НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Подоходный налог с граждан — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой системы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог, исчисление которого производится по специальной шкале налоговых ставок.

Файлы: 1 файл

проблемы.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Подоходный налог с  граждан — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой системы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог, исчисление которого производится по специальной шкале налоговых ставок.

Объект налогообложения — совокупный личный доход налогоплательщиков и некорпорированных предприятий. Совокупный налоговый доход плательщика включает заработную плату, доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, ряд пенсий и пособий, выплачиваемых пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия сверх определенной суммы. В составе совокупного дохода должны учитываться средства, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Причем не реальные суммы, а начисленные до налогообложения (за исключением выплат граждан в Пенсионный фонд РФ от начисленной заработной платы). Датой получения дохода является дата начисления дохода физическому лицу. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка России, действовавшему на дату получения дохода. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного дохода по рыночным ценам. Шкала подоходного налога с физических лиц в РФ устанавливается в зависимости от суммы и вида дохода: по основному месту работы, за работу по совместительству, с разового вознаграждения, за предпринимательскую деятельность. Порядок формирования налогооблагаемой базы, сумма налогов с физических лиц регламентируются положениями Инструкции ГНС РФ от 27.03.97 г. № 35. Однако, несмотря на все нововведения в законодательстве последних лет, сохраняются существующие недостатки формирования налогооблагаемой базы по налогу с граждан и далека от совершенства прогрессия шкалы его исчисления. Это не позволяет подоходному налогу в полной мере выполнять свое функциональное предназначение — регулировать доходы. Применяемая в РФ шкала налогообложения привнесена в отечественную налоговую систему из зарубежной практики, где доходы граждан по уровню среднего заработка относительно уравновешены, а высокие доходы улавливаются фискальной системой с помощью хорошо отлаженных способов. Например, ставки налога в США дифференцированы по группам налогоплательщиков и величине дохода и составляют от 15 до 33%. Предусмотрена индексация налога по отношению к темпам инфляции.

В Японии в 1987 г. максимальная ставка данного налога составляла 60%; в Австрии в 1988 г. она была снижена  с 62 до 50%. В странах Западной Европы эти ставки равны: ФРГ — 28,7%; Великобритания — 26,0%; Швеция — 24%; Франция — 12,7%; Италия — 26,7%.

В 80-е годы в промышленно  развитых странах была проведена  реформа налогов, направленная на сокращение их суммы с доходов частных  корпораций и богатых слоев населения. Главная цель реформы — оживление экономики, повышение инициативы предпринимателей, ускорение воспроизводства фондов. Временное недополучение доходов государственного бюджета компенсировалось повышением прибыли и соответствующих отчислений в будущем.

В США подоходный налог  взимают с индивидуального совокупного  дохода. Он составляет разницу между  валовым доходом и суммой законодательно разрешенных вычетов. В состав последних  входит необлагаемый минимум (2 тыс. долларов) на каждого плательщика и иждивенца  в его семье, скидка в сумме 3 тыс. долларов или расходы на деловые и транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы по уходу за детьми и престарелыми, местные налоги, часть затрат на медицинское обслуживание и др. Индивидуальный подоходный налог взимается с годового дохода на основе самостоятельно заполняемой декларации. С 1985 года в США ежегодно индексируют необлагаемый минимум дохода с учетом инфляции в стране. Взносы в Фонд социального страхования осуществляются в США по ставке 15% от фонда заработной платы и распределяются поровну между компаниями и работающими.

Налогообложение в Австрии  предусматривает подоходный налог  для доходов от следующих видов  деятельности: сельского и лесного  хозяйства, самостоятельной индивидуальной деятельности, несамостоятельного (наемного) труда, вложенного капитала, сдачи имущества  в наем, аренду, прочих видов деятельности. Максимальная налоговая ставка установлена  в размере 50% и применяется при  годовом доходе в 5 млн. шиллингов. Удержание  налога осуществляется по трем направлениям. При выплате заработной платы  или вознаграждения сумма подоходного  налога удерживается работодателем. При  выплате дивидендов налог удерживает компания. Доходы, не вошедшие в первые две формы, указываются в ежегодной  индивидуальной налоговой декларации.

В Израиле подоходный налог  с физических лиц составляет 20-48% дохода; подоходный налог на компанию — 20% дохода.

В Швеции налог на личные доходы населения включает государственный  и коммунальный налоги. Базой налогообложения  служит совокупный доход, превышающий  необлагаемый минимум в 10 000 крон. В сумму дохода не включаются: компенсации за производственную травму, стипендии, ссуда на учебу, пособие по безработице или инвалидности, коммунальная прибавка за квартиру, пособия на детей. Если в течение налогового года уменьшилась "налоговая возможность" плательщика (болезнь, несчастный случай и т.п.), то управление по налогам может увеличить сумму дохода, не подлежащую налогообложению.

Значительное внимание в  зарубежных странах уделяется поиску путей минимизации суммы налогообложения  своих работающих.

Налоговой практике зарубежных стран известны две системы взимания подоходного налога — шедулярная и глобальная.

Шедулярная система предполагает деление дохода в зависимости от источника его получения на части (шедулы), каждая из которых облагается отдельно по своим ставкам. При этом различные виды доходов могут облагаться единым шедулярным подоходным налогом, и тогда будет действовать один общий закон о подоходном налоге, или самостоятельными шедулярными налогами, регулируемыми различными нормативными актами. В последнем случае на фискального субъекта фактически возлагается обязанность одновременной уплаты нескольких подоходных налогов, число которых ставится в прямую зависимость от разнообразия его доходов.

В настоящее время шедулярная система подоходного налогообложения широко распространена в развивающихся странах, считающих ее наиболее целесообразной ввиду сравнительной простоты использования и несложной для понимания налогоплательщиками.

При глобальной системе налог  взимается со всей совокупности доходов, независимо от их источника, т.е. данная модель не предусматривает дробления  налогообразующей базы. Глобальные методы налогообложения используются многими развитыми странами. Так, в Великобритании основой начисления подоходного налога является общая величина дохода из всех источников за минусом разрешенных вычетов. В Польше данный налог взимается с чистого дохода вне зависимости от его происхождения и природы.

Налоговым кодексом Франции  предусматривается взимание данного  налога с дохода, декларируемого в  начале года по итогам предшествующего  финансового года. При этом принимаются  в расчет не только периодические  текущие доходы, но и разовые, получаемые, например, в случае передачи прав собственности.

В некоторых государствах применяется смешанная система, при которой отдельные доходы облагаются самостоятельно, а часть  из них объединяется в общую сумму. Например, в Алжире подоходный налог  выступает в виде налога с заработной платы и дополнительного налога на доход в целом.

Индивидуальный подоходный налог начисляется и взимается  на основе налоговых деклараций, которые  заполняются его плательщиками  ежегодно и содержат сведения о доходах, полученных в предыдущем финансовом году.

В одних странах налогоплательщик самостоятельно рассчитывает причитающуюся  с него сумму налога по установленной  форме, производя при этом вычет  налоговых взносов, уже уплаченных ранее в виде аванса (например, налоги на заработную плату лиц, работающих по найму, взимаются методом удержания "у источника", т.е. работодателя, с последующим перечислением  из в казну).

Такое правило существует, в частности, в американском налоговом  законодательстве. Во Франции и некоторых  других государствах размер налога сообщается фискальным субъектам путем рассылки специальных уведомлений.

В США все физические лица, независимо от того, платят они налоги или нет, обязаны ежегодно представлять налоговые декларации, если только они не освобождены от их подачи законом. Каждому налогоплательщику  присваивается федеральный идентификационный  номер. Федеральное правительство, правительства штатов и местные  органы власти направляют налоговым  субъектам, которые должны подавать сведения о доходах, стандартизированные  формы налоговых деклараций. Вместе с графиком уплаты налогов эти  ежегодные формы для соответствующих  налоговых органов являются источником подробных сведений о налогооблагаемом доходе.

Сроки подачи деклараций составляют от 2,5 до 7 месяцев со дня окончания  года (однако основная сумма налога должна быть уплачена к моменту подачи налоговой декларации). При определенных обстоятельствах налогоплательщик может получить отсрочку в ее предоставлении на период до шести месяцев.

Декларации должны быть подписаны  налогоплательщиком. Подпись сопровождается заявлением, что декларация "подлинная, правильная и полная", при этом лицо, подписавшее декларацию, полностью  отвечает за сообщенные сведения, в  противном случае ему грозит штраф  за "лжесвидетельство", что является в США преступлением.

Завершая краткую характеристику подоходного налогообложения физических лиц в зарубежных странах, необходимо отметить, что реформы, осуществляемые в этой области, за рубежом включают такие направления, как расширение объекта обложения при снижении налоговых ставок и прогрессии при построении их шкалы. Эта тенденция обусловливается, с одной стороны, необходимостью повышения трудовой активности населения и обеспечения более справедливого налогообложения фискальных субъектов, обладающих разными уровнями доходов, а с другой — усилением борьбы с уклонением от уплаты налогов. Современное зарубежное налоговое законодательство стремится использовать для исчисления подоходного налога прогрессивные процентные ставки, представляющие собой выраженную в процентах долю налога по отношению к облагаемому объекту, которая возрастает по мере увеличения размера дохода налогоплательщика. Эти ставки наиболее полно выражают один из важнейших постулатов налогового права — принцип справедливого налогообложения.

В условиях развития частной  собственности градация доходов  граждан РФ все более возрастает. Высокие доходы отдельных граждан  минуют фискальную систему, а технические  возможности налоговых органов  еще недостаточны для их отслеживания в целях налогообложения. Несовершенство налогового законодательства не позволяет  в полной мере претворять в жизнь  принцип справедливого налогообложения, что негативно отражается на налоговой  дисциплине в целом.

Обязанность физических лиц  платить подоходный налог возложена  на граждан Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 г. № 1998-I в редакции Законов РФ от 16.07.92 г. № 3317-I, от 22.12.92 г. № 4178-I, от 06.03.93 г. № 4618-I; Федеральных законов РФ от 27.10.94 г. № 29-ФЗ, от 11.11.94 г. № 37-ФЗ, от 23.12.94 г. № 74-ФЗ, от 27.01.95 г. № 10-ФЗ, от 26.06.95 г. № 95-ФЗ, от 04.08.95 г. № 125-ФЗ, от 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 05.03.96 г. № 22-ФЗ, от 21.06.96 г. № 83-ФЗ, от 10.01.97 г. № 11-ФЗ, от 28.06.97 г. № 94-ФЗ, от 31.12.97 г. № 159-ФЗ, от 31.03.99 г. № 65-ФЗ, от 02.02.00 г. № 19-ФЗ.

В этом законе определены плательщики  подоходного налога (ст. 1), объекты  налогообложения (ст. 2, 7, 10, 12), ставки налога (ст. 8, 11, 13, 16), порядок представления  декларации о доходах (ст. 18) и другие положения, связанные с налогообложением физических лиц и уплатой ими  налогов.

С января 2001 г. вступила в  силу глава 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц". Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками данного вида налога являются в настоящее время  физические лица, как налоговые резиденты  Российской Федерации, так и физические лица-нерезиденты, получающие доходы из источников в Российской Федерации. Согласно ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами  признаются физические лица, которые  находятся на территории России не менее 183 дней. Объектом налогообложения  для физических лиц-резидентов Российской Федерации является доход, полученный на территории России и за её пределами, а для нерезидентов – доход, полученный только из Российских источников. Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц, на основании ст.210 НК РФ, включает все  доходы налогоплательщика. Они могут  быть получены как в денежной или  натуральной форме, так и в  виде материальной выгоды, а также  в виде выплат по договорам страхования  и договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Налоговая  база определяется отдельно по каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены различные налоговые  ставки. Согласно ст. 216 НК РФ, налоговым  периодом является календарный год, как и по ранее действовавшему налоговому законодательству. С точки  зрения криминалистической характеристики необходимо заметить, что с 2001 г. доходы граждан облагаются налогом по единой ставке, размер которой будет зависеть от происхождения денег и определяться по каждому виду отдельно.

Необходимо также отметить, что с 2001 г. для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, по налогу на доходы физических лиц изменились сроки уплаты авансовых платежей.

Обязанность физических лиц  платить страховые взносы в государственные  внебюджетные фонды ранее, до вступления в силу гл.23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" и гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог", возлагался на них  Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.91 г., Положением о Государственном  фонде занятости населения РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 г., Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г., другими нормативными правовыми актами об иных фондах, например, Фонде социального страхования РФ.

Информация о работе НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА