противоречит как п. 3 ст. 35 Конституции РФ, так и решениям Конституционного Суда РФ по этой проблеме.

Кроме того, по мнению автора, не следует в качестве признака налога выделять «индивидуальную безвозмездность». Как указывают в своей работе В.В. Курочкин и Н.И. Осетрова, речь может идти только об «индивидуальной безэквивалентности или об общей безвозмездности при уплате налога, понимаемой как удовлетворение всеми членами общества потребностей, которые являются неделимыми, то есть объективно не могут быть результатом добровольных денежно-меновых отношений. При этом следует иметь в виду, что те или иные виды деятельности государства, осуществляемые за счет налогов, могут приносить и прямую выгоду отдельным категориям плательщиков (бесплатное образование, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, налоги, являясь безэквивалентными платежами, имеют возмездный характер, как в общественном, так и индивидуальном аспекте».

В.В. Курочкин и  Н.И. Осетрова с учетом достигнутых  финансовой наукой знаний о налогах  и указанных выше критических  замечаний предлагают следующее  определение понятия «налог». Это  установленный законом обязательный взнос, осуществляемый организациями и физическими лицами в бюджет государства.

Автор согласен, что предложенное определение учитывает  ряд замечаний. Однако С.Д. Шаталов, помимо приведенных выше замечаний, отмечает, что такие понятия, как  «деятельность государства и (или) муниципальных образований» и «финансовое обеспечение» этой деятельности в официальном определении налога представляются недостаточно корректными. Автор не только поддерживает это мнение, но и считает это замечание в современных условиях главным.

Автор является сторонником историко-материалистической теории возникновения государства, основоположниками которой традиционно  считаются Л. Морган, К. Маркс и  Ф. Энгельс.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Согласно первому подходу, государство возникает как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход заключается в том, что в результате усложнения самого общества, его производственной и распределительной сфер, его «общих дел» возникла необходимость совершенствования управления, и государство возникло как надстройка над обществом, призванная регулировать происходящие в нем процессы и обеспечивать его интеграцию, а государственное управление стало сферой разделения труда.

Для выполнения стоящих перед ним задач государство использовало отделенный от общества аппарат управления и принуждения и содержало этот аппарат за счет налогов, собираемых с населения. Поэтому не случайно на фасаде здания одного из центральных налоговых учреждений США в Вашингтоне высечена фраза «Налоги - цена цивилизованного общества».

Таким образом, налоги стали  представлять собой плату общества за порядок или за поддержание  его в выгодном для господствующего  класса состоянии.

По мнению автора, в настоящее  время с развитием теории правового государства налоги стали ценой, которую общество платит государству за защиту своих личных интересов, порядка и благосостояния.

На основании вышесказанного автор считает обоснованным исключить  из официального определения понятия  налога признак индивидуальной безвозмездности и конкретизировать цели взимания налогов.

С учетом обобщения  существующих в теориях налогов  и права дефиниций налога автор  предлагает следующую, измененную и  дополненную, редакцию определения  понятия «налог». Налог - это установленный законом обязательный взнос, осуществляемый организациями и физическими лицами в бюджет государства для производства общественных товаров и финансирования деятельности органов государственной власти по обеспечению благосостояния общества, защите политического и экономического суверенитета страны.

Как видно, основное отличие этого толкования сущности налога от официального состоит в том, что налоги - не индивидуально безвозмездный платеж в пользу государства, а плата за предоставляемые общественные товары и защиту суверенитета страны. Другими словами, предложенная редакция предполагает ответственность и отчетность органов государственной власти перед обществом, так как не общество существует для государства, а государство - для блага общества.

С развитием  общества и экономики понятие  «налог» будет эволюционировать, отражая главные моменты этого процесса.

Налоги классифицируются по различным признакам: способу  взимания, уровню управления, целевой  направленности и т.д. Один из возможных  вариантов классификации налогов  приведен в табл. 1.

С точки зрения практики взимания налоги представляют собой сложную систему отношений, включающую в себя ряд взаимодействующих элементов, к которым относятся: субъект, предмет и объект налогообложения, масштаб налога, единица налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие.

Наибольшее  значение с позиций государственного регулирования экономики имеют  такие элементы налога, как налоговая  льгота, налоговая база и налоговая  ставка.

Важным средством  осуществления политики государства  в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Как отмечает автор, ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

 

Таблица 1

Классификация налогов.

 

Кроме того, налоги являются важнейшим фактором ценообразования, определяющим объемы потребления и, тем самым, влияющим на все воспроизводственные процессы и конкурентоспособность товаров. Цена потребительских товаров определяется способами производства, ценами на ресурсы, необходимой разумной нормой прибыли и величиной налоговых ставок, так как и прямые, и косвенные налоги перелагаются в итоге на конечного потребителя, будучи включенными в полном объеме в цену товара. Таким образом, государство, изменяя ставки налогов, осуществляет регулирование экономики, влияя на объемы потребления.

Благодаря налоговым  ставкам централизованная единая налоговая  система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим  уточнением ставок налогов и приведением  налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

Помимо налоговой  ставки одним из наиболее эффективных  средств регулирования экономики  являются налоговые льготы. Это связано  с тем, что каждому физическому  и юридическому лицу, отвечающему  установленным требованиям, может  быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Несмотря на то, что налоговые льготы стимулируют  развитие определенных отраслей экономики, отдельных регионов, видов предпринимательской  деятельности, автор, в целом, негативно  относится к использованию этого  элемента налога при регулировании экономики, поскольку применение льгот усложняет законодательство и, следовательно, контроль за деятельностью экономических субъектов, что неизбежно приводит к злоупотреблениям со стороны последних.

Применение  льгот, по мнению автора, оправданно только в отношении стратегически важных для страны отраслей экономики, например, таких как военно-промышленный комплекс, авиакосмическая промышленность, сельское хозяйство.

Информация о работе Налоги: сущность и функции