Налогообложение как инструмент государственной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и принципы налогообложения;
- изучить виды налогов;
- рассмотреть налоговое регулирование в экономической о социальной сфере;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………. 5
1.1. Функции и принципы налогообложения …………………………….. 5
1.2. Виды налогов ………………………………………………………….. 13

2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………………………………. 18

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 34

Файлы: 1 файл

КУРС Налогообложение как инструмент гос. эк..docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3

   

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА  ………………………….

5

1.1. Функции и принципы  налогообложения ……………………………..

5

1.2. Виды налогов …………………………………………………………..

13

   

2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ……………………………………………………………………….

18

   

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И  НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….

24

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..

31

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции  налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как  дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. А один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил  о том, что налоги для тех, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Система налогообложения  регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами  Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются  на страницах Национальной Экономической  Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в  журнале «Вестник Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь» и  в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.  Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- определить функции и принципы налогообложения;

- изучить виды налогов;

- рассмотреть налоговое  регулирование в экономической  о социальной сфере;

- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.

Объектом  изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

При проведении исследования применялись  аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали:  учебник «Налоги» доктора  экономических наук Н.Е.Заяц,  учебник  Василевской Т.И. «Налоги Беларуси»,  периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и  другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

1.1.  Функции и принципы  налогообложения

 

С институциональных позиций  налоговую систему можно представить  как совокупность принципов, форм и  методов установления, изменения  и отмены налогов, соответствующих  налоговому законодательству. [8, c. 129]

Данное определение вполне можно рассматривать в качестве базовой дефиниции налоговой системы. Конечно, налоговая система всегда предстает и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.

В Беларуси к  таковым инстанциям можно отнести  налоговую службу, таможню и налоговую милицию (Комитет государственного контроля).

Одновременно налоговая  система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

Налоговую систему можно  еще представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством и обязательных к уплате.[5, c. 256]

Существуют следующие элементы налоговой системы:

- субъект налогообложения  (плательщик);

- объект налогообложения  прибыль (доход), оборот или имущество  налогоплательщика, которые служат  основой для исчисления налога;

- налоговые льготы -  полное  или частичное  освобождение  от налога;

- правила исчисления и  порядок уплаты налога; штрафы  и другие санкции за неуплату  налога;

- ставка налога - величина налога на единицу  объекта налогообложения.

Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать  общие принципы его построения.

Мировая экономическая наука  в качестве основных принципов налогообложения  признает следующие:

  1. точность определения вводимого налога (определенность), т. е. должна существовать возможность конкретно рассчитать его величину, а сама методика расчета не должна оспариваться;
  2. доступность налога, т. е. налог не должен разорять хозяйство налогоплательщика;
  3. удобство платежа во времени, что особенно важно для сезонных видов национального производства;
  4. экономичность сбора налогов. Доходы по сбору налогов должны заметно превышать расходы, связанные с организацией и проведением сбора. Доходы, полученные государством в виде налога, должны соответствовать той пользе, которую правительство предлагает обществу в виде своего «продукта».[18, c. 326]

Изложенные выше принципы налогообложения непосредственно  используются при построении национальных налоговых систем в роли фундаментальных  методологических начал.

К системным принципам налогообложения относятся платежеспособность и всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования), справедливость и нейтральность, стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными), доходчивость и гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики), оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения, обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза). [1, c. 13]

Теперь кратко о наиболее важных принципах. Так, принцип платежеспособности означает, что уплаты налога можно требовать лишь у того, кто имеет соответствующую финансовую возможность. Сумма налога определяется величиной дохода (или богатства) налогоплательщика. Поэтому бедные слои населения платят более низкие налоги или вообще их не платят. Но вот богатые люди обречены платить намного больше. Сумма их личного богатства указывает на то, что «правительственным продуктом» они пользуются и интенсивно, и более удачливо. В итоге система налогообложения способна нивелировать исходную неравномерность распределения доходов в обществе.


Доходы

100%  А


 

 

С

            450   В


 100% Население


Рис.1: Влияние налогов  на выравнивание степени социального  неравенства

Биссектриса центрального угла OA на рис. 1 выступает как линия полного равенства. Однако в реальной жизни распределение доходов в обществе далеко от такой идиллии и отражается линией ОВА. Реализация при налогообложении принципа платежеспособности приводит к тому, что после уплаты налогов неравномерность распределения доходов заметно сглаживается (см. линию ОСА). [4, c. 364]

На идее наличия  платежеспособности основываются этические принципы горизонтальной и вертикальной справедливости.

Принцип горизонтальной справедливости сводится к тому, что лица, находящиеся в равном материальном положении, в системе налогообложения должны трактоваться одинаково.

Принцип вертикальной справедливости сводится к тому, что находящиеся в неравном положении граждане страны должны трактоваться неодинаково. Тот, кто получает больше дохода и кто богаче, тот должен платить больше налогов.

Идея вертикальной и горизонтальной справедливости соответствует общему принципу платежеспособности (платит тот, кто имеет деньги). Альтернативный принцип (принцип выгод) также имеет свой смысл: платить за «правительственный продукт» в виде налогов должен тот, кто пользуется соответствующим благом.[6, c. 312]

Принцип нейтральности означает, что система налогов по возможности не должна оказывать прямого влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

Принцип эффективности ориентирует на то, что система налогообложения призвана способствовать достижению устойчивого и долговременного экономического роста.

Принцип доходчивости означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.

Принцип оптимальности предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства всегда минимальны.[5, c. 258]

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено  необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения  дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.[9, c. 64]

Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных  экономических категорий «налог»  и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической  категории в системе практического  хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной  экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение»  мы уже воспринимаем как систему  экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно  с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы  налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории  «налогообложение» в принятой законом  конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения  может существенно различаться. Исходя из экономической природы  категории «налогообложение» налоговой  системе как таковой присущи  две противодействующие экономические  функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций  ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.[17, c. 202]

Таким образом, обе налоговые  функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения  из абстрактно воспринимаемой  ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Информация о работе Налогообложение как инструмент государственной экономики