Налоги: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ. Одним из важных моментов при написании курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по одной из составляющих финансовых категорий – доходы бюджета, к которым и относятся налоги.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги и их функции в экономике
1.1 Сущность и функции налогов 4
1.2 Виды налогов 14
1.3 Способы взимания налогов 21
2. Направления деятельности налоговой политики РФ
2.1 Налоговая система РФ 22
2.2 Направления налоговой политики на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов 29
3. Направления совершенствования в налогообложении 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

К.Р. Налоги-сущ.и функц.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Налоговое регулирование как элемент налогового механизма служит проявлением функции налогов и используется государством прежде всего для сглаживания циклических колебаний, поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. При этом широко привлекаются такие налоговые инструменты, как налоговые льготы, налоговые вставки, способы обложения и др.

Налоговый контроль, как часть финансового контроля, регламентируется Налоговым кодексом РФ, который определяет  его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановку их на учет в налоговых органах и др. Он также играет немаловажную роль в исполнении доходной части бюджетов разного уровня.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

В настоящее время основные организационные принципы российской налоговой системы закреплены в Конституции России и в Налоговом Кодексе. Хотелось бы отметить следующие организационные принципы, характерные на сегодняшний момент для налоговой системы РФ:

1. Принцип единства налоговой  системы.

Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ и, прежде всего, в         пп. «б» ст. 114, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).

Кроме того, этот принцип обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Именно поэтому согласно Конституции РФ не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства страны, т.е. недопустимо введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства. Также недопустимо введение региональных налогов, которое может позволить формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других территорий. Исключение составляют оффшорные зоны.

2. Принцип подвижности (эластичности).

Налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Этот принцип характерен не только для российской налоговой системы, переживающей свое становление (с 1992 г. в Законе о налоге на добавленную стоимость было внесено 16 изменений и дополнений, в Законе о налоге на прибыль – 14, в Законе о налоге на имущество – 8, в Закон об акцизах – 5), но и для устоявшихся и сформировавшихся налоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогу было внесено 125 поправок).

Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов в налоговом законодательстве. В своем большинстве подвижность выступает в качестве мер государства против активных действий части налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Подвижность означает в то же время постепенное внутреннее развитие налоговой системы.

Реализация данного принципа в нашей системе имеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самых серьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать в России.

3. Принцип стабильности.

Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Введение налоговой реформы должно проводиться только в исключительных случаях и только в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах уже давно сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступать в силу только с начала финансового года. Именно такое правило предполагалось ввести в налоговую систему РФ в конце 1994 г.

Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Ведь смена налоговой системы приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим ряд лет.

4. Принцип множественности  налогов.

Суть принципа в том, что налоговая система должна представлять собой комбинацию различных налогов и налогооблагаемых объектов и отвечать требованию перераспределения налогов по плательщикам. А также недопустимость формирования «бюджета одного налога», т.к. при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть его может элементарно не сложиться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать налоговое бремя менее заметным и т.д.

Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при различных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве получения доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.

Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело. 

 

2.2 Направления налоговой политики на 2012 год                                               и на плановый период 2013 и 2014 годов

           Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Помимо решения задач в области бюджетного планирования основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.                   

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2012-2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, а также деятельности в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть.

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

1.1. Снижение тарифов страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

1.2. Совершенствование амортизационной  политики

1.3. Разработка порядка отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях налогообложения

1.4. О создании благоприятных  условий для функционирования  некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами

1.5. Меры налоговой поддержки  налогоплательщиков, на обеспечении  которых находятся дети

2. Мониторинг эффективности налоговых  льгот.

2.1. Оптимизация налоговых льгот

2.2. Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов

3. Акцизное налогообложение.

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями 

5. Налог на прибыль организаций.

5.1. Уточнение порядка налогового  учета доходов от реализации  имущества, права на которые подлежат  государственной регистрации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации

5.2. Уточнение порядка признания  убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли

6. Налогообложение природных ресурсов.

6.1. Налог на добычу полезных  ископаемых (НДПИ), взимаемый при  добыче углеводородного сырья (нефти  и природного газа)

6.2. Налог на добычу полезных  ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых

6.3. Водный налог

6.4. Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

8. Введение налога на недвижимость.

9. Налоговое администрирование.

9.1. Внедрение инструментов, противодействующих  уклонению от уплаты налогов

9.2. Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов  и сборов в бюджетную систему  Российской Федерации

 

 

 

Глава 3. Направления совершенствования в налогообложении

Как было отмечено ранее, налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Информация о работе Налоги: сущность и функции