На
основании Постановления ЦИК
и СНК от 7 апреля 1936 г. к уплате
сельскохозяйственного налога стали
привлекаться хозяйства членов
промысловых кооперативных артелей.
Абсолютное превосходство коллективных форм хозяйствования и установление
социалистических форм хозяйствования,
в качестве единственной формы земледелия
потребовала изменить и систему сельскохозяйственного
налога.
Законом
"О сельскохозяйственном налоге"
от 1 сентября 1939 г. к уплате сельхозналога привлечены были,
помимо хозяйств колхозников, единоличных
крестьянских хозяйств, хозяйства членов
промысловых кооперативов, также хозяйства
рабочих и служащих, имевшие подсобное
сельское хозяйство в сельской местности.
Объектом налогообложения являлись доходы
от сельскохозяйственных культур и неземледельческих
заработков. Доходы определялись на основе
норм доходности, устанавливаемых в зависимости
от урожайности по культурам и средних
цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые
по трудодням колхозниками, обложению
не подлежали. Обложения строилось по
прогрессивному методу обложения. Для
единоличных хозяйств была установлена
специальная шкала ставок с более высокой
прогрессией, обложение велось на основе
учета размеров их доходности. Имелся
большой перечень льготных категорий,
не подлежащих обложению. Были определены
три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября
декабря.
Законом
от 1 марта 1941 г внесены некоторые
изменения путем повышения нормы
доходности по отдельным сельхозкультурам,
утверждены новые таблицы ставок.
В
первый год войны Указом Президиума
ВС СССР от 3 июля 1941 г. была
введена стопроцентная надбавка
к сельскохозяйственному налогу.
С
1942 г. Указом Президиума ВС
СССР от 29 декабря 1941 г. был
установлен военный налог, которым облагалось
все население страны, в связи с чем стопроцентная
надбавка к сельскохозяйственному налогу
была отменена.
Указом
Президиума ВС СССР от 3 июня 1943
г. были внесены изменения в
порядок обложения сельхозналогом.
Коснулись они повышения норм доходности
и их дифференциации, изменению подверглась
таблица ставок налога, порядок исчисления
налога с единоличных хозяйств.
Указами
Президиума ВС СССР от 13 июля 1948
г., 7 августа 1950 г. и 1 августа
1951 г. сельскохозяйственный налог претерпел незначительные
изменения. Изменения коснулись в части
увеличения прогрессии в обложении и процентов
изъятия доходов, сокращения льгот по
налогу и порядку предоставления льгот.
Указом
Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство
о сельскохозяйственном налоге
были внесены изменения в порядок обложения
дохода. В соответствии с законом от 8 августа
1953 г. обложению сельскохозяйственным
налогом подлежали: хозяйства колхозников,
хозяйства рабочих и служащих, единоличные
крестьянские хозяйства и хозяйства других
граждан, не являющихся членами колхозов,
если им отведены земельные участки в
сельской местности. Налог взимался в
целом с хозяйства, а не с отдельного члена
семьи.
М.И.
Пискотин, проводя исследования
налогообложения сельского населения
страны, отмечал ряд особенностей,
связанных с сельскохозяйственным
налогом. Особенность М.И. Пискотин
прежде всего видел в том,
что субъектами сельскохозяйственного
налога является не отдельный гражданин,
а его хозяйство. Признавая, что сельскохозяйственный
налог является разновидностью подоходного
налога, но имеющего ту особенность, что
сельскохозяйственным налогом облагаются
доходы от личного хозяйства. Особенность
сельскохозяйственного налога Пискотин
М.И видел и в порядке взимания, и уплате
налога. Важной проблемой, решение которой
необходимо было в законодательстве о
сельскохозяйственном налоге, М.И. Пискотин
считал определение статуса Главы хозяйства.
Рассматривая действующий порядок определения
главы хозяйства, Пискотин М.И. находил
ее неправильным. Поскольку разные государственные
органы могли по разному определять главу
хозяйства, он предлагал вынести вопросы
определения главы хозяйства для обсуждения
на сельские Советы. Он считал целесообразным
установить главой колхозного двора только
члена колхоза. Проблема определения главы
хозяйства уже в Крестьянских (фермерских)
хозяйствах в современных условиях также
стала актуальной.
В
соответствии с Указом Президиума
ВС СССР "О внесении изменений
и дополнений в Закон СССР О сельскохозяйственном
налоге от 21.12.1971 г." сельскохозяйственный
налог подлежал к уплате в два срока равными
долями 15 августа и 15 октября. Указом Президиума
ВС СССР О сельскохозяйственном налоге
были внесены изменения в Закон "О сельскохозяйственном
налоге". Изменения вступали в действие
с 1 января 1984 г.
Изменению
с 1936 г. подверглось обложение
колхозов. Постановлением ЦИК и
СНК от 20 июля 1936 г. "О замене
сельскохозяйственного денежного
налога с колхозов подоходным
денежным налогом". Взамен прежней погектарной
и неравномерной формы исчисления доходов
было установлено обложение по фактически
полученным доходам. Подоходным налогом
облагался валовой доход от всех отраслей
сельского хозяйства. Льготы по обложению
доходов от технических культур и животноводства
были отменены. В валовой доход подлежало
учитывать все денежные и натуральные
доходы. Облагаемый валовой доход определялся
по отчетности за истекший год. Ставки
подоходного налога были установлены
по пропорциональному принципу и дифференцировались
по субъектам: 3% с валового дохода в год
для артелей и коммун, 4 % - для ТОЗ. Правления
колхозов до 20 февраля обязаны были представлять
в районный финансовый отдел годовой бухгалтерский
отчет. С введением подоходного налога
были, устранены перекосы в обложении
отдельных отраслей сельского хозяйства.
Причиной побудившей к изменению налогообложения
колхозов явилась неравномерность обложения
отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственный
налог способствовал решению задач, связанных
с коллективизацией, организацией колхозов,
расширением и повышением урожайности
посевных площадей и ростом товарности
сельского хозяйства в целом. Широкая
система льгот и преференции по сравнению
с единоличным хозяйством способствовало
укреплению колхозной системы. Однако
основная сумма налога взималась за, счет
зерновых культур.
В
1935 г. колхозы за счет доходов
от зерновых культур уплачивали
64,0% всей суммы сельскохозяйственного
налога, а за счет других отраслей уплачивали 36 % причитающегося
сельскохозяйственного налога. Уже в 1936
г. после введения подоходного налога
колхозы за счет доходов от зерновых культур
уплачивали 39,2% всей суммы налога, а 60,8%
за счет доходов от других отраслей сельского
хозяйства. Это приводило к неравномерному
распределению налоговых платежей. Помимо
этого существующий до 1936 г. порядок взимания
сельскохозяйственного налога не позволял
в полной мере учитывать все источники
доходов колхозов и не позволял правильно
определить фактический доход с колхозов.
Следовательно, обложение по валовому
доходу способствовало равномерному обложению
доходов от всех отраслей сельского хозяйства
и облегчало обложение зерновых культур.
Подоходный налог, введенный в 1936 г., просуществовал
до 1940 г. без серьезных изменений.
В
действующей системе обложения
в 40-е гг. имелся ряд недостатков.
Сложилось неравномерность в
обложении налогом колхозов между
колхозами с разносторонне развитыми
хозяйствами и с односторонне
развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции,
которая производилась в колхозе и использовалась
в натуральной форме, оставалась в колхозе
и направлялись на оплату по трудодням
и в фонды; часть продукции сдавалось государству
и часть реализовывалась на колхозных
рынках.
При
этом в денежном выражении
продукция оценивалась по-разному.
Это потребовало изменения в
порядке обложения, и 1 марта
1941 г. Верховный Совет СССР
принял Закон "О подоходном
налоге с колхозов". Субъектами
налога стали выступать все
виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся
по доходу за предшествующий год по годовым
отчетам после проверки отчетов финорганами.
В доходы, облагаемые подоходным налогом,
включались все виды доходов от всех отраслей
сельского хозяйства. В состав облагаемого
дохода не включались суммы, полученные
колхозом за сдачу государственных продуктов
по обязательным поставкам и ряд других
сумм. В особом порядке облагались доходы
рыболовецких артелей от рыболовства
при сдаче ими продукции государству по
государственным заготовительным ценам.
В этом случае доходы от рыболовства облагались
рыболовным сбором и не подлежали зачислению
в общий доход, облагаемый подоходным
налогом. Были установлены две различные
ставки:
4% с облагаемого
дохода - с доходов от продажи
продукции в порядке контрактации и государственных
закупок и доходов от внутрихозяйственного
использования продукции,
8% с облагаемого
дохода - с остальных доходов колхозов.
Была
установлена широкая система
льгот для колхозов, в частности
для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших
от стихийных бедствии.
В
годы Великой Отечественной войны
подоходный налог с колхозов
значительных изменений не претерпел.
В послевоенные годы в условиях
тяжелого экономического положения
налогообложение колхозов значительно усложнилось, в частности
коснулось это порядка исчисления и взимания
налога, множественности ставок, дифференциации
ставок.
Указом
Президиума ВС СССР от 11 августа
1948 г. были установлены четыре
пропорциональные ставки: 6 % -с доходов,
получаемых от внутрихозяйственного
использования продукции, 6 % - с доходов
от продажи продукции государству, 12 %
- с доходов продукции, распределяемой
среди колхозников, 13 % - с доходов, получаемых
от реализации продукции на колхозных
рынках. Установление сложного порядка
исчисления и взимания налога, многочисленность
ставок не способствовало эффективному
использованию налоговых инструментов
при налогообложении колхозов. Вновь сложилась
ситуация неравномерного обложения колхозов,
имевших различную производственную направленность.
Указом
Президиума ВС СССР от 12 января
1951 г. Об изменении ст. 5 и 6 Указа
Президиума ВС СССР от 11 августа
1948 г. "О подоходном налоге с
колхозов" были изменены ставки.
Налог с доходов от продажи
продуктов в порядке контрактации и государственных
закупок взимался в размере 9 % от суммы
дохода, а с доходов от торговли на колхозных
рынках - 15 %. Однако это не изменило неравномерности
обложения колхозов.
Союзным
Республикам Указом Президиума
ВС СССР от 25 мая 1956 г. было предоставлено право
устанавливать льготы для колхозов за
счет бюджетов республик. Все острее становился
вопрос перестройки обложения колхозов.
Начало
этому было дано Указом Президиума
ВС СССР от 12 сентября 1957 г. В
соответствии с ним был установлен объект обложения
особым образом исчисляемый доход. Налог
исчислялся со всех видов доходов за истекший
год по данным годового отчета колхозов.
Была введена единая ставка вместо различных
дифференцированных ставок, исчисление
налога производилось самими колхозами
по ставке, средний размер которой до 1959
г. составлял 14%. При этом Союзные республики
могли устанавливать для отдельных районов
в виде исключения дифференцированные
ставки. Были установлены четыре срока
платежа. К 15 марта - аванс в размере 15 %
налога, к 15 июня - 25 %, к 15 сентября - 30 %,
к 1 декабря - 45%.
18
декабря 1958 г. Президиум ВС
СССР издал новый Указ "О
подоходном налоге с колхозов".
Ставка налога была установлена
в размере 12,5 %.В то же время
новый Указ не решил многих вопросов, в частности, налог
по существу исчислялся из доходов истекшего
года, а уплачивался из доходов текущего
года, что не могло способствовать развитию
производственных сил колхозов. В облагаемый
доход фактически включалась часть издержек
производства, затраты на оплату труда
и другие расходы. Налог фактически был
направлен по существу на изъятие не столько
чистого дохода, сколько фонда оплаты
труда.
Мартовский
Пленум ЦК КПСС (1965 г.) признал
необходимость изменений в налогообложении
колхозов подоходным налогом. Указом
Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. "О
подоходном налоге с колхозов", введенном
в действие с 1 января 1966 г. Плательщиками
налога являлись сельскохозяйственные
артели и рыболовецкие хозяйства, имеющие
доходы от сельского хозяйства и уровень
рентабельности которых превышал 15%, а
также колхозы, у которых размер фонда
оплаты труда колхозников превышал необлагаемый
минимум, исчисляемый исходя из устанавливаемого
Правительством среднемесячного заработка
в расчете на одного работающего колхозника.
При обложении стали учитываться экономические
показатели: чистый доход и рентабельность.
Налог
с фонда оплаты труда колхозников
определялся в порядке, определенном
Постановлением Совета Министров
СССР от 10 апреля 1965 г. "О порядке исчисления подоходного
налога с Фонда оплаты труда колхозников",
и фактически строился по пропорциональному
обложению. Ставка налога с фонда оплаты
труда составляла 8 %. Таким образом, по
указу 10 апреля 1965 г. имелись два объекта
обложения: чистый доход и фонд оплаты
труда, которые находятся в тесной взаимосвязи
и имеют самостоятельное юридическое
значение. Подоходный налог следовало
уплачивать в первоочередном порядке,
ответственность за правильность исчисления
и уплаты налога, за своевременность предоставления
расчетов возложена была на Правление
колхозов. В то же время имелся ряд весьма
сложных моментов, не позволявших признать
Указ от 10 апреля 1965 г. безупречным. Во-первых,
наличие двух категории плательщиков:
сельскохозяйственные и рыболовецкие
артели и колхозы. Во-вторых, два объекта
обложения, чистый доход и фонд оплаты
труда с различным методом обложения,
прогрессивный - с чистого дохода и пропорциональный
с части фонда оплаты труда. В-третьих,
наличие двух необлагаемых минимумов.
Указом Президиума ВС СССР от
2 февраля 1970 г. Об изменении некоторых
статей Указа Президиума О подоходном
налоге с колхозов была изменена шкала
обложения прогрессивным методом, одновременно
с увеличением рентабельности и ставки
обложения. Р.Х. Богатеев в своей диссертационной
работе, рассматривая проблему совершенствования
подоходного налога с колхозов, видел
решение вопроса в дальнейшей дифференциации
ставок подоходного налога, изменении
уровня рентабельности, увеличении размера
необлагаемого минимума. В перспективе
Р.Х. Богатеев считал, что единственным
объектом налогообложения колхозов должен
стать чистый доход колхозов. А подоходный
налог с фонда заработной платы он считал
необходимым заменить на подоходный налог
с заработков колхозников.