Налоги: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Одним из важных моментов при написании курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по одной из составляющих финансовых категорий – доходы бюджета, к которым и относятся налоги.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги и их функции в экономике
1.1 Сущность и функции налогов 4
1.2 Виды налогов 14
1.3 Способы взимания налогов 21
2. Направления деятельности налоговой политики РФ
2.1 Налоговая система РФ 22
2.2 Направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов 29
3. Направления совершенствования в налогообложении 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

К.Р. Налоги-сущ.и функц.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

Виды налогов по субъекту:

● центральные;

● местные.

В России существует трехуровневая система:

● федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

● региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

● местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством. Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• государственная пошлина;

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический налог;

• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование или дарение;

• местные лицензионные сборы.

Виды налогов по принципу целевого использования:

● маркированные;

● немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

● пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

● прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

● регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

● налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

● земельный налог;

● налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

● налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

● НДС;

● акцизы;

● экспортные тарифы;

● налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

● налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

● целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

● налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

● сбор на нужды образовательных учреждений;

● сборы за парковку автомобилей;

● налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

 

    1. Способы взимания налогов

Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик  налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3.  У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

Глава 2 . Направления деятельности налоговой политики РФ

2.1 Налоговая система РФ

         Налоги и их функции отражают объективные закономерности налоговых отношений. В то же время государство, осуществляя конкретные налоговые мероприятия по реализации указанных функций, проводит налоговую политику. Налоговая политика как составная часть бюджетной политики используется государством в целях стимулирования экономического развития и повышения доходов населения. Проведение конкретной налоговой политики государством способствует сбалансированному  производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую [6].

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый  тип  -  политика   максимальных   налогов,   характеризующаяся принципом  «взять  все,  что  можно».  При   этом   государству   уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение  налогов  не  сопровождается  приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и  зависит  от множества факторов в каждом конкретном случае.  Зарубежные  ученые  называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика  разумных  налогов.  Она  способствует  развитию предпринимательства,  обеспечивая  ему   благоприятный   налоговый   климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но  это  ведет к ограничению социальных  программ,  поскольку  государственные  поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно  высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.  Налоговые  доходы направляются на  увеличение  различных  социальных  фондов.  Такая  политика введет к раскручиванию инфляционной спирали [4].

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы.

Основными элементами налогового механизма являются налоговое планирование (и важный этап планирования - прогнозирование), регулирование и контроль.

Налоговое планирование – это процесс расчета на заданный временной период экономически обоснованного размера налоговых сумм государственной властью или налогоплательщиками. Налоговое прогнозирование, опираясь на научные расчеты, разрабатывает варианты развития налогообложения и перспективы их использования. Оптимизация налогообложения – это процесс выбора наилучшей системы налогообложения из множества возможных вариантов в целях обеспечения пропорционального развития хозяйственных сфер, регионов, доходов групп населения. Минимизация налогообложения – это максимальное снижение налогов хозяйствующего субъекта без прямых нарушений налогового законодательства. Как неотъемлемая часть управления хозяйственной деятельностью налогоплательщика минимизация налогов обеспечивает ему дополнительный финансовые ресурсы для расширения производства.

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя             (на рис. 1 это показано как повышение цены с Р0 до Р1).

Рис. 1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение S1. Вертикальное расстояние между кривыми  S0 и  S1 равно величине налога на единицу продукции h. Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Информация о работе Налоги: сущность и функции