Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 01:04, реферат
Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.
Введение
1. Эволюция налоговых систем развитых стран мира
2. Сравнительный анализ налоговых систем
Заключение
Список литературы
Важной функцией налоговых органов является разъяснение гражданам законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Во многих странах широко используются разные формы разъяснительной работы, растет количество приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других службах налоговых органов, действует разветвленная сеть телефонных справочных служб, образуются консультационные и информационные пункты в мэриях, общественных организациях, большими тиражами выходят брошюры (Приложение А), справочники, обзоры налогового законодательства.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, какое большое значение имеют в зарубежных странах проблемы урегулирования взаимоотношений плательщика налога с налоговыми органами, что, является главным фактором эффективности всей системы налогообложения.
Таким образом, подытоживая результаты анализа формирования налоговых систем в разных странах и определяя их значение для России, можно прийти к основному выводу, что проблема совершенствования налоговых систем появилась не только перед странами с переходной экономикой, но и перед развитыми государствами. Она объективна и определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического развития.
То, что налоговые системы разных стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, объясняет их несовершенство. Это, в свою очередь, предопределяет то обстоятельство, что в разных странах ведется постоянный поиск оптимальных вариантов в системе налогообложения. По мнению многих экономистов Западной Европы1, налоговая система оптимальна, если следует следующим принципам:
а) расходы государства на содержания налоговой системы и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;
б) налоговый груз нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;
в) процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;
г) этот процесс должен влиять
на распределение доходов в
д) расширить полномочия налоговых органов под строгим контролем государства;
е) пересмотреть штрафные санкции в сторону их увеличения для тех налогоплательщиков, которые систематически уходят от налогообложения.
Приведенный перечень доказывает, что эти общие требования в значительной мере повторяют фундаментальные принципы, которые должны быть основой для построения налоговой системы любого цивилизованного государства. Поэтому основным направлением повышения эффективности налоговых систем как основы для их совершенствования может быть более активное воплощение фундаментальных принципов налогообложения, которые являются приобретением многих поколений ученых и практиков. И хотя эти мероприятия специфические в разных странах, но в целом они направлены на достижение справедливости и эффективности налогообложения. На сегодня в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система действительно должна влиять на стабилизацию экономического цикла, стимулирования экономического роста, ограничения инфляции и безработицы.
Для страны с переходной экономикой, в том числе и для России, реализация фундаментальных принципов при построении налоговой системы — чрезвычайно сложное задание. Трудно воплощать даже те знания, которые появились на начальных этапах перехода к рыночным условиям ведения хозяйства — устранение фискального уклона, предоставления целевой функции каждому из налогов и связанной с этим формы контроля плательщика над использованием уплачиваемого им налога. И в настоящее время практические мероприятия в сфере налогообложения — это, в основном, средства моментального усложнения ситуации. Теоретическая концепция сознательного регулирования экономических процессов, важным инструментом которой являются налоги, в значительной мере работа будущего. И все же благодаря достижению временных компромиссов перспективным направлением развития налогообложения в странах с переходной экономикой следует считать направленность в построении национальной налоговой системы с соблюдением основных принципов. Они должны использоваться и как основные критерии для оценки эффективности налоговой системы.
Основное противоречие при
формировании налоговых систем заключается
в несогласованности
2. Сравнительный анализ налоговых систем
Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.
При сравнительном
анализе системы
Важным положением
предлагаемого подхода к
Сравнительный
анализ на данном этапе развития, пожалуй,
является одним из единственно приемлемых
методов анализа налоговой
Сравнительный анализ служит для выявления слабых мест существующей налоговой системы Российской Федерации и поиска методов и путей для ее улучшения, минуя те «тонкие» и опасные моменты, которые прошли другие страны в ходе своей эволюции.
В нашей работе сравнительный анализ основывается на изучении российской и зарубежной экономической и юридической литературы, на официальные источники зарубежных налоговых органов, а также на открытые и закрытые материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Нами использованы материалы сайтов Налогового Управления США1, Федеральной налоговой службы Российской Федерации2, на которых размещены действующие ставки налогов, списки налогов, правила их уплаты, статистика собираемости налогов, а также различная информация, необходимая для налогоплательщика.
Отдельного внимания заслуживают данные, опубликованные в отчете «Paying taxes 2009», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC) 3, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В данных отчетах, составлен рейтинг удобства национальных систем налогообложения, составители рейтинга руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании.
В рейтинге налоговых систем мира, по состоянию на 2009 год, Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако, суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. За год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.
Однако, уже в 2010 году, Россия оказалась на 131 месте. Это связано с отменой ЕСН, ОПС и с активным внедрением сдачи отчетности по ТКС, а 2011 году уже на 105 месте – внедрение информационных технологий стало одним из приоритетных направлений в реформировании налоговой системы РФ (Приложение Б).
Так же внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.
Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.
Заметим, что
в ходе исследования не принималась
во внимание зависимость между уровнем экон
Проводя анализ данных отчетов за предыдущие годы, мы можем проследить динамику изменения систем налогообложения, выделить те страны, которые близки к Российской Федерации по экономическому уровню и у которых данная динамика положительна. Выбрав такие страны, можно более подробно и более основательно изучить их налоговые системы, их проблемы, методы их разрешения ивозможности применения опыта для решения проблем налоговой системы Российской Федерации.
Многие авторы научных трудов занимаются проблемой налогов и сборов Российской Федерации1 и для ее решения опираются на анализ налоговых систем зарубежных стран. К примеру, вот что пишет В.Г. Князев в своем учебнике: «В России проблема налогов также одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий…»2 и «…Между тем, в условиях принятия Налогового кодекса РФ для успешного проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы необходим тщательный анализ налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, исследование их воздействия на товаропроизводителей и потребителей, изучение тенденций изменения...»3.
Проблемы российской
налоговой системы