Налоги в СССР 1917-1991 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:28, доклад

Описание работы

В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

 

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Налоги в СССР 1917-1991 года»

 

 

                                                                                             Выполнила студентка

Туфанова Кристина Максимовна

Группа 08181

Проверила

                                                                               Алимурзаева Ирина Ивановна

 

 

 

Великий Новгород

2012 г.

Налоги в  СССР (1917-91 гг.)

 

     В  результате прошедшей в феврале  1917 г. революции произошли перемены  в государственной власти. Временное  правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике.

 

     В  октябре 1917 г. свершилась Великая  Октябрьская Социалистическая революция.  Экономическое состояние страны  было удручающим. Финансовое система  страны была в состояние разрухи.  Советское правительство нуждалось  в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов.

 

     В  связи с чем, Декретом СНК  от 24 октября 1917 г. "О взимании  прямых налогов" был установлен  единый срок для уплаты ранее  введенных налогов. В то же  время отменялись налоги, которые  противоречили вновь изданным  декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Введение чрезвычайных революционных налогов помимо финансовых задач - пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства - борьбу с имущими слоями населения. В основу которого были положены классовые принципы.

 

     Декретом  о единовременном чрезвычайном  десятимиллиардном революционном  налоге, принятом Постановлением  ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г.  было произведено изъятие средств  для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма - 10 миллиардов рублей - была разверстана между губерниями. Данный налог содержал в себе элемент контрибуции с имущих слоев населения страны. Однако при взимании налога не обошлось без нарушений законности, если о ней можно было тогда говорить, что заставило Советское правительство иначе посмотреть на проблему обложения данным налогом крестьян-середняков. Связано было это, прежде всего, тем, что при взимании данного налога под него подпадали хозяйства крестьян середняков.

 

     В  резолюции 8 съезда РКП(б) Об  отношении к среднему крестьянству  подчеркивалась: "Среднее крестьянство  должно облагаться чрезвычайно  умеренно, лишь в размере, вполне  посильном и необременительном  для него".

 

     Декретом  ВЦИК от 9 апреля 1919 г. "О льготах  крестьянам-середнякам в отношении  взыскания единовременного чрезвычайного  налога" полностью были сложен  налог с крестьян, которые подлежали  обложению по небольшим ставкам  и значительно был снижены  более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. В связи с натурализацией хозяйственных отношений, обесцениванием денег взимание денежных налогов было приостановлено. Острая продовольственная нехватка вынудила найти новые инструменты пополнения продовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики и прекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманию натуральных налогов.

 

     Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом", в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

 

     Натуральный  налог был непосредственно связан  с хлебной монополией и являлся  инструментом не столько финансовой, сколько продовольственной политики  государства. Однако проведение  налога не получило большого  значения, т.к. не позволили мобилизовать все излишки продовольствия в государстве. В связи с чем правительство вынуждено было ввести продовольственную разверстку.

 

     Декретом  СНК от 11 января 1919 г. в общегосударственном  масштабе введена Продовольственная  разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

 

     Декретом  Совета труда и обороны от 19 ноября 1919 г. О натуральной трудовой  и гужевой повинности в целях  преодоления топливного кризиса  устанавливались:

 

натуральная дровяная повинность,

трудовая повинность,

гужевая повинность.

     В  результате происходящих в стране  событий состояние экономики  и отдельных ее отраслей было  удручающим. Сельскохозяйственное  производство в 1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога.

 

     На X съезде партии была принята  резолюция о переходе к Новой  Экономической Политике, а также  о замене продовольственной разверстки натуральным налогом. В резолюции устанавливались основные принципы продовольственного налога и особо подчеркивалось, что общая сумма налога подлежит уменьшению по мере восстановления промышленности и транспорта Советского государства.

 

     Во  исполнение резолюции X съезда  партии Постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 г. "О замене продовольственной  и сырьевой разверстки" натуральным  налогом на Совет Народных  Комиссаров была возложена обязанность  по изданию декретов об отдельных  натуральных налогах. Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. "О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена" налог был построен по принципу прогрессивного обложения, при котором учитывалась мощность хозяйства по ряду показателей. Показателями мощности хозяйства являлись: количество пашни, число едоков и урожайность. Устанавливались семь групп хозяйств по количеству пашни на едоков и одиннадцать разрядов по урожайности. Сочетание показателей и определяло размер налога, подлежащего уплате. Следует отметить, что система взимание натурального налога 1921/22 гг. осуществлялось из целого ряда разных видов натуральных налогов.

 

     Наряду  с Декретом от 21 апреля 1921 г. "О  натуральном налоге на хлеб, картофель  и масленичные семена", были  изданы ряд декретов по ряду натуральных налогов на отдельные сельскохозяйственные продукты:

 

Декретом СНК  от 21 апреля 1921 г. был установлен натуральный  налог на молочные продукты;

Декретом СНК  от 21 апреля 1921 г. введен натуральный  налог с птицеводства;

Декретом СНК  от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог на шерсть;

Декретом СНК  от 11 мая 1921 г. введен натуральный налог  на табак;

Декретом СНК  от 31 мая 1921 г. введен натуральный налог  на продукты огородничества и бахчеводства;

Постановлением  СТО от 3 июня 1921 г. введен натуральный налог на продукты пчеловодства (мед и воск);

Декретом СНК  от 14 июня 1921 г. введен натуральный мясной налог;

Декретом СНК  от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог  на льняное и пеньковое волокно;

Декретом СНК  от 9 августа 1921 г. введен натуральный налог на кожевенное сырье;

Декретом СНК  от 25 августа 1921 г. введен натуральный  налог на пушнину.

     Все  натуральные налоги могли уплачиваться 18 различными видами продуктов,  с установлением эквивалента  замены одного вида сельскохозяйственной  продукции другим. Первоначально натуральные налоги не распространялись на производственные сельскохозяйственные кооперативы, которые сдавали сельскохозяйственную продукцию по особо установленным для них правилам.

 

     Однако  затем Декретом ВЦИК и СНК  от 17 ноября 1921 г. они были привлечены к уплате натуральных налогов. Наличие множества натуральных налогов не обеспечивало равномерности обложения, ставило определенные пределы для развития тех или иных сельскохозяйственных культур, тормозило дальнейшее развитие товарно-денежных отн

 

     Взимание  налога несло на себе большие  издержки по взиманию, которые  достигали иногда до 40 % валового  сбора. Все это требовало изменений  в порядке обложения крестьянских  хозяйств. XI Всероссийская партийная  конференция рекомендовала изучить опыт взимания продналога и найти возможность упростить для крестьянства выполнение лежащих на них государственных повинностей.

 

     На IX Всероссийском Съезде Советов  были выработаны указания о  необходимости пересмотра взимания  натурального налога. На основе этого Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. "Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг." вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога - пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве.

 

     В течение 1922 г. помимо единого натурального налога вводится два общегражданских налога, подворно - денежный налог, трудгужналог. Необходимость роста валовой продукции и товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развития денежного обращения, использования налогового обложения деревни в целях стимулирования производственных сил сельского хозяйства настоятельно потребовало изменения в системе налогообложения крестьянства. Развития экономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения к денежному. Изменения в налогообложении деревни могло протекать по двум направлениям: перехода от натурального обложения к денежному обложению и переходу к единому сельскохозяйственному налогу. Необходимость перехода к единому налогу была обусловлена тем, что наличие множества налогов не позволяло проводить равномерное обложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также тем, что взимание налога производилось различными органами: Наркомпрод, Наркомфин и местными органами. Уплата налога натуральными продуктами фактически лишало крестьянина права распоряжаться продуктами своего труда, что не отвечало задачам развития товарооборота, укрепления рубля и развитию денежного обращения.Переход к денежному обложению отвечал интересам бюджета и значительно позволил бы снизить расходы на организацию взимания налогов. Однако условия неравномерного развития районов страны не позволил полностью отказаться от взимания натуральных налогов и переходу к денежному взиманию.

 

     Решение  о переходе к уплате единого  налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции "О налоговой политике в деревне". В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.

 

     Переход  к единому сельхозналогу был  осуществлен Декретом ВЦИК и  СНК от 10 мая 1923 г. "О едином  сельскохозяйственном налоге". В  соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный  налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

Информация о работе Налоги в СССР 1917-1991 года