Налогообложение как инструмент государственной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и принципы налогообложения;
- изучить виды налогов;
- рассмотреть налоговое регулирование в экономической о социальной сфере;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………. 5
1.1. Функции и принципы налогообложения …………………………….. 5
1.2. Виды налогов ………………………………………………………….. 13

2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………………………………. 18

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 34

Файлы: 1 файл

КУРС Налогообложение как инструмент гос. эк..docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для  плательщиков создает и нестабильность налоговых законов.

Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику  в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. [12, c. 115]

В-пятых, несовершенство налоговой  системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими  положений, не неся ответственности  за собственные ошибки.

Большой недостаток белорусской  налоговой системы видится в  зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых  нарушении по другим платежам и к  соответствующим финансовым санкциям.

Подобный механизм построения налоговой системы не применяется  в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко  установленный объект обложения  и только за его сокрытие налогоплательщики  должны нести финансовую ответственность.

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые  опытные аудиторы.

В настоящее время с  учетом всех изменений налоговая  система включает 30 налоговых платежей. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обычную деятельность, будут уплачивать пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический  и земельный налоги. Все остальные  налоги будут уплачиваться только при  возникновении соответствующих объектов налогообложения. [7, c. 79]

Установленные формы налоговых  отчетов также не совершенны. Они  сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного  объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими  номера кодов налоговой инспекции  и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

В спектре повышенных интересов  налогоплательщиков находится принцип  стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более  вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к  государству, не способствуют росту  инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения  экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей  налоговой нагрузки в течение  не менее пяти лет. [4, c. 369]

При несоблюдении законов  о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и  размер которой регулируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность  в трех видах:

1) взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода  или суммы налога за иной  сокрытый или неучтенный объект  налогообложения;

2) уплата штрафа за  отсутствие учета объекта налогообложения  или ведение учета объекта  налогообложения с нарушением  установленного порядка, а также  непредставление или несвоевременное  представление в налоговые органы  документов для исчисления налогов;

3) уплата пени за каждый  день задержки перечисления налогов.

В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском  и местном уровнях. Это достигается  в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре  доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе  ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.[14, c. 378]

Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются  за счет поступлений налога на прибыль  предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями  коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.

Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, составляет около 73%. Основной источник дохода бюджета, обеспечивающий 27% администрируемых налоговой  службы платежей, - налог на добавленную стоимость.

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень  изъятий доходов, неравномерность  распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной  стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую  доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Принятие Особенной части  Налогового Кодекса Республики Беларусь позволило упростить порядок  налогообложения, значительно сократить  количество законодательных актов  в сфере налогообложения. В то же время продолжается работа по снижению налоговой нагрузки, так с 2011г. планируется  отмена сбора на развитие территории и налога на услуги. Из состава экологического налога будут исключены некоторые  объекты налогообложения. Также  планируется усовершенствовать  механизм взимания основных налогов. Сократить периодичность налоговых платежей с ежемесячных на ежеквартальные. Основной эффект от этого мероприятия - высвобождение оборотных средств для осуществления деятельности организаций. Сократить число налоговых деклараций, что положительно скажется на снижении финансовых и временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами.[10, c. 65]

Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование  является важнейшим инструментом государства  по стимулированию развития экономики  и социального прогресса в  стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Следует отметить, что налоговая  система РБ создается практически  заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в  ближайшее время не может быть стабильной.  Сегодня требуется  не простое изменение налоговых  ставок, а кардинальная налоговая  реформа, стимулирующая деятельность производителя. Ниже сформулированы основные требования, предъявляемые налоговой  системе в настоящее время:

- равные доходы при  равных условиях их получения  должны облагаться одинаковым  по величине налогом; с разных  доходов при разных условиях  их получения должны взиматься  разные налоги;

- ставки налогообложения  должны быть едиными для всех  предприятий независимо от формы  собственности и для всех граждан  независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов).

- Система налогов должна  быть комплексной, т.е. опираться  на различные способы налогообложения  при  умелом их сочетании;

- Стабильность и гибкость  налоговой системы должны обеспечить  своевременное воздействие на  экономические интересы участников  общественного производства;

- Единую налоговую ставку  следует дополнить системой налоговых  льгот, носящих целевой и адресный  характер, действие этих льгот  должно наступать автоматически  при выполнении условий, установленных  законом.

Система налогообложения  должна учитывать достижения науки  и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей  ситуации.

К основным недостаткам нового налогового законодательства можно  отнести излишнюю уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот  для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности  производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных  технологий или увеличение выпуска  товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство  иностранных  инвестиций.

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы необходимо поэтапное  решение наиболее актуальных  для  реального сектора экономических  задач:

- более детальная разработка  методических указаний по порядку  расчета и уплаты отдельных  налогов и неналоговых платежей, привлечение к их разработке  не только налоговых работников, но и бухгалтеров с целью  возможности определения  баз  налогообложения по отдельным  налогам;

- унификация по ряду  налоговой базы для исчисления  налогов;

- ликвидация многочисленных  льгот для ряда субъектов хозяйствования;

- постепенный переход  от ежемесячной уплаты налогов  к поквартальной уплате;

- определение постоянных  и стабильных источников местного  самофинансирования, отсутствие которых  является причиной появления  местных налогов;

- сокращение до минимума, а впоследствии и отмена налогов,  уплачиваемых из выручки;

- снижение налогового  бремени на фонд оплаты труда;

- уменьшение количества  платежей за счет объединения  сходных или отмены мелких  налогов и сборов с высокими  издержками на их администрирование;

- пересмотр механизма  формирования базы исчисления  налога на прибыль;

- снижение ставок некоторых  видов налогов по мере расширения  базы налогообложения;

- максимальное упрощение  налогообложения индивидуальных  предпринимателей;

- стремление к унификации  с налоговыми системами, действиями  в государствах ЕС и СНГ,  в части создания согласованного  налогового законодательства с  Россией;

- пересмотр мер экономической  ответственности за налоговые  правонарушения.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики  к рыночным отношениям, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой  системы на сегодняшний день-главная  проблема реформы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Василевская, Т. И. Налоги в Беларуси. Теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко.- Мн.: Белпринт, 2007.- 69с.
    2. Заяц Н., А. Сидорова. Налог как экономическая категория //Финансы, учет, аудит – 2004. - №1
    3. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск: Тесей, 2009. – 304 с.
    4. Лемешевский И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие / И.М. Лемешевский.- 3-е изд., доп. и перераб.- Мн.: ФУАинформ, 2009.- 702 с.
    5. Макроэкономика под ред. Новиковой И.В., Ясинского Ю.М., Мн.: ТетраСистемс, 2008.- 368 c.
    6. Макроэкономика: учебное пособие / А.Б. Бондарь. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2009. - 415 с.
    7. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000.- 160с.
    8. Макроэкономика / И.В. Новикова и др.; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 304 с.
    9. Налоги и налогообложение: Курс лекций /Л.М. Барсегян. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. - 147 с.
    10. Налоги и налогообложение: ответы на экзаменационные вопросы / Л.М. Барсегян. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 160 с.
    11. Налоги и налогообложение: под общ. ред. Н.Е. Заяц,  Т.Е. Бондарь. 4-е изд., испр. и доп.- Мн.: "Вышэйшая школа", 2007.- 313 с.
    12. Налоговое право Республики Беларусь", А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко, Мн.: "Тесей", 2007.-  218 с.
    13. Налогообложение: учеб. пособие / А.А. Савицкий. – Мн.: Выш. шк., 2007. - 192с
    14. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой.- Издательство «Юристъ» М., 2003.- 641 c.
    15. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования, Мн.: БГЭУ, 2006. - 187 с.
    16. Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002.- 584 c.
    17. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.- 364 c.
    18. Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009.- 460 c.

Информация о работе Налогообложение как инструмент государственной экономики