Налоги: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.
В данной работе рассмотрим вопросы о сущности и функциях налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность налогов………………………………………………………4
Глава 2. Функции налогов……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с  налоговой ставкой и налоговыми льготами важную роль в государственном регулировании экономики играет налоговая база. От формирования налоговой базы зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Автор считает, что наибольший эффект при регулировании  экономики достигается путем  воздействия на такие элементы налога, как налоговая ставка и налоговая база.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции налогов.

Функции налога - это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств.

Функции налогов  выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание.

Основной функцией налогов является фискальная функция. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

 Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Кроме фискальной, некоторые экономисты выделяют еще  три функции налогов: социальную, распределительную и контрольную.

Социальная  функция реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. С помощью данной функции доходы перераспределяются между различными категориями населения. Примерами реализации социальной (распределительной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

В свою очередь  распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая  функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Заметим, что  некоторые ученые-экономисты не считают перечисленные выше функции налогов (социальную, регулирующую и контрольную) непосредственно «функциями» и используют для обозначения указанных явлений понятия «свойства налогов» или «роль налогов в экономике». Автор индифферентно относится к этой полемике и считает этот вопрос чисто академическим.

 

 

 

Заключение.

Налоги –  необходимый элемент механизма  государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо  ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

 Именно в  налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

 Налоговая система действует на всей территории России. Это единая налоговая система российского государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во – первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во – вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами Федерации, между органами местного самоуправления.

 Необходимость  единства налоговой системы в  Российской Федерации вытекает  из закрепленных в Конституции  РФ гарантий единства экономического  пространства, отнесения к ведению  Российской Федерации вопросов  финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов.

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституция РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ часть 1.
  3. Осетрова Н.И., Курочкин В.В.: Налоговая политика и практика. — 2003.
  4. Налоги и налоговое право: учеб. Пособие под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 2008.
  5. Налоги и налогообложение: под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб. : П., 2008.
  6. Налоги: Князев В.Д.. М.: Инфра - М. – 2002.
  7. Налоги: Учебник под ред. Д.Г. Черника. М: Юнити-Дана, 2003.
  8. www.expert.ru.
  9. http://ru.wikipedia.org
  10. http://lawhack.ru

 

 


Информация о работе Налоги: сущность и функции