НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Подоходный налог с граждан — наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой системы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог, исчисление которого производится по специальной шкале налоговых ставок.

Файлы: 1 файл

проблемы.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

(Порядок определения  налогооблагаемой базы по договорам  страхования и договорам негосударственного  пенсионного обеспечения определён  п.5 статьи 213 НК РФ. Согласно данной статье, начиная с 1 января 2001 г. организации, заключающие договоры страхования или договоры негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своих работников, удерживают подоходный налог со страховых или пенсионных взносов, которые они перечисляют страховым компаниям или негосударственным пенсионным фондом).

В этих нормативных актах  предусматривается, что финансовые средства фондов формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов  работодателей: предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов. В числе последних — физические лица.

Обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ в размере 1% с доходов производятся по основному  и не основному месту работы.

Размер отчислений в Пенсионный фонд РФ из доходов, получаемых в связи  с выполнением работ (услуг) на основе предпринимательской деятельности, установлен в размере 28% от получаемого  дохода.

Поскольку подоходный налог  взимается с любых доходов  граждан, поэтому наряду с доходами по месту основной работы (службы, учебы) он исчисляется с доходов, полученных и не по месту основной работы: от других предприятий (учреждений, организаций) или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей. В этом случае налог исчисляется и удерживается за работы граждан по гражданско-правовым договорам ежемесячно с общей  суммы совокупного дохода с начала года, по общепринятым ставкам с  зачетом ранее удержанной суммы  налога:

  • предприятиями (учреждениями, организациями);
  • налоговыми органами с доходов физических лиц-предпринимателей.

Предпринимательская деятельность — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. При исчислении подоходного налога в совокупный доход в этом случае включаются:

  • доходы граждан, зарегистрированных индивидуально в качестве предпринимателей без образования юридического лица, полученные от разрешенных видов предпринимательской деятельности;
  • доходы нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • личные доходы от коллективной деятельности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • доходы от сдачи гражданами внаем или аренду квартиры, автомобиля, другого движимого и недвижимого имущества;
  • доходы граждан, постоянно проживающих в РФ, полученные от заграничных источников;
  • доходы, получаемые гражданами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, от продажи собственного имущества в порядке коммерческой деятельности с учетом документально подтвержденных расходов по приобретению и реализации этого имущества.

Облагаемый доход от предпринимательской  деятельности определяется по схеме:

Совокупный  годовой доход (чистый доход) = Сумма  валовых доходов в течение  года — Документально подтвержденные расходы

Порядок исчисления подоходного  налога в РФ регламентируется Инструкцией  ГНС РФ от 27.03.97 г. № 35 и схематически может выглядеть следующим образом:

Совокупный  налогооблагаемый доход х Ставка налога= Подоходный налог

Подоходный налог исчисляется  с начала календарного года по истечении  каждого месяца. По окончании года производится перерасчет, исходя из сумм, составляющих совокупный доход, начисленный  физическому лицу в течение календарного года.

Основным местом работы считается  предприятие (учреждение, организация), с которым физическое лицо состоит  в трудовых и приравненных к ним  отношениях, где хранится его трудовая книжка. При исчислении подоходного  налога в совокупный доход включаются:

  • заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с трудовыми обязанностями, в том числе по совместительству, за выполнение работ по гражданско-правовым договорам и другим основаниям;
  • суммы в виде дивидендов по акциям и другие доходы, полученные в результате распределения прибыли предприятия, включая доходы от предоставления материальных и социальных благ работникам за счет предприятия;
  • доходы, выплачиваемые кооперативами (включая колхозы), фермерскими хозяйствами;
  • суммы вознаграждений, получаемые адвокатами за работу в юридических консультациях;
  • доходы студентов и учащихся дневной формы обучения, слушателей духовных учебных заведений, аспирантов, ординаторов и интернов от предприятий (учреждений, организаций) и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей (кроме невключаемых доходов).

Подоходный налог исчисляется  и удерживается работодателями по истечении  каждого месяца с совокупного  дохода с начала года, уменьшенного на вычеты, предусмотренные законодательством.

В системе подоходного  налогообложения граждан применяется  специальная система налоговых  санкций. Суммы налога, не взысканные в результате налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Министерство по налогам  и сборам РФ разрабатывает и направляет для руководства и применения в работе методические указания по проведению декларационной кампании ежегодно. В частности, Письмом МНС РФ от 18.12.99 г. № Д4-6-08/987 даны рекомендации и указания по проведению декларационной кампании 2000 года, где разъяснено, что  в ходе проведения декларационной кампании следует руководствоваться следующими нормативными и ведомственными документами:

  • Налоговым кодексом РФ;
  • Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 г. № 1998-I;
  • Инструкцией ГНС РФ "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 29.06.95 г. № 35.

В отношении порядка приема деклараций налоговыми инспекциями  указано, что декларации о доходах  могут представляться в налоговые  инспекции лично декларантом, через  его доверенное лицо либо по почте. Допускается сдача декларации на дискете.

Соответствующими письмами МНС РФ и Минфина РФ разъясняется порядок оплаты налогов. Так, письмом  МНС РФ и Минфина РФ от 29.12.99 г. № ВВ-6-09/1062; № 03-07-21/133 в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ в части организации контроля по исполнению положений Налогового кодекса РФ, устанавливающего исключительно денежный характер исполнения обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, разъяснено: "обязанность по уплате налога (сбора) и других обязательных платежей (далее — налога) считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика".

Согласно Приказу МНС  РФ "Об утверждении Положения  о порядке проведения налогового контроля за расходами физического  лица" от 22.12.99 г. № АП-3-08/408 налоговый  контроль за расходами физического  лица осуществляется в соответствии со ст. 86.1, 86.2 части первой Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона "О внесении изменений  и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ") от 09.07.99 г. № 154-ФЗ.

Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося  налоговым резидентом Российской Федерации, приобретающего в собственность:

  • недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  • механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  • акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  • культурные ценности;
  • золото в слитках.

К недвижимому имуществу (недвижимость) в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано  с землей, т.е. объекты, перемещение  которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также доли в квартирах, комнаты, гаражи и т.п.

Приказом МНС РФ от 02.12.99 г. № АП-3-08/379 (зарегистрированного  в Минюсте РФ 21.12.99 г. № 2017) утверждены формы документов, необходимых при  проведении налогового контроля за расходами физического лица.

Федеральным законом "О  внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)"от 02.01.00 г. № 38-ФЗ, определено: "граждане, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.), со дня государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ либо со дня получения лицензии (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности или назначения на должность в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, по месту жительства этих лиц (месту, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает), а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ, а до завершения формирования этих органов — у уполномоченных Пенсионного фонда РФ в районах и городах в течение 30 дней. Аналогичные требования распространяются на граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору (контракту), заключающих договоры гражданско-правового характера с физическими лицами, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторские договоры и выплачивающие вознаграждения по указанным договорам, за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства этих лиц.

Крестьянские (фермерские) хозяйства — со дня их государственной регистрации по месту нахождения.

Плательщики страховых взносов — индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами государственной власти субъектов РФ для уплаты стоимости патента, с доходов, определяемых, исходя из стоимости патента методом расчета с применением ставки подоходного налога, которая не должна превышать 30%.

Плательщики страховых взносов, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для  определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы в порядке, установленном Федеральным законом.

Федеральным законом "О  федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 г. № 227-ФЗ ст. 10 установлено, что  доходы федерального бюджета, поступающие  в 2000 году, формируются в том числе за счет подоходного налога с физических лиц — в размере 16% доходов. Ст. 29 Закона определено: "...учесть в Федеральном бюджете на 2000 год поступления доходов по основным источникам, в том числе подоходный налог с физических лиц, в сумме 23 928,1 млн. руб.".

В 1994 году вся сумма подоходного  налога с граждан зачислялась  в бюджеты территорий, с 1995 года — 10% поступлений этого налога централизуется в республиканском бюджете РФ. Эти средства предназначены для финансирования содержания объектов социальной сферы, жилищного фонда, переданных с 1994 года в ведение органов местного самоуправления.

Значение подоходного  налога с физических лиц, прежде всего, заключается в том, что он участвует  в формировании доходов территориальных  бюджетов и регулирует доходы населения. В связи с этим ряд отечественных  экономистов, предлагая различные  подходы к реформированию налоговой  системы, придерживаются мнения о необходимости  создания налоговой системы, построенной  на переносе центра тяжести налогообложения  с юридических на физических лиц. По мнению Д.Т. Черника, она не приведет к существенным неблагоприятным изменениям в существующем налогообложении и с точки зрения рациональности, и с точки зрения социальной справедливости. Он пишет: "В 1995 году действовали три ставки подоходного налога: 12, 20 и 30%. В 1996 году их стало пять: 12, 20, 25, 30 и 35%. Существенно изменились интервалы доходов, в которых они функционируют. В 1995 году граждане с совокупным годовым налогооблагаемым доходом от 10 млн. до 50 млн. рублей вносили подоходный налог по ставке 20%. С 1996 года ставка 20% кончается на доходах в 24 млн. рублей. С доходом более 36 млн. рублей ставка налога уже 30%. Такой уровень в 1995 году начинался лишь после 50 млн. рублей. Легко посчитать, что тяжесть дополнительного подоходного налога легла главным образом на людей с доходами от 1,7 млн. рублей до 4-5 млн. рублей в месяц, т.е. на среднеоплачиваемые слои населения. Конечно, богатые граждане вместо 30% стали платить 35% налога с дохода свыше 48 млн. рублей. Но это вряд ли ощутимо задело наших новых мультимиллионеров и миллиардеров. С 1997 года подоходный налог еще раз ужесточился, правда на сей раз он задел в основном людей с высокими доходами.

Соглашаясь с политикой  прогрессивного обложения лиц с  высокими доходами, которых, кстати, в  процентном отношении в нашем  обществе весьма немного, трудно согласиться  с переносом налогового гнета  на граждан в целом, тем более, это вряд ли осуществимо на практике, если исходить из средних доходов.

Конечно, поголовное декларирование всех доходов и усиление налогообложения  лиц с наиболее высокими доходами даст определенный финансовый результат. Но на 80% населения увеличивать налоговое  давление просто нельзя".

Другой точки зрения придерживается Председатель Комитета Совета Федерации  по вопросам экономической политики А.С. Беляков. Он считает, что надо перевести  больше налогов на граждан. "И  не зарплату им платить, а повышать их доходы с тем, чтобы они освобождались  от уплаты налога на доход при условии  покупки акций, т.е. инвестировали. Но если гражданин не инвестирует, а  деньги на потребление берет, то он должен платить прогрессивный налог".

Информация о работе НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА