Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:42, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и принципы налогообложения;
- изучить виды налогов;
- рассмотреть налоговое регулирование в экономической о социальной сфере;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА …………………………. 5
1.1. Функции и принципы налогообложения …………………………….. 5
1.2. Виды налогов ………………………………………………………….. 13
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………………………………. 18
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 34
В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.
В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов.
Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. [12, c. 115]
В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.
Большой недостаток белорусской налоговой системы видится в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям.
Подобный механизм построения налоговой системы не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.
Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы.
В настоящее время с учетом всех изменений налоговая система включает 30 налоговых платежей. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обычную деятельность, будут уплачивать пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. Все остальные налоги будут уплачиваться только при возникновении соответствующих объектов налогообложения. [7, c. 79]
Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.
В спектре повышенных интересов налогоплательщиков находится принцип стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей налоговой нагрузки в течение не менее пяти лет. [4, c. 369]
При несоблюдении законов
о налогах юридические и
1) взыскание всей суммы
сокрытого или заниженного
2) уплата штрафа за
отсутствие учета объекта
3) уплата пени за каждый
день задержки перечисления
В настоящее время бесперебойное
финансирование предусмотренных бюджетами
мероприятий требует
Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования и пр.[14, c. 378]
Доходы местных бюджетов
областей и г. Минска формируются
за счет поступлений налога на прибыль
предприятий и организаций
Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, составляет около 73%. Основной источник дохода бюджета, обеспечивающий 27% администрируемых налоговой службы платежей, - налог на добавленную стоимость.
Проведенный анализ показывает,
что налоговая система
Принятие Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь позволило упростить порядок налогообложения, значительно сократить количество законодательных актов в сфере налогообложения. В то же время продолжается работа по снижению налоговой нагрузки, так с 2011г. планируется отмена сбора на развитие территории и налога на услуги. Из состава экологического налога будут исключены некоторые объекты налогообложения. Также планируется усовершенствовать механизм взимания основных налогов. Сократить периодичность налоговых платежей с ежемесячных на ежеквартальные. Основной эффект от этого мероприятия - высвобождение оборотных средств для осуществления деятельности организаций. Сократить число налоговых деклараций, что положительно скажется на снижении финансовых и временных затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами.[10, c. 65]
Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система - один из
главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным
Следует отметить, что налоговая система РБ создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Ниже сформулированы основные требования, предъявляемые налоговой системе в настоящее время:
- равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с разных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
- ставки налогообложения
должны быть едиными для всех
предприятий независимо от
- Система налогов должна
быть комплексной, т.е.
- Стабильность и гибкость
налоговой системы должны
- Единую налоговую ставку
следует дополнить системой
Система налогообложения
должна учитывать достижения науки
и опыта зарубежных стран, строится
на сходных принципах в
К основным недостаткам нового
налогового законодательства можно
отнести излишнюю уплотненность, запутанность,
наличие большого количества льгот
для различных категорий
Таким образом, в качестве
основных направлений реформирования
налоговой системы необходимо поэтапное
решение наиболее актуальных для
реального сектора
- более детальная разработка
методических указаний по
- унификация по ряду налоговой базы для исчисления налогов;
- ликвидация многочисленных
льгот для ряда субъектов
- постепенный переход от ежемесячной уплаты налогов к поквартальной уплате;
- определение постоянных
и стабильных источников
- сокращение до минимума,
а впоследствии и отмена
- снижение налогового бремени на фонд оплаты труда;
- уменьшение количества
платежей за счет объединения
сходных или отмены мелких
налогов и сборов с высокими
издержками на их
- пересмотр механизма формирования базы исчисления налога на прибыль;
- снижение ставок некоторых
видов налогов по мере
- максимальное упрощение
налогообложения
- стремление к унификации
с налоговыми системами,
- пересмотр мер экономической ответственности за налоговые правонарушения.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Налогообложение как инструмент государственной экономики