Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:42, реферат
Подоходный налог с граждан — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой системы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог, исчисление которого производится по специальной шкале налоговых ставок.
(Порядок определения
налогооблагаемой базы по
В этих нормативных актах предусматривается, что финансовые средства фондов формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов работодателей: предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов. В числе последних — физические лица.
Обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ в размере 1% с доходов производятся по основному и не основному месту работы.
Размер отчислений в Пенсионный
фонд РФ из доходов, получаемых в связи
с выполнением работ (услуг) на основе
предпринимательской
Поскольку подоходный налог
взимается с любых доходов
граждан, поэтому наряду с доходами
по месту основной работы (службы, учебы)
он исчисляется с доходов, полученных
и не по месту основной работы: от
других предприятий (учреждений, организаций)
или физических лиц, зарегистрированных
в качестве предпринимателей. В этом
случае налог исчисляется и
Предпринимательская деятельность — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. При исчислении подоходного налога в совокупный доход в этом случае включаются:
Облагаемый доход от предпринимательской деятельности определяется по схеме:
Совокупный годовой доход (чистый доход) = Сумма валовых доходов в течение года — Документально подтвержденные расходы
Порядок исчисления подоходного
налога в РФ регламентируется Инструкцией
ГНС РФ от 27.03.97 г. № 35 и схематически
может выглядеть следующим
Совокупный налогооблагаемый доход х Ставка налога= Подоходный налог
Подоходный налог исчисляется с начала календарного года по истечении каждого месяца. По окончании года производится перерасчет, исходя из сумм, составляющих совокупный доход, начисленный физическому лицу в течение календарного года.
Основным местом работы считается предприятие (учреждение, организация), с которым физическое лицо состоит в трудовых и приравненных к ним отношениях, где хранится его трудовая книжка. При исчислении подоходного налога в совокупный доход включаются:
Подоходный налог исчисляется
и удерживается работодателями по истечении
каждого месяца с совокупного
дохода с начала года, уменьшенного
на вычеты, предусмотренные
В системе подоходного
налогообложения граждан
Министерство по налогам
и сборам РФ разрабатывает и направляет
для руководства и применения
в работе методические указания по
проведению декларационной кампании ежегодно.
В частности, Письмом МНС РФ от
18.12.99 г. № Д4-6-08/987 даны рекомендации
и указания по проведению декларационной
кампании 2000 года, где разъяснено, что
в ходе проведения декларационной кампании
следует руководствоваться
В отношении порядка приема деклараций налоговыми инспекциями указано, что декларации о доходах могут представляться в налоговые инспекции лично декларантом, через его доверенное лицо либо по почте. Допускается сдача декларации на дискете.
Соответствующими письмами МНС РФ и Минфина РФ разъясняется порядок оплаты налогов. Так, письмом МНС РФ и Минфина РФ от 29.12.99 г. № ВВ-6-09/1062; № 03-07-21/133 в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ в части организации контроля по исполнению положений Налогового кодекса РФ, устанавливающего исключительно денежный характер исполнения обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, разъяснено: "обязанность по уплате налога (сбора) и других обязательных платежей (далее — налога) считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика".
Согласно Приказу МНС РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица" от 22.12.99 г. № АП-3-08/408 налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в соответствии со ст. 86.1, 86.2 части первой Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ") от 09.07.99 г. № 154-ФЗ.
Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность:
К недвижимому имуществу (недвижимость) в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также доли в квартирах, комнаты, гаражи и т.п.
Приказом МНС РФ от 02.12.99 г. № АП-3-08/379 (зарегистрированного в Минюсте РФ 21.12.99 г. № 2017) утверждены формы документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)"от 02.01.00 г. № 38-ФЗ, определено: "граждане, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.), со дня государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ либо со дня получения лицензии (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности или назначения на должность в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, по месту жительства этих лиц (месту, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает), а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ, а до завершения формирования этих органов — у уполномоченных Пенсионного фонда РФ в районах и городах в течение 30 дней. Аналогичные требования распространяются на граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору (контракту), заключающих договоры гражданско-правового характера с физическими лицами, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторские договоры и выплачивающие вознаграждения по указанным договорам, за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства этих лиц.
Крестьянские (фермерские) хозяйства — со дня их государственной регистрации по месту нахождения.
Плательщики страховых взносов —
Плательщики страховых взносов,
перешедшие на уплату единого налога
на вмененный доход для
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 г. № 227-ФЗ ст. 10 установлено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2000 году, формируются в том числе за счет подоходного налога с физических лиц — в размере 16% доходов. Ст. 29 Закона определено: "...учесть в Федеральном бюджете на 2000 год поступления доходов по основным источникам, в том числе подоходный налог с физических лиц, в сумме 23 928,1 млн. руб.".
В 1994 году вся сумма подоходного налога с граждан зачислялась в бюджеты территорий, с 1995 года — 10% поступлений этого налога централизуется в республиканском бюджете РФ. Эти средства предназначены для финансирования содержания объектов социальной сферы, жилищного фонда, переданных с 1994 года в ведение органов местного самоуправления.
Значение подоходного налога с физических лиц, прежде всего, заключается в том, что он участвует в формировании доходов территориальных бюджетов и регулирует доходы населения. В связи с этим ряд отечественных экономистов, предлагая различные подходы к реформированию налоговой системы, придерживаются мнения о необходимости создания налоговой системы, построенной на переносе центра тяжести налогообложения с юридических на физических лиц. По мнению Д.Т. Черника, она не приведет к существенным неблагоприятным изменениям в существующем налогообложении и с точки зрения рациональности, и с точки зрения социальной справедливости. Он пишет: "В 1995 году действовали три ставки подоходного налога: 12, 20 и 30%. В 1996 году их стало пять: 12, 20, 25, 30 и 35%. Существенно изменились интервалы доходов, в которых они функционируют. В 1995 году граждане с совокупным годовым налогооблагаемым доходом от 10 млн. до 50 млн. рублей вносили подоходный налог по ставке 20%. С 1996 года ставка 20% кончается на доходах в 24 млн. рублей. С доходом более 36 млн. рублей ставка налога уже 30%. Такой уровень в 1995 году начинался лишь после 50 млн. рублей. Легко посчитать, что тяжесть дополнительного подоходного налога легла главным образом на людей с доходами от 1,7 млн. рублей до 4-5 млн. рублей в месяц, т.е. на среднеоплачиваемые слои населения. Конечно, богатые граждане вместо 30% стали платить 35% налога с дохода свыше 48 млн. рублей. Но это вряд ли ощутимо задело наших новых мультимиллионеров и миллиардеров. С 1997 года подоходный налог еще раз ужесточился, правда на сей раз он задел в основном людей с высокими доходами.
Соглашаясь с политикой прогрессивного обложения лиц с высокими доходами, которых, кстати, в процентном отношении в нашем обществе весьма немного, трудно согласиться с переносом налогового гнета на граждан в целом, тем более, это вряд ли осуществимо на практике, если исходить из средних доходов.
Конечно, поголовное декларирование
всех доходов и усиление налогообложения
лиц с наиболее высокими доходами
даст определенный финансовый результат.
Но на 80% населения увеличивать
Другой точки зрения придерживается Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики А.С. Беляков. Он считает, что надо перевести больше налогов на граждан. "И не зарплату им платить, а повышать их доходы с тем, чтобы они освобождались от уплаты налога на доход при условии покупки акций, т.е. инвестировали. Но если гражданин не инвестирует, а деньги на потребление берет, то он должен платить прогрессивный налог".
Информация о работе НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА