Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:42, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и принципы налогообложения;
- изучить виды налогов;
- рассмотреть налоговое регулирование в экономической о социальной сфере;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………. 5
1.1. Функции и принципы налогообложения …………………………….. 5
1.2. Виды налогов ………………………………………………………….. 13
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………………………………. 18
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………. |
5 |
1.1. Функции и принципы налогообложения …………………………….. |
5 |
1.2. Виды налогов …………………………………………… |
13 |
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………………………………. |
18 |
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений
в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменения
форм которого неизменно сопровождается
преобразованием налоговой
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Система налогообложения
регламентируется Налоговым кодексом
Республики Беларусь, указами и декретами
Президентами РБ, постановлениями Министерства
Финансов РБ и Совета Министров РБ.
Вопросы налогообложения
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и принципы налогообложения;
- изучить виды налогов;
- рассмотреть налоговое регулирование в экономической о социальной сфере;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства.
Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.
Для написания данной курсовой
работы основными источниками
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
1.1. Функции и принципы налогообложения
С институциональных позиций
налоговую систему можно
Данное определение вполне можно рассматривать в качестве базовой дефиниции налоговой системы. Конечно, налоговая система всегда предстает и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.
В Беларуси к таковым инстанциям можно отнести налоговую службу, таможню и налоговую милицию (Комитет государственного контроля).
Одновременно налоговая
система предстает как налоговы
Налоговую систему можно
еще представить и как совокупн
Существуют следующие элементы налоговой системы:
- субъект налогообложения (плательщик);
- объект налогообложения
прибыль (доход), оборот или имущество
налогоплательщика, которые
- налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
- правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
- ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.
Для достижения оптимального
налогообложения важно
Мировая экономическая наука в качестве основных принципов налогообложения признает следующие:
Изложенные выше принципы
налогообложения
К системным принципам налогообложения относятся платежеспособность и всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования), справедливость и нейтральность, стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными), доходчивость и гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики), оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения, обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза). [1, c. 13]
Теперь кратко о наиболее важных принципах. Так, принцип платежеспособности означает, что уплаты налога можно требовать лишь у того, кто имеет соответствующую финансовую возможность. Сумма налога определяется величиной дохода (или богатства) налогоплательщика. Поэтому бедные слои населения платят более низкие налоги или вообще их не платят. Но вот богатые люди обречены платить намного больше. Сумма их личного богатства указывает на то, что «правительственным продуктом» они пользуются и интенсивно, и более удачливо. В итоге система налогообложения способна нивелировать исходную неравномерность распределения доходов в обществе.
Доходы
100% А
С
450 В
100% Население
Рис.1: Влияние налогов на выравнивание степени социального неравенства
Биссектриса центрального угла OA на рис. 1 выступает как линия полного равенства. Однако в реальной жизни распределение доходов в обществе далеко от такой идиллии и отражается линией ОВА. Реализация при налогообложении принципа платежеспособности приводит к тому, что после уплаты налогов неравномерность распределения доходов заметно сглаживается (см. линию ОСА). [4, c. 364]
На идее наличия платежеспособности основываются этические принципы горизонтальной и вертикальной справедливости.
Принцип горизонтальной справедливости сводится к тому, что лица, находящиеся в равном материальном положении, в системе налогообложения должны трактоваться одинаково.
Принцип вертикальной справедливости сводится к тому, что находящиеся в неравном положении граждане страны должны трактоваться неодинаково. Тот, кто получает больше дохода и кто богаче, тот должен платить больше налогов.
Идея вертикальной и горизонтальной справедливости соответствует общему принципу платежеспособности (платит тот, кто имеет деньги). Альтернативный принцип (принцип выгод) также имеет свой смысл: платить за «правительственный продукт» в виде налогов должен тот, кто пользуется соответствующим благом.[6, c. 312]
Принцип нейтральности означает, что система налогов по возможности не должна оказывать прямого влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.
Принцип эффективности ориентирует на то, что система налогообложения призвана способствовать достижению устойчивого и долговременного экономического роста.
Принцип доходчивости означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.
Принцип оптимальности предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства всегда минимальны.[5, c. 258]
Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
Теоретический потенциал
налога как экономической категории
реализует система
Функциональная
В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.
По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.[17, c. 202]
Таким образом, обе налоговые
функции позволяют
Информация о работе Налогообложение как инструмент государственной экономики